Тверские рукописи и иконы Текст и фото для презентации любезно предоставил Павел Сергеевич Иванов, кандидат философских наук, д

Содержание

Слайд 2

Тверской кремль в альбоме Адама Олеария Это первое известное нам графическое

Тверской кремль в альбоме Адама Олеария

Это первое известное нам графическое изображение

Твери, относящееся к началу 1630-х годов. В альбоме голландского путешественника Адама Олеария есть также и изображение Торжка. Увы, ничего более раннего не сохранилось.
Слайд 3

Евангелие 1417 года Совершенно особый рассказ – древние тверские рукописи. К

Евангелие 1417 года

Совершенно особый рассказ – древние тверские рукописи. К сожалению,

они редко украшены миниатюрами, а основная их красота – в заставках и инициалах. Одна из древнейших сохранившихся рукописей – Евангелие 1417 года из Спасо-Преображенского собора в Твери богато украшенное заставками в тератологическом (зверином) стиле. Сплетенные фантастические животные предваряют тексты всех четырех евангелий. Такой стиль был очень популярен в XIII – XIV вв.
Слайд 4

Евангелие 1434 года Новый стиль в украшении рукописей – «балканский» приходит

Евангелие 1434 года

Новый стиль в украшении рукописей – «балканский» приходит в

конце XIV в. В Твери много рукописей, оформленных в этом стиле, имитирующем плетенку. Некоторые из них написаны на Афоне и в Константинополе. Таково, например, Евангелие, переписанное в монастыре Пантократор на Афоне и вложенное в 1434 году в монастырь Благовещения на Перемере в Твери.
Слайд 5

Рукопись Авраамия Ещё одна рукопись, переписанная в 1432 году на Афоне

Рукопись Авраамия

Ещё одна рукопись, переписанная в 1432 году на Афоне тверичом

по имени Авраамий, попала в Савин тверской монастырь. Об этом и сообщает надпись на ее последнем листе.
Слайд 6

Киево-Печерский патерик С именем Арсения, святителя Тверского, связан самый древний сохранившийся

Киево-Печерский патерик

С именем Арсения, святителя Тверского, связан самый древний сохранившийся список

«Киево-Печерского Патерика» - замечательного памятника древнерусской культуры. Арсений как постриженик этой обители, видимо, желал построить в Твери что-то подобное Киево-Печерской Лавре. Основанный им Желтиков монастырь имел те же храмы, что и монастырь в Киеве, а в 1406 году по заказу епископа на пергамене был выполнен дорогой список «Патерика» в особой «Арсениевской» редакции.
Слайд 7

«Хроники Георгия Амартола» Древних тверских иллюстрированных рукописей две – но во

«Хроники Георгия Амартола»

Древних тверских иллюстрированных рукописей две – но во второй

из них – списке «Мерила Праведного» миниатюра практически утрачена. Зато список «Хроники Георгия Амартола» начала XIV века уникален. Перевод византийской исторической хроники украшают 129 миниатюр, из которых 107 выполнены в начале XIV столетия.
Слайд 8

«Хроники Георгия Амартола» Выходная миниатюра изображает князя Михаила Ярославича Тверского с

«Хроники Георгия Амартола»

Выходная миниатюра изображает князя Михаила Ярославича Тверского с матерью

Ксенией (лик её утрачен). Это практически прижизненный портрет святого князя.
Слайд 9

«Хроники Георгия Амартола» На второй миниатюре изображен монах «Георгий грешник» -

«Хроники Георгия Амартола»

На второй миниатюре изображен монах «Георгий грешник» -

то есть «амартол – грешник с греческого), пишущий хронику. На миниатюрах есть имя художника – его звали Прокопий.
Слайд 10

Древние тверские иконы Сохранилось порядка полутора сотен тверских икон от XIII

Древние тверские иконы

Сохранилось порядка полутора сотен тверских икон от XIII до

первой половины XVI века и не менее того икон более позднего периода, но еще генетически связанных с тверской школой. Древних из них – единицы. К таким относятся иконы XIII-XIV вв.
Слайд 11

Икона «Борис и Глеб» Икона «Борис и Глеб» найдена в Новгороде

Икона «Борис и Глеб»

Икона «Борис и Глеб» найдена в Новгороде в

Савво-Вишерском монастыре. Этот монастырь основан в XV в. сыном тверского боярина Саввой Бороздиным. К Савве приходили его родственники, делали в его монастырь вклады. Икона очень традиционных форм, подобных ей около пяти-шести из разных городов Руси. Святые князья изображены в анфас, держат в руках мечи – атрибуты княжеской власти и кресты – символы мученической кончины.
Слайд 12

«Архангел Михаил» Икона «Архангел Михаил» неизвестного происхождения, её обнаружили ещё до

«Архангел Михаил»

Икона «Архангел Михаил» неизвестного происхождения, её обнаружили ещё до революции

в тверском епархиальном древлехранилище. Икона также имеет немало аналогий в искусстве того времен, датируется широко – XIV век. Обращают на себя внимание при всей условности приемов иконописца мощь образа, большие сильные белильные мазки – «пробела», разбеленные краски. Эти приемы будут сопровождать всю тверскую иконопись до XVII века.
Слайд 13

«Спас» Икона «Спас» того же происхождения и датировки. И к ней

«Спас»

Икона «Спас» того же происхождения и датировки. И к ней применимо

все вышесказанное. Этими образами и оканчивается собственно классика тверской школы, её истоки.
Слайд 14

Иконы XV века Расцвет тверской иконописи относится к XV веку, когда

Иконы XV века

Расцвет тверской иконописи относится к XV веку, когда

число сохранившихся икон резко возрастает и исчисляется уже десятками. Назовем некоторые из них. Две иконы из села Васильевское под Старицей: «Богоматерь Одигитрия» и «Рождество Богородицы» - обозначают начало нового увлечения тверского искусства, появившегося в 1390-х гг. и связанного с именем святого Арсения епископа Тверского. Арсений приехал из Киева и привез множество икон, а, возможно, и мастеров - болгар и сербов. С этого времени распространяется их влияние на тверское искусство.
Слайд 15

Иконы XV века Не забывали и о греках, немало икон ориентировано

Иконы XV века

Не забывали и о греках, немало икон ориентировано

на современное им греческое искусство. К таким относятся две иконы из села Ободово Спировского района. Одна из них – «Богоматерь». Икона очень близка к лучшим образцам византийского искусства 1 четверти XV в.
Слайд 16

Иконостас Спасо-Преображенского собора Совершенно уникален в тверском искусстве «кашинский иконостас» -

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Совершенно уникален в тверском искусстве «кашинский иконостас» - иконостас

Спасо-Преображенского собора в Твери, созданный в 1 половине XV в. Найдена часть его икон в Кашине, но туда они попали в XVII веке, а происхождение их из Твери сейчас не вызывает сомнений. Иконостас состоит из 27 сохранившихся икон (их было около 40) деисусного, праздничного и пророческого чинов.
Слайд 17

Иконостас Спасо-Преображенского собора Иконы архангелов Михаила и Гавриила относятся к шедеврам

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Иконы архангелов Михаила и Гавриила относятся к шедеврам всего

русского искусства и по уровню письма мало уступают образам Рублева и Дионисия.
Слайд 18

Иконостас Спасо-Преображенского собора Праздники – «Сретение» и «Крещение» - написаны этим

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Праздники – «Сретение» и «Крещение» - написаны этим же

мастером, но в более свободной, легкой манере.

Сретение

Слайд 19

Иконостас Спасо-Преображенского собора Иконы очень тверские по приемам письма, вместе с

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Иконы очень тверские по приемам письма, вместе с тем,

они находят аналогии в греческом искусстве начала XV века.

Крещение