Содержание

Слайд 2

План Характеристика общественной и литературной ситуации предреформенной эпохи. Основные факты биографии

План

Характеристика общественной и литературной ситуации предреформенной эпохи.
Основные факты биографии и творческого

пути И.А.Гончарова.
Характеристика романа «Обыкновенная история».
Слайд 3

Литература: Краснощекова Е. Три «обыкновенных истории» в романе Гончарова.- В кн.

Литература:

Краснощекова Е. Три «обыкновенных истории» в романе Гончарова.- В кн. Гончаров

И. А. Обыкновенная история. М.,1987.
Лощиц Ю. Гончаров. М.,1977.
Петров Н. К. Творчество И. А. Гончарова. М., 1979.
Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова- романиста. М.-Л.,1962.
Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров - романист и художник. - М., 1992.
Слайд 4

40 – е годы в истории русской литературы Период полной победы

40 – е годы в истории русской литературы

Период полной победы

реализма.
Появление новых писателей реалистов: Герцен, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Некрасов, Салтыков – Щедрин.
Теорию реализма в искусстве разрабатывает Белинский.
Слайд 5

В прогрессивном идейном движении 40-х гг. выделилось три основных группировки: Славянофилы

В прогрессивном идейном движении 40-х гг. выделилось три основных группировки:

Славянофилы –

А. С Хомяков братья К. С. и И.С.Аксаковы, братья И.В. и П. В. Киреевские, Ю. Самарин и другие московские дворянские интеллигенты.
Западники-либералы – В. П. Боткин, П.В. Анненков, К.Д. Кавелин и другие.
Просветители-демократы, составлявшие левое крыло западников: Белинский, Некрасов, Герцен, Огарев.
Слайд 6

Литературные салоны и кружки: В Москве известностью пользовался салон А. П.

Литературные салоны и кружки:

В Москве известностью пользовался салон А. П.

Елагиной, где бывали Герцен, Гоголь, Чаадаев.
В 40-е годы поэтесса и драматург Е. П. Растопчина организовала салон, где бывали А. И. Островский, Тургенев, Тютчев.
В Петербурге пользовался успехом салон Е. А. Карамзиной.
Петербургские литераторы собирались в салоне В. Ф. Одоевского, где бывали Тургенев, Белинский, Достоевской, Некрасов.
Слайд 7

Огромное значение приобретают журналы: «Отечественные записки». «Современник». «Москвитянин».

Огромное значение приобретают журналы:

«Отечественные записки».
«Современник».
«Москвитянин».

Слайд 8

В русской литературе 40 – х. годов определилось два направления: Демократическое

В русской литературе 40 – х. годов определилось два направления:
Демократическое

- главой направления становится Некрасов.
«Чистого искусства» - представители направления Фет, Майков, Щербина, А. Н.
Слайд 9

Гончаров И.А. Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812

Гончаров И.А.

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 года.
Детские

годы прошли в патриархальной обстановке.
Духовные интересы проявились в общении с крестным отцом Трегубовым.
В детстве прочитал произведения Державина, Ломоносова, Фонвизина.
Слайд 10

С 1822 – 1830 Гончаров учился в Московском коммерческом училище. Осенью

С 1822 – 1830 Гончаров учился в Московском коммерческом училище.
Осенью 1831

года он поступил на словесный факультет Московского университета.
Университетские годы для писателя прошли «без туч, без гроз, без бурь».
Слайд 11

К студенческим годам относится первый опубликованный в печати литературный опыт. В

К студенческим годам относится первый опубликованный в печати литературный опыт.
В журнале

«Телескоп» в 1832 году напечатан отрывок из перевода романа Евгения Сю «Атар – Гюль».
Слайд 12

По окончанию университета Гончаров с лета 1834 до 1935 пробыл в

По окончанию университета Гончаров с лета 1834 до 1935 пробыл в

Симбирске, где служил в канцелярии губернатора.
10 лет жизни в столице писатель служил мелким чиновником министерства финансов.
В 1838 г. Появились повести «Лихая болесть» и Счастливая ошибка в 1839 году.
Слайд 13

Осенью 1852 года Гончаров отправляется в путешествие к берегам Японии на

Осенью 1852 года Гончаров отправляется в путешествие к берегам Японии на

русском военном корабле фрегате «Паллада» в качестве секретаря.
Путешествие продолжается 2,5 года.
В плавании он создает два тома очерков, изданных под названием «Фрегат «Паллада».
По возвращению из путешествия Гончаров в 1856 г. Становится цензором.
Слайд 14

В начале 70 – х. пишет свои «Заметки о личности Белинского».

В начале 70 – х. пишет свои «Заметки о личности Белинского».
Последние

годы жизни писатель провел в уединении, больной и одинокой.
До глубокой старости он тянулся к творческой работе.
15 сентября Гончаров умер.
Слайд 15

Мировоззрение Гончарова Гончаров представлял историю как органический процесс, происходящий в природе.

Мировоззрение Гончарова

Гончаров представлял историю как органический процесс, происходящий в природе.
Гончаров считает,

что история движется постепенно и органически, медленно происходят переходы от одной фазы в другую.
Гончарову представляется, что каждый шаг вперед вбирает в себя лучшее из прошлого и присоединяет к нему новое.
Слайд 16

Гончаров выступает против крепостного права. Писателю не свойственен политический и гражданский

Гончаров выступает против крепостного права.
Писателю не свойственен политический и гражданский пафос,

в творчестве нет картин страданий народа.
Гончарова интересует смена укладов жизни и те люди которые представляют эти уклады.
Слайд 17

Человек в понимании Гончарова тесно связан с той сферой, в которой

Человек в понимании Гончарова тесно связан с той сферой, в которой

он рос, к которой принадлежал.
Писатель несет в себе черты массовой психологии людей данного уклада.
Главным в творчестве Гончарова является утверждение, что человек – плод действительности.
Слайд 18

В человеке, по убеждению Гончарова, есть глубокое стремление к гармонии, красоте,

В человеке, по убеждению Гончарова, есть глубокое стремление к гармонии, красоте,

цельности.
Идеал человека у писателя соединяет интеллектуальность, широту знаний, труд, необходимый для общества.
Слайд 19

«Обыкновенная история» В 1847 г. В журнале «Современник» печатается роман «Обыкновенная

«Обыкновенная история»

В 1847 г. В журнале «Современник» печатается роман «Обыкновенная история».
Это

не только первое значительное произведение Гончарова, но и первый русский роман.
Впоследствии писатель стал восприниматься как автор «Обломова»(1859), и «Обыкновенная история» оставалась в тени.
Слайд 20

Через 120 лет «Обыкновенная история» была поставлена в московском «Современнике».

Через 120 лет «Обыкновенная история» была поставлена в московском «Современнике».

Слайд 21

К Гончарову имеется три разных отношения: Во – первых – забвение

К Гончарову имеется три разных отношения:
Во – первых – забвение в

славе.
Во – вторых, автор романа с антинигилистическим элементом.
В – третьих, писатель, чьё творчество может быть уложено в националистическую концепцию.
Слайд 22

Действие романа охватывает время примерно с начала 30- х. и до

Действие романа охватывает время примерно с начала 30- х. и до

середины 40х.
В «Обыкновенной истории» нашли свое отражения те проблемы в русской жизни, которые происходили на почве развития буржуазно – капиталистических отношений в России.
Слайд 23

Роман был направлен против крепостнической отсталости, против провинциально – помещичьей праздности,

Роман был направлен против крепостнической отсталости, против провинциально – помещичьей праздности,

и отстоя.
Своим романом Гончарову хотелось подчеркнуть приближение «Сознание необходимости труда, живого дела в борьбе со всероссийским застоем».
Слайд 24

Образ Адуева- младшего В образе и судьбе Адуева, Гончаров воплотил «Всю

Образ Адуева- младшего
В образе и судьбе Адуева, Гончаров воплотил «Всю праздную,

мечтательную строну старых нравов».
Александр Адуев был трижды романтиком: по натуре, по воспитанию и обстоятельствам.
Слайд 25

Образ Петра Ивановича Петер Иванович честен и тверд. Он любит заниматься

Образ Петра Ивановича

Петер Иванович честен и тверд. Он любит заниматься любимым

делом.
Образ дядюшки импонировал писателю: он внес в его интеллектуальный и нравственный облик идеализирующий его черты.
Но и в жизни Петра Ивановича не мало застойного, Рутина бюрократической службы, поездки на завод, карточная игра и д.р.
Слайд 26

Женские образы Мать Александра одержана любовью к своему чаду. Наденька Любецкая

Женские образы

Мать Александра одержана любовью к своему чаду.
Наденька Любецкая – столичная

жительница, капризно – грандиозная, самостоятельная в своих чувствах, и своенравна.
Юлия Тафаева всем своим существом сосредоточена только на любви.