Презентация Я-концепция и самосознание личности

Содержание

Слайд 2

Содержание: Понятие самосознания и Я-концепции личности. Структура Я-концепции. Я-концепция в различных психологических теориях.

Содержание:

Понятие самосознания и Я-концепции личности.
Структура Я-концепции.
Я-концепция в различных психологических

теориях.
Слайд 3

Понятие Я-концепции личности Р. Бернс определяет "Я концепцию" как совокупность всех

Понятие Я-концепции личности

Р. Бернс определяет "Я концепцию" как совокупность всех представлений индивида

о себе, сопряженную с их оценкой.
«Я-Концепция (англ. self-concept)» - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:
а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
«Я-Концепция» - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны.
Слайд 4

Структура «Я-концепции» "Я концепция" это набор установок, направленных на самого себя.

Структура «Я-концепции»

"Я концепция" это набор установок, направленных на самого себя.


Элементы установок:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению(эмоционально-оценочная составляющая).
3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении(поведенческая составляющая).
Слайд 5

Структура «я-концепции»

Структура «я-концепции»

Слайд 6

Структура «я-концепции» Элементы установки: 1. "Образ Я" - представление индивида о

Структура «я-концепции»

Элементы установки:
1. "Образ Я" - представление индивида о самом

себе.
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.
Слайд 7

Структура «я-концепции»

Структура «я-концепции»

Слайд 8

Структура «я-концепции» Основные модальности самоустановок: 1. Реальное Я - установки, связанные

Структура «я-концепции»
Основные модальности самоустановок:
1. Реальное Я - установки, связанные с

тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное(социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Аспекты модальностей: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.
Слайд 9

Структура «я-концепции»

Структура «я-концепции»

Слайд 10

Слайд 11

защитно-психологические механизмы: Отрицание: если реальная действительность для человека преподносит неприятности, то

защитно-психологические механизмы:

Отрицание: если реальная действительность для человека преподносит неприятности, то он

"закрывает глаза" и прибегает к отрицанию ее существования.
Рационализация: это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.
Проекция: собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
Слайд 12

Самоотношение и самооценка личности Самооценка - эмоционально окрашенное отношение к себе

Самоотношение и самооценка личности

Самооценка - эмоционально окрашенное отношение к себе в

разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности.
Самоотношение - целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя.
Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, в то время как самоотношение остается относительно постоянным.
Слайд 13

Я-концепция в различных психологических теориях Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал

Я-концепция в различных психологических теориях

Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как

двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее(I) и Я - как объект(Ме). Это- две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно.
Джемс выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.
Постулат Уильяма Джемса: в развитом обществе человек имеет возможность выбора целей.

Уильям Джемс

Слайд 14

Я-концепция в различных психологических теориях Символический интеракционизм Главным ориентиром для Я-концепции

Я-концепция в различных психологических теориях

Символический интеракционизм
Главным ориентиром для Я-концепции является «Я»

другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие.
"Я –каким меня видят другие" и "Я- каким я сам себя вижу" весьма сходны по своему содержанию.
Кули предложил теорию "зеркального Я".

Чарлз Кули

Слайд 15

Я-концепция в различных психологических теориях Символический интеракционизм Становление человеческого «Я» как

Я-концепция в различных психологических теориях

Символический интеракционизм
Становление человеческого «Я» как целостного психического

явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают Я-сознающее и Я - как объект.

Джордж Мид

Слайд 16

Я-концепция в различных психологических теориях Проблематика Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном сквозь

Я-концепция в различных психологических теориях

Проблематика Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном сквозь призму

эго-идентичности.
Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций.
В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и кризисные поворотные пункты.

Эрик Эриксон

Слайд 17

Я-концепция в различных психологических теориях Феноменологический подход Исходит из впечатлений субъекта,

Я-концепция в различных психологических теориях

Феноменологический подход
Исходит из впечатлений субъекта, а не

из позиций внешнего наблюдателя.
Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт.
Центральным понятием феноменологического подхода является восприятие.
Поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент.
Слайд 18

Я-концепция в различных психологических теориях Основные положения теории Роджерса : 1.

Я-концепция в различных психологических теориях

Основные положения теории Роджерса :
1. Человек

живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.
2. Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной.
3. Я – концепция - это система самовосприятий.
4. Я - концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида.
5. Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих.

Карл Роджерс

Слайд 19

Я-концепция в различных психологических теориях 6. Потребность в позитивном отношении к

Я-концепция в различных психологических теориях

6. Потребность в позитивном отношении к себе,

или потребность в самоуважении, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других.
7. Может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе.
8. Человеческий организм представляет собой единое целое и имеет лишь один внутренний мотив - тенденцию к самоактуализации.
9. Я-концепция представляет собой определенную систему.
10. Благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с идеалом.
Поведение рассматривается К. Роджерсом как попытка достичь согласованности Я-концепции.
Слайд 20

Я-концепция в различных психологических теориях Теории "Я" в гуманистической психологии Понятие

Я-концепция в различных психологических теориях

Теории "Я" в гуманистической психологии
Понятие самоактуализации.
Потребности самоактуализации

могут быть выражены или удовлетворены только после того, как будут удовлетворены "низшие" потребности.
А. Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды.
"Человек должен стать тем, кем он может стать", - утверждает А. Маслоу.

Абрахам Маслоу

Слайд 21

Пирамида потребностей А. Маслоу

Пирамида потребностей А. Маслоу