Унифицированный язык визуального моделирования UML

Содержание

Слайд 2

Создатели UML Ивар Джакобсон Джим Рэмбо Грэди Буч

Создатели UML

Ивар Джакобсон

Джим Рэмбо

Грэди Буч

Слайд 3

Понятие UML UML – это язык для определения, визуализации, конструирования и

Понятие UML

UML – это язык для определения, визуализации, конструирования и

документирования артефактов программных систем, а также для моделирования экономических процессов и других не программных систем.

UML обладает следующими основными характеристиками:
является языком визуального моделирования, который обеспечивает разработку репрезентативных моделей для организации взаимодействия заказчика и разработчика ИС, различных групп разработчиков;
содержит механизмы расширения и специализации базовых концепций языка.

Слайд 4

Словарь UML

Словарь UML

Слайд 5

Структурные предметы Класс Интерфейс Кооперация Актер Элемент Use Case (Прецедент) Активный

Структурные предметы

Класс
Интерфейс
Кооперация
Актер
Элемент Use Case (Прецедент)
Активный

класс
Компонент
Узел

Класс реализует один или несколько интерфейсов
Графически класс отображается в виде прямоугольника, обычно включающего секции с именем, свойствами (атрибутами) и операциями

Слайд 6

Структурные предметы Класс Интерфейс Кооперация Актер Элемент Use Case (Прецедент) Активный

Структурные предметы

Класс
Интерфейс
Кооперация
Актер
Элемент Use Case (Прецедент)
Активный

класс
Компонент
Узел

Интерфейс описывает поведение элемента, видимое извне
Интерфейс может представлять полные услуги класса или компонента или часть таких услуг
Графически интерфейс изображается в виде кружка с именем
Имя интерфейса обычно начинается с буквы «I»

Слайд 7

Класс Интерфейс Кооперация Актер Элемент Use Case (Прецедент) Активный класс Компонент

Класс
Интерфейс
Кооперация
Актер
Элемент Use Case (Прецедент)
Активный класс
Компонент


Узел

Кооперации имеют как структурное, так и поведенческое измерения
Конкретный класс может участвовать в нескольких кооперациях
Графически кооперация изображается как пунктирный эллипс, в который вписывается ее имя

Структурные предметы

Слайд 8

Класс Интерфейс Кооперация Актер Элемент Use Case (Прецедент) Активный класс Компонент

Класс
Интерфейс
Кооперация
Актер
Элемент Use Case (Прецедент)
Активный класс
Компонент


Узел

Каждая роль требует от системы определенного поведения
Изображается как проволочный человечек с именем

Структурные предметы

Слайд 9

Класс Интерфейс Кооперация Актер Элемент Use Case (Прецедент) Активный класс Компонент

Класс
Интерфейс
Кооперация
Актер
Элемент Use Case (Прецедент)
Активный класс
Компонент


Узел

В модели элемент Use Case применяется для структурирования предметов поведения
Элемент Use Case реализуется кооперацией
Изображается как эллипс, в который вписывается его имя
Обработка заказа

Структурные предметы

Слайд 10

Класс Интерфейс Кооперация Актер Элемент Use Case (Прецедент) Активный класс Компонент

Класс
Интерфейс
Кооперация
Актер
Элемент Use Case (Прецедент)
Активный класс
Компонент


Узел

Похож на обычный класс за исключением того, что его объекты действуют одновременно с объектами других классов
Изображается как активный прямоугольник, обычно включающий имя, свойства(атрибуты) и операции

Структурные предметы

Слайд 11

Класс Интерфейс Кооперация Актер Элемент Use Case (Прецедент) Активный класс Компонент

Класс
Интерфейс
Кооперация
Актер
Элемент Use Case (Прецедент)
Активный класс
Компонент


Узел

Обычно компонент – это физическая упаковка различных логических элементов (классов, интерфейсов и сотрудничеств)
Изображается как прямоугольник с вкладками, обычно включающий имя

Структурные предметы

Слайд 12

Класс Интерфейс Кооперация Актер Элемент Use Case (Прецедент) Активный класс Компонент

Класс
Интерфейс
Кооперация
Актер
Элемент Use Case (Прецедент)
Активный класс
Компонент


Узел

В узле размещается набор компонентов, который может перемещаться от узла к узлу
Изображается как куб с именем

Структурные предметы

Слайд 13

Предметы поведения Взаимодействие Конечный автомат Взаимодействие может определять динамику как совокупности

Предметы поведения

Взаимодействие
Конечный автомат

Взаимодействие может определять динамику как

совокупности объектов, так и отдельной операции
Элементами взаимодействия являются сообщения, последовательность действий (поведение, вызываемое сообщением) и связи (соединения между объектами)
Сообщение изображается в виде направленной линии с именем ее операции
Слайд 14

Взаимодействие Конечный автомат С помощью конечного автомата может определяться поведение индивидуального

Взаимодействие
Конечный автомат

С помощью конечного автомата может определяться поведение

индивидуального класса или кооперации классов
Элементами конечного автомата являются состояния, переходы (от состояния к состоянию), события (предметы, вызывающие переходы) и действия (реакции на переход)
Изображается как закругленный прямоугольник, обычно включающий его имя и его подсостояния (если они есть)

Предметы поведения

Слайд 15

Группирующие предметы Пакет В пакет могут помещаться структурные предметы, предметы поведения

Группирующие предметы

Пакет

В пакет могут помещаться структурные предметы, предметы

поведения и даже другие группировки предметов
Пакет – это чисто концептуальное понятие и существует только в период разработки
Изображается как папка с закладкой, на которой обозначено его имя и, иногда, его содержание
Слайд 16

Поясняющие предметы Примечание Изображается в виде прямоугольника с загнутым углом, в

Поясняющие предметы

Примечание

Изображается в виде прямоугольника с загнутым углом,

в который вписывается текстовый или графический комментарий

Поясняющие предметы

Слайд 17

зависимость ассоциация обобщение реализация Изображается в виде пунктирной линии, возможно направленной

зависимость
ассоциация
обобщение
реализация

Изображается в виде пунктирной линии, возможно

направленной на независимый предмет и иногда имеющей метку

Отношения UML

Слайд 18

зависимость ассоциация обобщение реализация Агрегация – это специальная разновидность ассоциации, представляющая

зависимость
ассоциация
обобщение
реализация

Агрегация – это специальная разновидность ассоциации,

представляющая структурное отношение между целым и его частями
Изображается в виде сплошной линии, возможно направленной, иногда имеющей метку и часто включающей другие «украшения», такие как мощность и имена ролей

Отношения UML

Слайд 19

зависимость ассоциация обобщение реализация Потомок разделяет структуру и поведение родителя Изображается

зависимость
ассоциация
обобщение
реализация

Потомок разделяет структуру и поведение родителя


Изображается в виде сплошной стрелки с полым наконечником, указывающим на родителя

Отношения UML

Слайд 20

зависимость ассоциация обобщение реализация Отношения реализации применяют в двух случаях: между

зависимость
ассоциация
обобщение
реализация

Отношения реализации применяют в двух случаях:

между интерфейсами и классами (или компонентами), реализующими их; между элементами Use Case и кооперациями, которые реализуют их
Изображается как нечто среднее между обобщением и зависимостью

Отношения UML

Слайд 21

Диаграмма классов – показывает набор классов, интерфейсов, сотрудничеств и их отношений.

Диаграмма классов – показывает набор классов, интерфейсов, сотрудничеств и их отношений.

Обеспечивает статическое проектное представление системы.
Диаграмма объектов – показывает набор объектов и их отношения. Диаграмма объектов представляет статический «моментальный снимок» с экземпляров предметов, которые находятся в диаграммах классов.
Диаграмма Use Case (диаграмма прецедентов) – показывает набор элементов Use Case, актеров и их отношений. Обеспечивает статическое представление Use Case. Используется при организации и моделировании поведения системы, задании требований заказчика к системе.
Диаграмма взаимодействия – показывает взаимодействие, включающее набор объектов, их отношений, а также пересылаемые между объектами сообщения. Обеспечивает динамическое представление системы.
Диаграмма последовательности – это диаграмма взаимодействия, которая выделяет упорядочение сообщений по времени.
Диаграмма сотрудничества (диаграмма кооперации) – это диаграмма взаимодействия, которая выделяет структурную организацию объектов, посылающих и принимающих сообщения.
Диаграмма схем состояний – показывает конечный автомат, представляет состояния, переходы, события и действия. Обеспечивает динамическое представление системы.
Диаграмма деятельности – специальная разновидность диаграммы схем состояний, которая показывает поток от действия к действию внутри системы. Обеспечивает динамическое представление системы. Используется при моделировании функциональности системы и выделяет поток управления между объектами.
Компонентная диаграмма – показывает организацию набора компонентов и зависимости между компонентами. Компонентные диаграммы обеспечивают статическое представление реализации системы.
Диаграмма размещения (диаграмма развертывания) – показывает конфигурацию обрабатывающих узлов периода выполнения, а также компоненты, живущие в них. Обеспечивает статическое представление размещения системы.

Диаграммы UML

Слайд 22

Взаимосвязи между диаграммами UML

Взаимосвязи между диаграммами UML

Слайд 23

ограничение теговая величина стереотип Ограничение показывают как текстовую строку, заключенную в

ограничение
теговая величина
стереотип

Ограничение показывают как текстовую строку, заключенную

в фигурные скобки { }

Механизмы расширения UML

Слайд 24

ограничение теговая величина стереотип Теговую величину показывают как строку в фигурных

ограничение
теговая величина
стереотип

Теговую величину показывают как строку в

фигурных скобках { }
Строка имеет вид:
имя теговой величины = значение

Механизмы расширения UML