Презентация И. Кант и кантианство

Содержание

Слайд 2

Источники: Философия: учеб. / А.В. Аполлонов, В.В. Васильев и др; Кант

Источники:

Философия: учеб. / А.В. Аполлонов, В.В. Васильев и др;
Кант

И. Сочинения: В 8 т.- М., 1994.- Т.З.-С.52.
Кант. Соч.-Т.З.- С. 173, 176, 188, 193.
Слайд 3

Иммануи́л Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на

Иммануи́л Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Родился в 1724 году в Кенигсберге.

1724-1804

Два периода

«Докритический»

«Критический»

Слайд 4

I этап (до 1770 года) — разрабатывал проблемы, которые были поставлены

I этап (до 1770 года) — разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской

мыслью.
Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:
-разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба»,1755 год);
-наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
-выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими, проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Слайд 5

Докритический период интерес к естественно - научным и натурфилософским темам; философская

Докритический период

интерес к естественно - научным и натурфилософским темам;
философская методология;

Одной

из главных проблем философии вопрос о границах человеческого знания

Работа: «Критика чистого разума» (1781)

писал работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясения и т.д;

Слайд 6

Главная тема критики Проблема: Каким образом можно достоверно узнать что-то о

Главная тема критики
Проблема: Каким образом можно достоверно узнать что-то о вещах,

которые не даны или пока ещё не даны нам в чувственном опыте?
Человек может определять лишь те вещи, которые даны ему в опыте, имеют к нему отношение.

«Как возможны априорные синтетические суждения?»
( Кант И. Сочинения: 8 т.- М., 1994.- Т. З-С.52.)

Слайд 7

Вещи «Явления» или «Феномены»-вещи имеющие к нам отнощения «вещи сами по

Вещи

«Явления» или «Феномены»-вещи имеющие к нам отнощения

«вещи сами по себе»

Им противостоят

Непознаваемы,

но допускается их существование

Человек не удовлетворяется миром чувственного опыта, хочет проникнуть к сверхчувственным основам мироздания. Ответить на вопросы о свободе воли, бессмертии души и бытии Бога.

Слайд 8

Считает, что лишены перспективы усилия : продемонстрировать существование Бога; постичь первоосновы

Считает, что лишены перспективы усилия :
продемонстрировать существование Бога;
постичь первоосновы природного

мира, выяснить, имеет ли он начало во времени и границы в пространстве, состоит ли материя из подлинных атомов или делима до бесконечности, допускает ли ход природы беспричинные события и есть ли в мире необходимые вещи;
«Антиномия»-состояние внутренней раздвоенности
разума.

При рассмотрении этих вопросов разум запутывается в противоречиях!

Слайд 9

Кант решает антиномию чистого разума, отсылая к выводам трансцендентальной эстетики: Природный

Кант решает антиномию чистого разума, отсылая к выводам трансцендентальной эстетики:


Природный

мир

Всего лишь явление, а не вещь сама по себе

Не имеет самостоятельной реальности

То он

поэтому

Бессмысленно говорить, к примеру, о том, что он бесконечен, искать его жестко определенные границы.

Та же ситуация и с делимостью материи.

Слайд 10

Таким образом: Понимание раздвоенности сущего на вещи сами по себе и

Таким образом:

Понимание раздвоенности сущего на вещи сами по себе и

явления в двух других случаях позволяет разнести тезисы и антитезисы антиномии по разным сферам бытия!
Пример: из того, что мир явлений подчинен закону естественной причинности, не следует невозможность беспричинных событий (свободных)
Свобода- необходимое условие «морального закона»
Моральные требования возникают из разума, определяющего волю.
-связывает моральный закон и свободу.
Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву:

«поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»

Слайд 11

подтверждает право человека на счастье В нашем мире непосредственная связь между

подтверждает право человека на счастье
В нашем мире непосредственная связь между

добродетелью и счастьем отсутствует
мы должны допускать существование бога, который в нашей посмертной жизни согласует одно с другим

Человек должен быть достоин счастья, а достоинство состоит лишь в моральном поведении.

Слайд 12

- Свобода возможна в ситуации фундаментальной неопределённости Высшая ценность бытия: моральность

- Свобода возможна в ситуации фундаментальной неопределённости

Высшая ценность бытия: моральность

и свобода

Человек, как цель сама по себе, является главной проблемой философии

Слайд 13

Художественное творчество « Критика способности суждения» (1790) Творческое начало человека раскрывается:

Художественное творчество

« Критика способности суждения» (1790)
Творческое начало человека раскрывается:
В поздних

сочинениях - тема общественного прогресса.

На индивидуальном уровне

На социальном уровне

Общество в целом, как и индивид, нацелено на совершенствование.

В совершенствовании личности решающую роль играют моральные мотивы

Общество развивается естественным путем, при определяющем влиянии конкуренции между людьми