Предмет фонетики

Содержание

Слайд 2

Фонетика (от греч. phōnētikós- звуковой, голосовой, phōnḗ- звук) – раздел языкознания,

Фонетика (от греч. phōnētikós- звуковой, голосовой, phōnḗ- звук) – раздел языкознания,

изучающий звуки в потоке речи, их артикуляцию, акустические свойства, парадигматические системные отношения звуков, их сочетаемость, позиционные изменения звуков.
Слайд 3

Фонетические единицы речи – отрезки разной длительности, выделяемые при членении звукового

Фонетические единицы речи – отрезки разной длительности, выделяемые при членении звукового

потока. Выделяются следующие сегментные единицы: фраза, речевой такт (синтагма), фонетическое слово, фонетический слог, звук. Выделение отрезков разной длительности и применение пауз при произнесении фраз и синтагм облегчают процесс говорения и помогают добиться правильного восприятия текста.
Слайд 4

Звук – незначимая единица языка, наименьший элемент произносимой речи: часть слога, произнесенная за одну артикуляцию.

Звук – незначимая единица языка, наименьший элемент произносимой речи: часть слога,

произнесенная за одну артикуляцию.
Слайд 5

Фонетический слог – часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких

Фонетический слог – часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких

звуков, объединенных в соответствии с принципом восходящей звучности. С физиологической точки зрения слог представляет собой комплекс звуков, произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха. Количество слогов в слове соответствует количеству гласных звуков, так как гласный является слогообразующим. Слоги классифицируются по нескольким основаниям: 1) по характеру конечного звука: закрытый и открытый; 2) по характеру начального звука: неприкрытый и прикрытый; 3) по месту в слове: начальный, серединный, конечный;4) по отношению к ударению: ударный и безударный (предударный, заударный). Фонетические слоги устанавливаются в соответствии с законом восходящей звучности.
Слайд 6

Закон восходящей звучности – закон построения фонетических слогов, согласно которому звуки

Закон восходящей звучности – закон построения фонетических слогов, согласно которому звуки

располагаются в слоге от менее звучного к более звучному (по возрастающей звучности). Закон восходящей звучности последовательно действует в серединном и неконечном слоге.
Слайд 7

Открытый фонетический слог – слог, оканчивающийся на гласный: ра-бо-та [р/\ /бо́/

Открытый фонетический слог – слог, оканчивающийся на гласный: ра-бо-та
[р/\ /бо́/

тъ], на-встре-чу [н/\ / фстр’ế/ чу ], [ту-мá-ны ]
Слайд 8

Закрытый фонетический слог – слог, который оканчивается на согласный звук (в том числе и [Й]): [ча́й-н’ик].

Закрытый фонетический слог – слог, который оканчивается на согласный звук (в

том числе и [Й]): [ча́й-н’ик].
Слайд 9

Прикрытый фонетический слог – слог, который начинается с согласного звука: ко-рабль, слу-жба.

Прикрытый фонетический слог – слог, который начинается с согласного звука: ко-рабль,

слу-жба.
Слайд 10

Неприкрытый слог – слог, который начинается с гласного звука: [о́·] - сень, [у́·] -лей.

Неприкрытый слог – слог, который начинается с гласного звука:
[о́·] -

сень, [у́·] -лей.
Слайд 11

Фонетическое слово – комплекс звуков (слогов), объединенный ударением. В речевом такте

Фонетическое слово – комплекс звуков (слогов), объединенный ударением. В речевом такте

выделяется столько фонетических слов, сколько в нем ударений. Фонетическое слово может быть не равно лексеме (как единице лексического состава, грамматического строя языка), потому что к знаменательному слову может примыкать спереди или сзади служебное слово, не имеющее ударения. Слова, теряющие ударение, называются клитиками. Различают проклитики и энклитики.
Слайд 12

Проклитика (от греч. proklinō- наклоняю вперед) – безударное слово, которое предшествует

Проклитика (от греч. proklinō- наклоняю вперед) – безударное слово, которое предшествует

ударному и сливается с ним в одно фонетическое слово. Например: [пъ- рיּиекיּé].
Слайд 13

Энклитика (от греч. enklinō- склоняюсь) – безударное слово, которое примыкает к предшествующему ударному слову. Например: [ск/\за́л-бы].

Энклитика (от греч. enklinō- склоняюсь) – безударное слово, которое примыкает к

предшествующему ударному слову. Например: [ск/\за́л-бы].
Слайд 14

Речевой такт (синтагма) – отрезок звучащей речи, характеризующий семантической целостностью и

Речевой такт (синтагма) – отрезок звучащей речи, характеризующий семантической целостностью и

произносимый как непрерывный ряд звуков, ограниченный паузами (менее длительными, чем в конце фразы). Речевой такт включает от одного до семи слов.
Слайд 15

Фраза – наиболее крупная единица членения произносимой речи, которая характеризуется наличием

Фраза – наиболее крупная единица членения произносимой речи, которая характеризуется наличием

законченной интонации и отделена от других фраз паузами. Фразы могут быть различны по объему: от одного слова до больших речевых отрезков. Фразы как единицы фонетики соотносительны с предложениями как единицами синтаксического уровня языка. Фразы делятся на речевые такты.
Слайд 16

Суперсегментные фонетические единицы – ударение и интонация. Ударение – фонетическое выделение

Суперсегментные фонетические единицы – ударение и интонация.
Ударение – фонетическое выделение

одного из слогов. В русском языке это выделение осуществляется более сильным напряжением артикулирующих органов, обусловливающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества того или иного звука под ударением), и благодаря длительности гласных звуков. Ударение современного русского языка количественно-динамическое: гласный ударного слога, в отличие от безударных гласных, характеризуется относительно большей напряженностью произнесения, большей длительностью, а потому и более четким звучанием.
Слайд 17

Интонация – ритмико-мелодическое оформление речи, служащее средством выражения синтаксических значений и

Интонация – ритмико-мелодическое оформление речи, служащее средством выражения синтаксических значений и

эмоционально-экспрессивной окраски высказываний. Интонационные средства определяются по отношению к среднему тону речи (у каждого говорящего свой средний тон речи). Учитывается, в каких частях речевого такта и фразы происходит повышение или понижение тона (по отношению к среднему тону). В русском языке выделяют 6 основных интонационных конструкций (ИК).
Слайд 18

Транскрипция (от лат. trānscriptio - переписывание) – запись звучащей речи. Основным

Транскрипция (от лат. trānscriptio - переписывание) – запись звучащей речи. Основным

принципом транскрипции является обязательное однозначное соответствие используемого знака и транскрибируемого звука. Различают фонетическую транскрипцию и фонологическую (или фонематическую).