Презентация Социологическая концепция Т. Парсонса

Содержание

Слайд 2

Толкотт Парсонс (13 декабря 1902, Колорадо-Спрингс — 6 мая 1979, Мюнхен)

Толкотт Парсонс (13 декабря  1902, Колорадо-Спрингс — 6 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог-теоретик,

глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии.

Его отец был приходским священником, позже — президентом «Marietta College» в штате Огайо. Парсонс получил образование в Амхерстском колледже, Лондонской школе экономики, Гейдельбергском университете, в 1926 защитил диссертацию о понятии капитализма в немецкой социологии (у М. Вебера  и В. Зомбарта). С 1927 преподавал социологию и экономическую теорию в Гарвардском университете, где создал оригинальную школу теоретической социологии. В 1949 избирался президентом Американской социологической ассоциации. 

Слайд 3

Творчество Парсонса находилось в центре социально-теоретических дискуссий до середины 1970-х гг.

Творчество Парсонса находилось в центре социально-теоретических дискуссий до середины 1970-х гг.

Он был автором множества трудов, среди них главные: «Структура социального действия» (1937), «К созданию общей теории действия» (совместно с Шилсом (1951), «Социальная система» (1951), «Рабочие заметки по теории действия» (совместно с Балесом и Шилсом, 1953), «Экономика и общество» (совместно со Смелзером, 1958), «Социальная структура и личность» (1964), «Общества в эволюционной и сравнительной перспективе» (1966) и «Система современных обществ» (1971). 
Слайд 4

На раннем этапе характер работ Парсонса определяется стремлением найти определенный компромисс

На раннем этапе характер работ Парсонса определяется стремлением найти определенный компромисс

между «социологизмом» Э. Дюркгейма, жестко детерминировавшим человеческое поведение влиянием внешней социальной среды, и «понимающей» теорией социального действия М. Вебера, описывающей человеческое поведение через соответствие «идеальным типам». Значительное влияние на ранние работы Парсонса оказали также итальянский социолог В. Парето, предлагавший сходную с веберовской модель деления человеческих действий по мотивации на «логические» (рационально осознаваемые) и нелогические (аффективные), и английский экономист А. Маршалл. 

Э. Дюркгейм

А. Маршалл

М. Вебер

В. Парето

Слайд 5

Сочинения Парсонса написаны весьма сложным языком, которые иногда скучно читать из-за

Сочинения Парсонса написаны весьма сложным языком, которые иногда скучно читать из-за

множества частных деталей, событий и персоналий, что вызывает затруднения даже у заинтересованных читателей. Парсонс предстаёт неисправимым схоластом и любителем эзотерических тестов. Ему удалось сотворить гигантскую дедуктивную систему абстрактных понятий, охватывающую человеческую реальность во всём её многообразии. Однако в эмпирическом исследовании и повседневной социологической практике ни один социолог не пользуется этой системой, предпочитая менее ёмкие, но более оперативные частные теории
Слайд 6

Структурный функционализм: Высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение

Структурный функционализм:
Высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение

социальной реальности;
Социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;
Тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.
Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Структурный функционализм

Слайд 7

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые

с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.
Слайд 8

Одной из центральных задач социологии для Парсонса является анализ общества как

Одной из центральных задач социологии для Парсонса является анализ общества как

системы функционально взаимосвязанных переменных. Поскольку социальное действие, по Парсонсу, имеет системный характер, он использует термин «социальная система».
Система есть любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Каждая социальная система должна удовлетворять определенные физические потребности своих членов так, чтобы они смогли выжить; располагать средствами распределения материальных ресурсов; выработать способы социализации людей с тем, чтобы они развили либо субъективные мотивации подчинения конкретным нормам, либо некую общую потребность подчинения нормам.
Каждое общество имеет, кроме универсальных, присущие только ему ценности. Фундаментальные ценности должны стать частью личности, только тогда люди смогут успешно интернализировать потребность подчинения нормам. 
Слайд 9

Теория социального действия Парсонса – это попытка сблизить теоретико-действенный и системный

Теория социального действия Парсонса – это попытка сблизить теоретико-действенный и системный

подходы. Неотъемлемая черта составляет отношение между деятелями и элементами среды — социальной и природной. Наиболее важными элементами среды являются люди. Следовательно, исследование должно сосредоточиться на социальном взаимодействии, в рамках которого людям приходится обращать внимание на действия, желания и цели других людей. В процессе этого взаимодействия решающее значение имеют нормы и ценности, поскольку они регулируют и делают предсказуемым поведение индивидов. 
Понятием, объединяющим социальное действие и социальную систему, является понятие типовых переменных. Парсонс определяет последние как фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается социальный деятель.

Теория социального действия

Слайд 10

Слайд 11

Парсонс построил формализованную модель системы действия, включающую четыре подсистемы: социальную, культурную,

Парсонс построил формализованную модель системы действия, включающую четыре подсистемы: социальную, культурную,

личностную и поведенческий организм. Инвариантный набор функциональных проблем составляют: адаптация, целедостижение, интеграция, воспроизводство структуры и снятие напряжения.
Слайд 12

Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, сосредоточение основных возможностей человека, на

Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, сосредоточение основных возможностей человека, на

которые опираются остальные системы. Эту модель Парсонс рассматривал как универсальный методологический инструмент, предназначенный для анализа любых конкретных обществ и любых живых систем действия. 
В поздних работах (1960-х – начало 1970-х гг.) Парсонс обратился к диахроническому рассмотрению общественного развития и рассматривал социальную систему как последовательный процесс повышения адаптивных способностей общества, реализующийся через усложняющуюся функциональную дифференциацию в социальной системе (распространение социальных институтов и групп, специализирующихся на реализации определенных функций).

За культурной системой закрепляется в основном функция воспроизводства структуры. Если в социальных системах доминируют проблемы социального взаимодействия, то культурные системы складываются вокруг комплексов символических значений — кодов, на основе которых они структурируются. Личностная система — это главный исполнитель процессов действия и, значит, воплощения культурных принципов и предписаний.

Слайд 13

Парсонс использует понятие социального порядка, который оказывается в основном продуктом двух

Парсонс использует понятие социального порядка, который оказывается в основном продуктом двух

процессов:
тенденции социальной системы к самосохранению
тенденции к сохранению определенных границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).
Он полагал, что системы социального действия тяготеют к равновесию даже в том случае, если они не могут достичь его в действительности, и что социальное изменение есть движение от одного состояния равновесия к другому. Изменение в системе достигается в ходе дифференциации. В более поздних работах Парсонс использовал эволюционную теорию для описания возникающих в результате дифференциации прогрессивных изменений в обществе.

Социальный порядок

Слайд 14

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она

всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.
У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).
Слайд 15

Социальные системы — институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм,

Социальные системы — институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок,

регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.
Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: 

Социальные системы

Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии

Слайд 16

На социетальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем:

На социетальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем:

экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции).
Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы. В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми здесь признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, власть или ценностные качества.
Слайд 17

Теория культуры В общем виде теория культуры П. сводится к следующему:

Теория культуры

В общем виде теория культуры П. сводится к следующему:
Культура

- это все духовные и материальные достижения людей; они результат общественно-обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной.
В основе первой и более “низкой” из них, социальной, лежат совместные действия людей, движимых, не в последнюю очередь, целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Здесь каждый принцип стремится : а) адаптироваться (приспособиться) к ней; б) достичь поставленных перед собою задач; в) интегрироваться, т. е. объединиться с др. индивидами; г) воспроизводить уже найденные соц. структуры; д.) снимать с себя возникающие нервные и физические напряжения.
Во второй системе, культурной, лишенной биологической обусловленности, культура выступает как сложная система символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования. П. в своих трудах стремится создать единую, всеобъемлющую теорию общества, где важнейшим его регулятором выступает культура с ее нормативностью и символичностью. 
Слайд 18

Религия, с точки зрения Парсонса, наряду с моралью и органами социализации

Религия, с точки зрения Парсонса, наряду с моралью и органами социализации

(семья, институты образования) относится к той подсистеме социального целого, которая обеспечивает функцию воспроизводства его структуры. Это зона, в которой социальная система наиболее тесно взаимодействует на своих границах с теми несоциальными факторами, которые близко примыкают к ней. Это - культурные и психологические факторы, составляющие зону “поддержания образцов”.
Культурный элемент является главным из факторов, конституирующих религию, с ее акцентом на ценности. Парсонс отмечает, что светская культура также способна выполнять функцию поддержания образцов - через искусство, преподавание гуманитарных наук. 
Религия, таким образом, представляет собой “пограничное” образование - социальное и культурное. Она относится к явлениям культуры, структурированным вокруг символически значимых компонентов и их взаимоотношений, в которых и посредством которых ориентируются и направляются социальные системы и личности. 

Религия

Слайд 19

После своего создания теория Парсонса подвергалась всевозможной и всесторонней критике. Буквально

После своего создания теория Парсонса подвергалась всевозможной и всесторонней критике. Буквально

каждый последующий теоретик социологии считал необходимым добавить свой вклад в критическую негативацию парсонианской концепции, в результате чего родилась пословица:
«Если ты не критиковал Парсонса, то ты не социолог»