Среда и ее освоение

Содержание

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Наиболее наглядно и убедительно понятие предметно-пространственной среды можно определить через

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Наиболее наглядно и убедительно понятие предметно-пространственной среды можно определить через сопоставление

его с понятием предметного окружения. Если «предметное окружение» — это весь рукотворный мир ок­ружающих нас вещей, то «среда» — лишь тот фрагмент этого мира, который нами эмоционально и чувственно освоен. Реально такой средой становятся пространство нашей комнаты, квартиры или дачи, интерьер ежедневно посе­щаемого служебного помещения, хорошо знакомые участки родного города и т. п. Здесь ключевое слово — освоение. Наиболее лаконичное и убедитель­ное определение предметно-пространственной :
среда — это хорошо освоенное окружение
Слайд 3

Две стратегии куль­турного освоения действительности Стержневая проблема передового» дизайна — проблема

Две стратегии куль­турного освоения действительности

Стержневая проблема передового» дизайна — проблема освоения

человеком чуж­дого окружения — связана с преодолением фундаментальной для культуры оппо­зиции свое — чужое.
Так, понятию «свое» синонимичными оказываются добро, надежность, порядок. «Свое» — это твердая почва под ногами, ясные ориентиры, опора в знакомом, «правильном».
«Чужое» же, напротив, воспринимается как опас­ность, зло, как нечто «неправильное» (гипертрофия таких представлений порож­дает крайнюю недоверчивость и болезненный страх перед всем незнакомым — ксе­нофобию). Поскольку же «свое» всегда окружено этим пугающим «чужим», то вопрос сводится к тому, какой тип поведения по отношению к «чужому» всякий раз избирает человек в своей осваивающей деятельности.
Слайд 4

БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ Для так называемой «бинарной оппозиции» (противопоставления двух элемен­тов) по

БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ

Для так называемой «бинарной оппозиции» (противопоставления двух элемен­тов) по большому

счету существуют три возможные пути разрешения ситуации:
радикальный способ, то есть исключение одного из членов оппозиции;
медиация (или интерполяция), нахождение третьей силы, нейтрализующей сложившийся конфликт;
перемещение рассматриваемой оппозиции на более высокий системный уровень
Однако все усилия культуры выделить островки порядка в океане первозданного хаоса или же наделить чертами гармонии этот океан лежат в плоскости человечес­ких возможностей и в основном развиваются по двум из названных стратегий:
через усугубление оппозиции (радикальное разрешение);
через нейтрализацию оппозиции (медиацию).
Слайд 5

Две стратегии культурного освоения действительности Известно, что древнейший человек свое представление

Две стратегии культурного освоения действительности

Известно, что древнейший человек свое представление о

добре, надежности и по­рядке помещал в иное, необыденное, пространство, а затем строил свой мир по образцу идеального, воплощенного в мифе.
Слайд 6

МИФ При всем многообразии мифологических систем и пестроте населяющих их об­разов

МИФ

При всем многообразии мифологических систем и пестроте населяющих их об­разов для

подавляющего большинства этнических культур планеты характерно действие в них сквозных «персонажей». Везде есть вредитель (враг, демон), по­сягающий на строгую упорядоченность бытия, это — некое деструктурирующее, энтропийное начало. На него обрушиваются созидательные силы, стремящиеся отделить организованный мир от первозданного хаоса, защитить островки по­рядка. Действия этих сил развиваются по двум принципиально различным сце­нариям:
следуя прямолинейной логике: «победить — значит уничтожить враждебный объект»;
следуя так называемой логике «бриколажа» (Медиации, логике «обходного маневра»): «победить — значит уничтожить страх, заключенный во враждебном объекте».
Слайд 7

ТРИКСТЕР Этот герой традиционно не добр, не справедлив и даже не

ТРИКСТЕР

Этот герой традиционно не добр, не справедлив и даже не силен.

У него нет никаких внятных целей — ни злодейских, ни добропорядочных(в лучшем случае он просто размещен набить себе кармашек либо животик, но сплошь и рядом занимается искусством ради искусства). Он жульничает, шутит, обводит вокруг пальца и притворяется дураком, при всем этом шуточки его могут быть чрезвычайно смертоубийственны. И он все одинаково герой, претендующий не совершенно лишь на сочувствие, но и на восхищение слушателей, пусть его подвиги то смехотворны, то отвратительны, а то и совершенно безнравственны. Для этого мифологического плута был придуман термин «трикстер» — обманщик.
Слайд 8

Альтернативная стратегия Альтернативная стратегия освоения предметного окружения основана на усугуб­лении оппозиции

Альтернативная стратегия

Альтернативная стратегия освоения предметного окружения основана на усугуб­лении оппозиции «свое

— чужое», она предполагает безоговорочное отвержение «чужого», радикальное разрешение этой оппозиции путем удаления из нее не­приемлемого члена.
Первый вариант применения альтернативной стратегии — изоляция «своего» — связан с охранительной позицией «закрытой» культуры, с культурным изоляцио­низмом. Такой путь знаком и дочеловеческой природе (вспомним аналогию: пан­цирь моллюска — крепостные стены).
Другой вариант — экспансия «своего» — тоже имеет естественное происхожде­ние. Культурное сообщество, «осваивая» новую для него территорию, «метит» ее, после чего она становится для него «своей». Здесь происходит то, что называется «навязывать свои ценности», «насаждать свою культуру», это предполагает уже достаточно высокую семиотичность (символичность, знаковость) этой культуры.
Слайд 9

Материальные объекты, созданные в культуре «героического» типа, призваны вну­шать ощущение безусловной

Материальные объекты, созданные в культуре «героического» типа, призваны вну­шать ощущение безусловной

надежности, стабильности и незыблемости основ. Щепетильное отношение к источникам выразительных средств реализуется в куль­туре такого типа через безупречную чистоту стиля. Стилистическая однородность, «моноязычность» этих объектов определяется изоляционистской позицией освое­ния действительности. Ядро такой культуры «монолитно серьезно», поэтому объек­ты предполагают однозначное прочтение с единственно возможной позиции.
Слайд 10

Комплиментарная стратегия Комплементарная стратегия основана на нейтрализа­ции оппозиции «свое — чужое».

Комплиментарная стратегия

Комплементарная стратегия основана на нейтрализа­ции оппозиции «свое — чужое». Будучи

проекцией «плутовского» пути, культу­ра такого типа заинтересованно относится к содержанию понятия «чужое». Для этой стратегии характерна открытость навстречу незнакомому материалу, плас­тичность при его ассимиляции.
Слайд 11

Слайд 12

Альтернативная стратегия и стиль Материальные объекты, созданные в культуре «героического» типа,

Альтернативная стратегия и стиль

Материальные объекты, созданные в культуре «героического» типа, призваны

вну­шать ощущение безусловной надежности, стабильности и незыблемости основ. Щепетильное отношение к источникам выразительных средств реализуется в куль­туре такого типа через безупречную чистоту стиля. Стилистическая однородность, «моноязычность» этих объектов определяется изоляционистской позицией освое­ния действительности. Ядро такой культуры «монолитно серьезно», поэтому объек­ты предполагают однозначное прочтение с единственно возможной позиции.
Слайд 13

КОМПЛИМЕНТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ и стиль В соответствии с фундаментальными свойства­ми трикстера объекты

КОМПЛИМЕНТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ и стиль
В соответствии с фундаментальными свойства­ми трикстера объекты материальной

культуры «плутовского» типа откры­ты и не завершены, они всегда в становлении. Такая культура полистилистична, в ней скрыта изощренная интрига, использующая травестию, создающая простран­ственные и иного рода иллюзии и тут же обнажающая их изнанку. При создании объектов культуры такого типа допустимо заимствование любых приемов, любо­го инородного материала и сочетания их. Эти объекты лишены косности и допус­кают иронию.