Презентация Семиотика культуры. Цивилизация и культура

Содержание

Слайд 2

Семиотика – наука, изучающая природу знака и знаковых систем как коммуникативных

Семиотика – наука, изучающая природу знака и знаковых систем как коммуникативных систем.


Основоположником семиотики считают американского ученого, философа, математика, логика Чарльза Пирса.
Слайд 3

В общей семиотике выделяются три раздела: синтактика — изучение объективных законов

В общей семиотике выделяются три раздела:

синтактика — изучение объективных законов устройства

знаковых систем, а также отношения между элементами языка, правилами их образования и сочетания;
семантика — изучение смыслов, т.е. отношений между знаками и значениями, правилами обозначения и понимания;
прагматика — изучение отношения субъектов, использующих знаковую систему, к этой системе, иными словами, отношения между языком и пользователем и правилами употребления языка.
Слайд 4

Семиотика культуры — это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех

Семиотика культуры — это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех

культурных феноменов как текстов.
Основными понятиями являются знак, знаковая ситуация, язык, коммуникация, код, значение (смысл), текст.
Знак есть материальный чувственно воспринимаемый объект (явление), выступающий как заместитель другого объекта (явления) и используемый для передачи информации о нем
Слайд 5

Семиотика изучает не какой-то особый род объектов, а обычные объекты, которые

Семиотика изучает не какой-то особый род объектов, а обычные объекты, которые при определенных условиях

становятся знаками.
Знак имеет 2 уровневую структуру: 
-означаемое (то, на что знак указывает)
-означающее (с помощью чего указывают).
Слайд 6

Классификация знаков (Ч. Пирс) Знак - признак (или «знак-индекс», «знак-симптом»). Это

Классификация знаков (Ч. Пирс)

Знак - признак (или «знак-индекс», «знак-симптом»). Это знак, несущий информацию о

явлениях, объектах, которым он постоянно сопутствует (чайка - признак моря)
Знак - икон (иначе «знак-изображение»). Этот знак всегда является изображением, рисунком, картинкой.
Знак-символ (иначе «конвенциональные знаки»). Их основное свойство – условность по отношению к обозначаемому объекту или явлению.
Слайд 7

С точки зрения семиотики культура определяется как совокупность культурных языков, порождающих

С точки зрения семиотики культура определяется как совокупность культурных языков, порождающих культурные

тексты, которые несут информацию и обладают смыслом., т.е. культура – это своеобразный интеллект человечества.
Слайд 8

Языки культуры (знаковые системы): невербальный язык (жесты, мимика, язык телодвижений); языки

Языки культуры (знаковые системы):

невербальный язык (жесты, мимика, язык телодвижений);
языки науки (математики,

химии и пр.);
языки искусства (живопись, музыка, танец, язык кино, анимации);
языки, моделирующие поведение человека (язык ритуала, этикетной ситуации, церемонии, светской вечеринки, имиджа);
языки различных культурных форм (язык мифа, религии, политики, рекламы, Интернета).
Слайд 9

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов

Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов
Культура - это

внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.
Слайд 10

Римляне под цивилизацией понимали развитость городского уровня жизни, подчеркивающего их, превосходство

Римляне под цивилизацией понимали развитость городского уровня жизни, подчеркивающего их, превосходство

в бытовом и политическом отношениях и отличающего их от примитивных окружающих варварских племен. С конца XVII в. этот термин широко вошел в европейскую философскую литературу.
Идея прогресса цивилизации как прогресса культуры была распространена и в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель). И уже тогда цивилизация рассматривалась как угроза гуманности, нравственности, как насилие над природой. Так возникла традиция противопоставления понятий «культура» и «цивилизация».
Слайд 11

Освальд Шпенглер «Закат Европы»

Освальд Шпенглер «Закат Европы»

Слайд 12