Русско-византийский стиль в архитектуре

Содержание

Слайд 2

Предпосылки появления После 1825 г. царское правительство стало на путь жесткой

Предпосылки появления

После 1825 г. царское правительство стало на путь жесткой цензуры,

распространив ее на все виды искусства. В такой обстановке прогрессивная сущность классицизма и его демократическая направленность резко противоречили требованиям самодержавия, провозгласившую теорию "официальной народности", воплощенную в триаде: "православие, самодержавие, народность".
Слайд 3

В архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма и соответствии его

В архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма и соответствии

его русским художественным традициям, обычаям и условиям жизни. Возникшее в это время идеологическое течение - русско-византийский стиль, идеологом которого стал архитектор К. А. Тон (1794-1881 гг.).

Константин Тон
Художник Брюллов Карл Павлович (1799-1852)

Слайд 4

Зачатки этого направления в архитектуре появились еще в середине 1820-х годов

Зачатки этого направления в архитектуре появились еще в середине 1820-х годов

в двух произведениях архитектора-классициста В. П. Стасова: в церкви Александра Невского в русской колонии в Потсдаме (близ Берлина) и в Десятинной церкви в Киеве.
Слайд 5

В ходе разработки проекта церкви в Потсдаме В. П. Стасов получил

В ходе разработки проекта церкви в Потсдаме В. П. Стасов получил

указание императора создать русский "национальный" храм, и, естественно, он обратился к средневековой архитектуре Москвы, которая олицетворяла собой национальную самобытность русского зодчества. В результате под Берлином появился пятиглавый храм (1826-1830 гг.) в ложно-византийском стиле.
Слайд 6

. В Десятинной церкви (1828-1842 гг.) проявилась та же ложно-византийская трактовка

. В Десятинной церкви (1828-1842 гг.) проявилась та же ложно-византийская трактовка

призматического объема с пятью куполами на высоких барабанах.
Таким образом, стремление к национальной выразительности архитектурного облика храмов привело В. П. Стасова к созданию эклектичных потсдамской и киевской церквей.
Слайд 7

Храм Христа Спасителя Архитектор К. А. Тон в своих проектах церквей,

Храм Христа Спасителя

Архитектор К. А. Тон в своих проектах церквей,

изданных в 1838 г., и постройках, из которых самым значительным был храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883 гг., не существует), шел по пути, проложенному В. П. Стасовым и им же оставленному. Этот храм явился завершением драматической истории с созданием храма-памятника славы русского народа и его героических войск, спасших Родину от наполеоновского нашествия в 1812г.
Слайд 8

Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839

Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября

1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах.
Слайд 9

Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов средневекового русского

Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов средневекового

русского зодчества в сочетании их с элементами византийской архитектуры. Этот прием позволял удовлетворять требованию Синода об обязательности пятиглавия.
Слайд 10

Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т.

Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т.

Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.
Слайд 11

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был

варварски уничтожен.
Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую "оттепель" появился бассейн "Москва".

Бассейн «Москва» на месте храма

Слайд 12

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян

за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.
Слайд 13

Критика Однако не все художественные круги одобряли насаждение русско-византийского стиля. Так,

Критика

Однако не все художественные круги одобряли насаждение русско-византийского стиля. Так,

крупнейший знаток русского зодчества архитектор Л.В.Даль (1834-1878 гг.) писал, что "сходство наших церквей, построенных в византийском стиле, с настоящими византийскими храмами - более чем сомнительно... и что к стилю наших мнимовизантийских построек нельзя применять эпитета "русский".

Лев Валентинович Даль

Слайд 14

Большой Кремлевский дворец Русско-византийский стиль особенно отчетливо воплотился в церковной архитектуре.

Большой Кремлевский дворец

Русско-византийский стиль особенно отчетливо воплотился в церковной архитектуре. В

светском же зодчестве он проявился мало, хотя архитектор К. А. Тон и попытался его использовать в Большом Кремлевском дворце (1839- 1849 гг.).