Развитие культуры в первой половине XIX века

Слайд 2

Архитектура до 40-х годов – ведущий стиль – классицизм, разновидность –

Архитектура

до 40-х годов – ведущий стиль – классицизм, разновидность –

АМПИР;
строят архитектурными ансамблями:
- Дворцовая площадь;
- Адмиралтейская площадь;
- Сенатская площадь;
- Театральная площадь.

Петербург

Москва

40-50-е гг. – в моду входят псевдорусский стиль, псевдоготика, эклектика

Представители классицизма в Петербурге:
А.Н. Воронихин (Казанский собор, Горный институт);
К. Росси (здание Сената и Синода, Гл. Штаба, Александрийский театр)

Представители классицизма в Москве:
О.И. Бове (Большой и Малый театр);
Д. Жилярди (Московский Университет – восстановление после пожара)

Адмиралтейская площадь

Сенатская площадь

Дворцовая площадь

Театральная площадь

А.Н. Воронихин

К. Росси

О.И. Бове

Д, Жилярди

назад

Слайд 3

Живопись Академическая школа: - А.Ф. Бруни («Медный змий»); - К.П. Брюллов

Живопись

Академическая школа:
- А.Ф. Бруни («Медный змий»);
- К.П. Брюллов («Итальянский

полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи»).

А.Ф. Бруни «Медный змий»

К.П. Брюллов «Итальянский полдень»

К.П. Брюллов «Всадница»

К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»

Внеакадемические направления:
- А.Г. Венецианов (бытовой жанр);
П.А. Федотов (9 жанровых полотен);

Художники - портретисты

О.А. Кипренский
В.А. Тропинин

назад

Слайд 4

Образование 1803г. – страна разделена на 6 учебных округов; - создана

Образование

1803г. – страна разделена на 6 учебных округов;
- создана 4-х

ступенчатая система образования;
- в России: 8 университетов, 2 лицея, 40 гимназий.

Выпускались общественно-политические и литературные журналы:
«Вестник Европы» (изд. Н.М. Карамзин);
«Телескоп» (изд. Н.И. Надеждин);
«Отечественные записки» (изд. А.А. Краевский);
«Современник» (изд. А.С. Пушкин);
«Северный вестник» (изд. Н.С. Глинка);
«Москвитянин» (изд. М.П. Погодин)

Для детей «самых низших состояний»

Для детей купцов, ремесленников и городских жителей

Для детей дворян, купцов, чиновников

назад

Слайд 5

Наука Развитие науки: Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зимин, В.В. Петров, Б.С. Якоби,

Наука

Развитие науки: Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зимин, В.В. Петров, Б.С. Якоби,

В.Я. Струве, Н.И. Пирогов

В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную "Историю государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным.
1811 г. - В.В. Головин обследовал Курильские острова;
1820 г. - Ф.Ф. Беллинсгаузен открыл Антарктиду и совершил плавание вокруг нее;
- Ф.П. Плитке исследовал Северный Ледовитый океан, Камчатку, Южную Америку;
- Г.И. Невельской открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком;

1845 г. – Открытие Русского географического общества

В 1839 г. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом.

Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я. Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

Успешно работали в области электричества русские физики.
В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802г.)

назад

Слайд 6

Музыка В музыку внедряются народные мелодии русской национальной тематики, камерные произведения

Музыка

В музыку внедряются народные мелодии русской национальной тематики, камерные произведения (романсы

А.А. Алябьева, А. Е. Варламова, А.Л. Гурилева).
Процветает творчество М.И. Глинки (опера «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»).
А.С. Даргомыжский создал новые жанры – народно-бытовая музыкальная драма - «Русалка», сатирико-комическая опера «Титулярный советник»

В 1802 г. было основано Русское Филармоническое общество. Для широкой публики становятся доступными ноты.

Большим успехом у публики пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер И.Штраус.

История музыки первой половины XIX в. свидетельствует о том, что идет дальнейшее освоение жанров, появление новых приемов и средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа.
Главным итогом этого периода является возникновение музыкальной классики, создание русской национальной школы в музыке.

“Молодежь моего поколения,- вспоминает писательница Мариэтта Шагинян,- была музыкально образована еще со школьной скамьи. В частных гимназиях, особенно в закрытых, с т.н. “пансионами”, преподавание музыки было обязательным. Хоровое пение, фортепиано, иногда скрипка с первого класса, гармония и теория музыки в старших классах. Лучшие профессора руководили этим обучением.

назад

Слайд 7

Театр Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал

Театр

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал

театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в.

В провинции – крепостные театры.
1824 г. – Петровский театр (Москва) разделился на: - Малый театр (Драматический театр);
- Большой театр (Оперно-Балетный).
1832 г. – открыт Александрийский театр (Петербург).

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор« Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя.

Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

В начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, музыкальная в свою очередь разделилась на оперную и балетную. Идея такого разделения принадлежала Катерино Кавосу, который сам же возглавил оперу в Санкт-Петербурге.

назад