Религии Японии. Синтоизм

Содержание

Слайд 2

Религия В традиционной японской культуре трудно подобрать однозначный аналог термину «религия».

Религия

В традиционной японской культуре трудно подобрать однозначный аналог термину «религия». Отчасти

это понятие выражается японскими словами кё (учение), до, или то (путь), синдзин (верование) и некоторыми другими. Сравнительно недавно для перевода термина «религия» стало использоваться слово сюкё.
Слайд 3

Религия для религиозного менталитета японцев характерно большое внимание к этико-социальным и

Религия

для религиозного менталитета японцев характерно большое внимание к этико-социальным и политическим

вопросам, синкретизм, недогматичность, отсутствие жесткой границы между каноническим и апокрифическим.
К японским религиям относятся в первую очередь синтоизм и буддизм, а также даосизм, конфуцианство, христианство, а с недавних пор — так называемые новые религии (син сюкё).
Слайд 4

Синтоизм Классический синтоизм (синто) как национальная религия Японии — это совокупность

Синтоизм

Классический синтоизм (синто) как национальная религия Японии — это совокупность локальных

традиций почитания тех или иных божеств.
Проблема этногенеза японцев до сих пор остается не до конца проясненной. Как считается, в этом процессе, в общих чертах завершившемся к началу новой эры, приняли участие многие народности Восточной Азии. В русле формирования особой культуры японского народа происходило и складывание комплекса религиозных представлений, имевших черты анимизма, фетишизма и тотемизма. Значительную роль в этом комплексе играли также магия и шаманизм.
Слайд 5

Синтоизм Долгое время у этих религиозных воззрений и практик не было

Синтоизм

Долгое время у этих религиозных воззрений и практик не было общего

названия. Необходимость в нем появляется по мере расширения и консолидации японского государства. В начале VIII в. по заказу императрицы Гэммэй были составлены первые псевдоисторические хроники, носившие мифологический характер — «Кодзики» («Записи о деяниях древности», 712) и «Нихон сёки» («Анналы Японии», 720). Именно в «Нихон сёки» впервые употребляется термин «синто» (досл. путь богов).
Также ценным источником для понимания древнейших верований японцев служат «Фудоки» (VIII в.), или «Описания нравов и земель».
Слайд 6

Синтоизм К особенностям синтоизма следует отнести невыделенность собственно религиозных компонентов из

Синтоизм

К особенностям синтоизма следует отнести невыделенность собственно религиозных компонентов из повседневной

жизни его последователей. Только в 1868 г. после реставрации власти монарха в стране была сделана попытка превратить это размытое множество культов в государственную религию. Государственное синто стало источником роста националистических настроений в стране. Этот период закончился с поражением Японии во Второй мировой войне.
Слайд 7

Синтоизм Помимо народного и государственного синто, ученые выделяют также и сектантское

Синтоизм

Помимо народного и государственного синто, ученые выделяют также и сектантское синто,

отдельные течения которого появлялись с XIX в. Для этого типа синто характерна высокая степень синкретизма; собственно синтоистские представления сочетаются в нем с идеями, взятыми из других религий. Наконец, есть также храмовое синто, или система ритуалов, проводимых в святилищах синтоистскими священниками (каннуси).
Слайд 8

Синтоизм Синтоизм — политеистическая религия. Главными объектами почитания в нем выступают

Синтоизм

Синтоизм — политеистическая религия. Главными объектами почитания в нем выступают многочисленные

ками.
«Ками» может также означать различных духов, в том числе духов умерших предков, а в широком смысле — вообще все, что кажется очень необычным, чудесным.
Слайд 9

Синтоизм Изначально ками почитались как безликие и безымянные духи тех или

Синтоизм

Изначально ками почитались как безликие и безымянные духи тех или иных

природных объектов — полей, гор, рек и т. д. Со временем некоторые становятся более известными, выходят за пределы местных общин, получают особые имена и мифологические истории. Ками очень тесно соединены с объектами, за которые они «отвечают», Это препятствовало появлению идеи высшего и единственного божества.
«Официальная» мифология делила ками на земных, небесных и «бесчисленных», устанавливая для них ранги разного достоинства.
Слайд 10

Синтоизм Мировоззренческая толерантность, а также прагматичность японцев позволяли им безболезненно включать

Синтоизм

Мировоззренческая толерантность, а также прагматичность японцев позволяли им безболезненно включать в

пантеон ками сверхъестественных персонажей из других религий например: буддийский бодхисатва Кшитигарбху (яп. Дзидзо), ставший в Японии покровителем умерших детей. В популярную группу семи богов счастья также входят ками иностранного происхождения: Хотэй, имевший прототипом китайского буддийского монаха Цицы (яп. Канси); Дайкокутэн (санскр. Махакала, эпитет Шивы), охраняющий домашний очаг; Бэндзайтэн (санскр. Сарасвати), божество воды и др.
Слайд 11

Синтоизм Главенствующее положение в синтоистском пантеоне занимает богиня солнца Аматэрасу. Культ

Синтоизм

Главенствующее положение в синтоистском пантеоне занимает богиня солнца Аматэрасу. Культ этой

богини долгое время был прерогативой императорской семьи и поэтому не имел широкого распространения. Популяризация Аматэрасу начинается с XVII в.
Слайд 12

Синтоизм Также широко известны бог войны Хатиман, чета богов-прародителей Идзанаги и

Синтоизм

Также широко известны бог войны Хатиман, чета богов-прародителей Идзанаги и Идзанами,

бог ветра Сусаноо, главное божество провинции Идзумо — Окунинуси, бог грома Тэндзин и многие другие. Больше всего святилищ (32 тыс.) принадлежит земледельческому богу Инари.
Слайд 13

Синтоизм Синто — религия теантропического типа, характеризующаяся размытыми границами между божествами

Синтоизм

Синто — религия теантропического типа, характеризующаяся размытыми границами между божествами и

людьми. Божества не создали людей, а породили их; отсюда и отношение людей к ками как к своим предкам. Тот или иной род называл своего божественного предка удзигами (ками рода), а самих себя — удзико (дети рода). Поэтому культ предков имеет в синто большое значение. Число ками непрерывно пополняется за счет умерших людей. Когда человек умирает, его душа некоторое время находится в состоянии «буйства» (арама), затем она успокаивается, а через 33 года после смерти умерший предок сам становится ками. Но в отдельных случаях людей почитают как ками еще при жизни (император).
Слайд 14

Синтоизм Императорский род традиционно возводится к Аматэрасу. По преданию, богиня солнца

Синтоизм

Императорский род традиционно возводится к Аматэрасу. По преданию, богиня солнца повелела

своему внуку Ниниги сойти на землю (то есть на Японские острова) и управлять ею. Внуком же самого Ниниги был первый земной император, Дзимму, от которого происходят все последующие поколения императоров. Помимо политического управления страной, император исполнял также и обязанности первосвященника, отправляя положенные обряды и вознося божествам молитвословия-норито.
Символами священной императорской власти считаются три важных регалии: бусы-магатама, зеркало и меч.
Слайд 15

Синтоизм Наиболее важным символом является зеркало, которое с XIX в. символизирует

Синтоизм

Наиболее важным символом является зеркало, которое с XIX в. символизирует синтоизм

как таковой. В течение XII–XIX вв. микадо были лишены непосредственной политической власти, в то же время сохраняя власть жреческую. В 1868 г. было восстановлено прямое императорское правление, которое продолжалось вплоть до августа 1945 г., когда в обращении к нации император Хирохито заявил о капитуляции, а также о том, что императорский род не восходит к Аматэрасу, тем самым фактически отказавшись от статуса «живого бога».
Слайд 16

Синтоизм Носитель классической синтоистской религии — не отдельная личность, а вся

Синтоизм

Носитель классической синтоистской религии — не отдельная личность, а вся община

целиком. От лица общины в контакт с ками вступают священнослужители-каннуси (букв. хозяева ками). Обрядовая сторона превалирует в синто над мировоззренческой, большое значение имеет соблюдение заповедей и предписаний. Благом считается все чистое и светлое, злом — нечистое, темное. Физическая загрязненность может быть приравнена к этической нечистоте.
Слайд 17

Синтоизм Загрязняющее воздействие на человека оказывает прежде всего смерть, а также

Синтоизм

Загрязняющее воздействие на человека оказывает прежде всего смерть, а также то,

что связано с ней — например кровь. Нечистота удаляется посредством совершения очистительных ритуалов с использованием веществ белого цвета, соблюдением постов разной степени строгости. Для общины очищение от скверны совершает общинный священник, в масштабах же страны церемонию очищения совершает император как верховный первосвященник.
Слайд 18

Синтоизм Первоначально в синтоизме не было святилищ в виде отдельных построек.

Синтоизм

Первоначально в синтоизме не было святилищ в виде отдельных построек. Для

того чтобы выделить из окружения тот или иной объект как священный, его огораживали специальной веревкой-симэнава. Таким объектом чаще всего было какое-либо дерево, на которое, как считалось, сверху нисходили божества. Позже деревья как места спуска ками были заменены на столбы, ставшие центральными частями святилищ. Это так называемое «тело бога» (синтай). «Телом ками» может быть целая гора или роща.
Слайд 19

Синтоизм Первые культовые помещения по своей форме напоминали амбары. Как считается,

Синтоизм

Первые культовые помещения по своей форме напоминали амбары. Как считается, постоянные

постройки стали сооружаться сравнительно поздно, не раньше VII в. Древнейшее и самое важное синтоистское святилище располагается в местечке Исэ (Центральная Япония). До конца XII в. служительницами в Исэ становились принцессы императорской крови, дававшие обет безбрачия и в случае необходимости выполнявшие функции оракулов в важных политических вопросах.
Слайд 20

Синтоизм Некоторые важные синтоистские святилища в эпоху Хэйан (VIII– XII вв.)

Синтоизм

Некоторые важные синтоистские святилища в эпоху Хэйан (VIII– XII вв.) находились

под контролем императора и местных властей, поддерживались за счет государственных средств и делились на ранги. Однако с конца XII в. в связи со сменой политического курса, вызванной приходом к власти сегунов, симпатизировавших буддизму, и нехваткой финансирования, значение таких святилищ стало уменьшаться. В период 1868–1945гг. практика государственного обеспечения синтоистских святилищ была восстановлена. После же 1945 г. большинство святилищ вошли в Главное управление синтоистских святилищ (Дзиндзя хонтё), носящее общественный характер.
Слайд 21

Синтоизм Синтоистские святилища (дзиндзя) отличаются друг от друга размерами, элементами построек,

Синтоизм

Синтоистские святилища (дзиндзя) отличаются друг от друга размерами, элементами построек, значимостью,

порядком проведения служб и их количеством. Обычно синтоистский храм состоит из нескольких помещений: павильона ками (где хранится «тело ками»), павильона почитаний и павильона подношений. Характерный элемент синтоистского храма — священные врата-тории. Храмовый комплекс в Исэ окружает священная Храмовая река (Миягава), отделяющая сакральное пространство комплекса от секулярного мира.