Презентация Западники и Славянофилы

Содержание

Слайд 2

Славянофильство Славянофильство — литературно—философское течение общественной мысли, оформившееся в 40—х годах

Славянофильство

Славянофильство — литературно—философское течение общественной мысли, оформившееся в 40—х годах 19—го

века, представители которого утверждают особый тип культуры, возникший на духовной почве православия, а также отрицают тезис западников о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.
Слайд 3

Основоположником славянофилов был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении

Основоположником славянофилов был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в

движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков(10 сл.), Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.
Слайд 4

Западничество Западничество — сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской

Западничество

Западничество — сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли,

представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.
Слайд 5

Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли

Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли

считаются П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Х. Кетчер, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш , К. Д. Кавелин.
Слайд 6

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир,

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир,

противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму.
Слайд 7

Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил

Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил

как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху.
Слайд 8

Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и

Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и

царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции. “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.
Слайд 9

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их

учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность.
Слайд 10

Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в

Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в

своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”. При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы.
Слайд 11

В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы

В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной

свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем.
Слайд 12

Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и

Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и

слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.
Слайд 13

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С

Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С

точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.
Слайд 14

В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими

В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими

кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы.
Слайд 15

Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и

Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и

создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.
Слайд 16

Итак, славянофилы — это то направление русской мысли, которое вернуло ей

Итак, славянофилы — это то направление русской мысли, которое вернуло ей

теоцентричный тип мышления. То есть мышление, основа которого — представление о бытии Божием и о Его Промысле. Все происходящее в земной жизни рассматривается с позиций Жизни Вечной. Для западников же, при всех их колоссальных различиях, было характерно антропоцентричное мышление. То есть в основе всего — человек, причем не в вечной, а в земной перспективе.
Слайд 17

Что же касается социальных аспектов, то славянофилы сделали очень важную вещь

Что же касается социальных аспектов, то славянофилы сделали очень важную вещь

— они сказали: господа, мы не какая-то отсталая часть Европы, у нас нет задержки в развитии. Мы самоценные, у нас есть свой национальный характер, своя историческая миссия. У других она тоже есть, но она есть и у нас. Не надо смотреть на нас сверху вниз, и мы на вас не будем. При этом мы относимся к себе, к своему прошлому и настоящему предельно жестко, критично, у нас много неправильного, и мы хотим это исправить.
Слайд 18

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы

имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции.
Слайд 19

Они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В

Они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В

процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы. Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу”