Презентация по МХК Художественная культура Древней Руси

Содержание

Слайд 2

В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия - комплекс

В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия - комплекс

первобытных воззрений, верований и обрядов. Проявлениями языческого культа были обрядовые празднества - календарные, т. е. связанные со сменой времен года, и внекалендарные, вызванные эпизодическими событиями - свадьбой, похоронами и т. п. Язычество - это своеобразная форма освоения человеком природы. Возникнув в глубокой древности, оно не было застывшим, а постоянно развивалось, менялось, совершенствовалось.
На первом этапе языческой культуры славяне «клали требы упырям и берегыням, т. е. приносили жертвы злым и добрым духам, действовавшим по их представлениям в окружающем мире. К злым духам относились упыри - вампиры, оживающие мертвецы, оборотни. Упырям противостояли добрые духи - берегыни, и люди старались им помочь путем заклинаний и ношения амулетов - оберег. Злым духам славяне также ставили подношения с тем, чтобы умилостивить их.
Слайд 3

На втором этапе языческой культуры славяне «начали трапезу ставити Роду и

На втором этапе языческой культуры славяне «начали трапезу ставити Роду и

рожаницам». Род и рожаницы представлялись в виде божеств плодородия. Род был творцом вселенной. Он вдувал в людей жизнь, повелевал небом и стихиями. Рожаницы- богини плодородия. У Рода были «помощники» - Ярило и Купала. Ярило олицетворял собой весну и представлялся в виде красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне.
На третьем этапе языческой культуры славяне стали поклоняться многим богам. Небом стал «владеть» Сварог, которого считали верховным властителем вселенной. Сыном его считался Сварожич - бог огня и покровитель кузнечного дела. Почитался славянами бог Волос, или Велес, - покровитель скота и скотоводов. Считалось также, что Велес способствует обогащению людей. Эта его функция позднее выдвигается на первое место. Покровителем воинов был Перун. В эпоху военной демократии Перун «захватывает» верховную власть над языческими богами, вытесняя Сварога. Прежде Перун считался покровителем грома и молний.
Слайд 4

Религиозные верования древних славян были непосредственно связаны с формированием различных элементов

Религиозные верования древних славян были непосредственно связаны с формированием различных элементов

культуры. Поклонение языческим идолам сопровождалось ритуалами, которые не уступали в пышности, торжественности и воздействии на психику христианским обрядам. Культовым действом руководили жрецы - волхвы. Эти обряды и языческие празднества способствовали развитию основных форм народного творчества - фольклора, зачатков музыкального, драматического и танцевального искусства. В ходе обрядовых празднеств пелись песни, произносились заговоры и заклинания, устраивались массовые пляски и хороводы, совершались драматические действия с участием ряженых, пение и танцы сопровождались игрой на несложных музыкальных инструментах - гуслях, дудках, рожках и бубнах.
Слайд 5

У славян существовали и формы фольклора, не связанные с языческим культом,

У славян существовали и формы фольклора, не связанные с языческим культом,

- пословицы, поговорки, загадки, трудовые песни, сказки, предания и легенды, в которых воплощались народные представления об историческом прошлом. К числу таких преданий восточных славян можно отнести легенду о Кие, Щеке, Хориве и основании ими Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи и многие другие.
Имеющиеся в научном распоряжении материалы позволяют получить общее представление о культуре древних славян, о тех основных ее элементах, которые стали в дальнейшем источником культуры единой древнерусской народности.
Слайд 6

Главными божествами восточных славян являлись: Перун – бог грозы и войны

Главными божествами восточных славян являлись:
Перун – бог грозы и войны
Род –

божество вселенной
Даждь-бог (Ярило, Хорос) – божество солнца
Велес – бог скота и богатства
Сварог – бог огня
Мокошь – богиня земли и плодородия
Слайд 7

Кроме переводных греческих и византийских произведений, на Руси возникают свои литературные

Кроме переводных греческих и византийских произведений, на Руси возникают свои литературные

произведения. Возник особый вид исторического сочинения - летопись . На основе погодных записей важнейших событий составлялись летописные своды. Наиболее известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет».
Князь Владимир Мономах – автор «Поучения детям», первого в истории русской литературы сочинения мемуарного характера. Первый митрополит из русских Иларион написал «Слово о законе и благодати» – историко-философское произведение.
Русские люди совершали длительные путешествия в различные страны. Некоторые из них оставляли путевые заметки и описания своих походов. Эти описания составили особый жанр – хождение.
Слайд 8

Начавшееся с введением христианства широкое строительство во многом определило развитие архитектуры

Начавшееся с введением христианства широкое строительство во многом определило развитие архитектуры

и других видов искусства. На Русь из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, секретам фрески и иконописи. Византийская художественная система легла на яркую и богатую культурную традицию языческой Руси. Достижения дохристианского периода позволили русским мастерам в удивительно короткий срок освоить совершенно новые для них жанры. Влияние народного языческого начала обусловило и отличия учеников от своих наставников.
Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально и жизнерадостно.
Каменное зодчество на Руси испытало определенное влияние византийской архитектуры. В нем утвердился крестово-купольный храм.
Слайд 9

крестово-купольный храм.

крестово-купольный храм.

Слайд 10

крестово-купольный храм.

крестово-купольный храм.

Слайд 11

Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским

Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским

традициям, с другой, уже на заре русского церковного зодчества, наметившийся отход от византийских канонов и поиск самостоятельных путей в архитектуре. Взяв за основу крестово-купольную композицию, русские мастера, внеся в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Уже в одной из самых первых русских каменных церквей - Богородице Десятинной в Киеве - наметились такие нехарактерные для Византии черты: многокупольность (25 куполов).
Слайд 12

Жемчужиной древнерусской архитектуры является тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве. Построен он

Жемчужиной древнерусской архитектуры является тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве. Построен он

был между 1037 и 1051 гг., когда Ярослав Мудрый развернул бурную строительную деятельность. Храм Святой Софии стал главным в русской митрополии, центром политической и культурной жизни, символом мощи государства Русь. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Каменное строительство в XI в. велось во многих городах.
Слайд 13

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

Слайд 14

Дмитриевский собор во Владимире – памятник русской архитектуры. Первоначально входил в

Дмитриевский собор во Владимире – памятник русской архитектуры. Первоначально входил в

комплекс княжеского дворца. Строго продуманные тектоника и пропорции одноглавого 4-столпного храма, обилие фасадных скульптурных украшений придают собору величественность и торжественную парадность.
Слайд 15

В период феодальной раздробленности намечаются и различия в архитектуре отдельных княжеств.


В период феодальной раздробленности намечаются и различия в архитектуре отдельных

княжеств. В связи с этим в ответе целесообразно дать их краткую характеристику:
Архитектурные постройки Галицко-Волынского княжества плохо сохранились и известны только по археологическим раскопкам. Особенностью архитектуры этой земли было соединение византийско-киевской композиции с элементами романского убранства.
После установления в Новгороде республики прекратилось княжеское строительство. Заказчиками строительства были бояре, купцы и жители города. Это обусловило упрощенность построек.
Зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделялось изяществом и утонченностью линий. Большого размаха достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Признанным шедевром владимирской архитектуры стала построенная в 1165 г. церковь Покрова на Нерли, поражающая стройностью и устремленностью ввысь.
Слайд 16

Покрова-нА-Нерли – церковь во Владимирской области, выдающийся памятник Владимиро-Суздальской школы. Построена

Покрова-нА-Нерли – церковь во Владимирской области, выдающийся памятник Владимиро-Суздальской школы. Построена

в 1165 году, в полутора км от Боголюбово. Белокаменный одноглавый четырехстолпный храм крестово-купольного типа отличается исключительной гармонией пропорций, изяществом каменной резьбы, пластической обработкой стен. Резной убор храма, над которым трудились 13-14 мастеров прост и немногосложен. В резьбе храма складываются начала владимирского стиля. Храм Покрова-нА-Нерли – в точности повторяет собор Рождества Богородицы в Боголюбском замке. Храм – памятник воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, в то же время храм был памятником сыну Андрея Боголюбского – Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью. Первый на Руси храм, посвященный новому празднику – Покрову Богородицы. Простота облика определила его царственную красоту и силу. Внутреннее убранство – фрески не сохранялись.
Слайд 17

Покрова-нА-Нерли

Покрова-нА-Нерли

Слайд 18

Успенский собор во Владимире – памятник Владимиро-Суздальской школы. Построенный в 1158-1160

Успенский собор во Владимире – памятник Владимиро-Суздальской школы. Построенный в 1158-1160

гг., он послужил образцом при строительстве более поздних соборов. Сооружен из белого тесанного камня по заказу Андрея Боголюбского.

Первоначально собор был шестистолпным, трехнефным, одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов. После перестройки собор стал пятиглавым, пятинефным, трехапсидным.

Слайд 19

Слайд 20

Русская изба: Красный угол – в русской крестьянской избе угол, в

Русская изба:
Красный угол – в русской крестьянской избе угол, в котором

висят иконы и стоит стол. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления от красного угла. Войдя в дом, гость прежде всего крестился, обратившись к иконам, и лишь потом здоровался с хозяевами.
Горница
Святилище
Черток
Кульбище
Грибница
Прируб
Истоба
Голубица
Бабий угол
Наряд
Слайд 21

Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской

Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской

Софии, Десятинной церкви и других говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства.
Следует заметить, что на Руси все-таки преобладало деревянное зодчество. А деревянные церкви не могли расписываться фресками, они украшались иконами, написанными на доске. Специфика искусства Древней Руси заключается в абсолютном преобладании станковой живописи. Русская икона стала такой же классической формой изобразительного искусства, как статуя в Греции и Риме или мозаика в Византии.
Слайд 22

К сожалению, иконопись Древней Руси домонгольского периода в силу бурных исторических

К сожалению, иконопись Древней Руси домонгольского периода в силу бурных исторических

событий до наших дней дошла очень плохо. Известно не более трех десятков таких икон. Самой древней из них считается «Владимирская богоматерь», созданная в начале XII в. Известны также «Успенское Благовещение», «Богоматерь Знамение», «Ангел златые власы» и некоторые другие, написанные в XII - начале XIII вв.
Поскольку иконопись пришла на Русь из Византии, живописная (цветовая) ее сторона сначала напоминала византийскую. Искусство Византии, в силу исторических условий его возникновения, было, в отличие от искусства Руси, аскетичным, что проявилось в цвете. Для византийской живописи характерны три основных цвета: красный, синий и зеленый. Красный цвет понимался как цвет Божественной творческой активности, голубой - как символ устремленности мира к Богу (цвет неба), зеленый - как символ гармонии всего Божественного Бытия.
Слайд 23

Богоматерь Владимирская

Богоматерь Владимирская