Средневековая поэзия 12-14 веков и её основные жанры Материалы к урокам МХК

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Народная баллада Англии и Шотландии Баллада – стихотворный рассказ исторического, героического

Народная баллада Англии и Шотландии

Баллада – стихотворный рассказ исторического, героического или

романтического содержания, повествующий о каком-либо событии или предании, не всегда исторически значимом.
Слайд 4

Характерные черты баллады Одноконфликтность Фрагментарность Наличие диалогов Эмоциональность (любовь и гнев,

Характерные черты баллады

Одноконфликтность
Фрагментарность
Наличие диалогов
Эмоциональность (любовь и гнев, радость и скорбь

и т.п.)
Экспрессивность
«Трагедия Дугласов»
Слайд 5

Народные баллады о Робин Гуде (16 век) Героические баллады Робин Гуд

Народные баллады о Робин Гуде (16 век)

Героические баллады
Робин Гуд – защитник бедных

и обездоленных
Шервудский лес
Оптимизм
Справедливость
Популярность
Приподнятость
Юмор

Баллада
«Робин Гуд и
шериф»

Слайд 6

Традиции баллады в европейской литературе Франсуа Вийон (Francois Villon) Французский поэт

Традиции баллады в европейской литературе

Франсуа Вийон (Francois Villon)
Французский поэт (1431 -

?)
Я знаю, принц, что жизнь ужасна;
  Я знаю, на земле нет рая;
Я знаю, смерть над каждым властна;  Я знаю все, себя не зная.
Слайд 7

Традиции баллады в русской литературе Баллады: «Людмила» (1808) (вольные переложения бал­лады

Традиции баллады в русской литературе

Баллады:
«Людмила» (1808) (вольные переложения бал­лады Г.

А. Бюргера «Ленора»)
«Светлана» (1808-12) (вольные переложения бал­лады Г. А. Бюргера «Ленора»)
«Двенадцать спящих дев» (ч. 1 – «Громобой», 1810; ч. 2 –  «Вадима, 1814-17),
«Лесной царь» (1818)
«Рыбак» (1818)
«Рыцарь Тогенбург» (1818)
«Замок Смальгольм, или Иванов вечер» (1822)
«Кубок» (1825-31)
 «Суд Божий над епископом» (1831)
«Ленора» (1831).

Василий Андреевич
Жуковский
(1783-1853)

Слайд 8

Рыцарская (куртуазная, придворная, изящная) поэзия Трубадуры и труверы, миннизингеры – поэты-исполнители

Рыцарская (куртуазная, придворная, изящная) поэзия

Трубадуры и труверы, миннизингеры – поэты-исполнители из

числа феодальной знати, рыцарского сословия, как правило, с вымышленными биографиями,
о которых складывались легенды
Культ Прекрасной Дамы
Главная тема – любовь
«Светлый» и «тёмный» стили
Аккомпанемент – арфа, могли быть использованы жонглёры (певцы)
Слайд 9

Альба – поэтический рассказ о расставании утром после тайного любовного свидания

Альба – поэтический рассказ о расставании утром после тайного любовного свидания

Красавица

прелестна и мила
И нежною любовью расцвела,
Но, бедная, она невесела, -
Увы, рассвет, ты слишком поспешил…
Слайд 10

Пасторела – лирическая песня о встрече рыцаря с пастушкой Как хорошо

Пасторела – лирическая песня о встрече рыцаря с пастушкой

Как хорошо нас

листва укрыла,
Рада тебе я – и ты мне рад.
Вот ты меня и дождался, милый,
От поцелуя губы горят.
Радостно сердце
Бьётся в груди, -
Тандарадей! –
Всё впереди.
Вальтер фон Фогельвейде
«Под липой»
Слайд 11

Канцона – наиболее сложное по строению стихотворное произведение, может соединять элементы

Канцона – наиболее сложное по строению стихотворное произведение, может соединять элементы

разных жанров рыцарской поэзии

Мила мне радость вешних дней,
И свежих листьев, и цветов,
И в зелени густых ветвей
Звучанье чистых голосов –
Там птиц ютится стая.
Милей – глазами по лугам
Считать шатры и здесь и там
И, схватки ожидая,
Скользить по рыцарским рядам
И по оседланным коням.
Бертран де Борн