Утешение Философией» последнего римлянина Боэция

Содержание

Слайд 2

По праву первым в славной когорте "последних римлян" стоит имя Северина


По праву первым в славной когорте "последних римлян" стоит имя Северина

Боэция (480-525 гг.). Он не был выдающимся стратегом, знаменитым полководцем или отважным воином, чей подвиг остался в веках.
Слайд 3

Фигура Боэция высится на "перекрестке времен" - античного и средневекового. С

Фигура Боэция высится на "перекрестке времен" - античного и средневекового. С

именем "последнего римлянина" связана одна из важнейших проблем истории культуры - преемственности и противостояния старого и нового типов культур, роли традиции и духовного наследия в развитии общества. Культурные сокровища древности нашли хороших хранителей и передатчиков, сумевших спасти их в сложнейшее и тяжелейшее время перехода от античности к средневековью, когда Европа переживала один из наиболее важных поворотных моментов своей истории, вступая на путь феодализма. Потомки назвали их "последними римлянами", навсегда сохранив к ним чувство глубокого уважения и благодарности. Иными словами, "Последние римляне" внесли заметный вклад в сохранение античного наследия.
Слайд 4

Боэций был великолепно образованным человеком, что для той смутной эпохи являлось

Боэций был великолепно образованным человеком, что для той смутной эпохи

являлось скорее исключением, чем правилом. Но, кроме того, Боэций стал широко известным римским философом и являлся государственным деятелем. Также им были созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Он перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля и многое другое. Его учебники и переводы пользовались успехом в европейских школах до самого конца средневековья — почти тысячу лет!
Слайд 5

Он был превосходным государственным деятелем, но настоящий смысл его жизни заключался

Он был превосходным государственным деятелем, но настоящий смысл его жизни заключался

в поиске Истины, он хотел раскрыть и донести до людей смысл учений великих древних философов, о которых уже начали забывать. Что говорить, к тому времени во всей Европе не так много осталось людей, владевших греческим языком. Так вот Боэций задумал перевести на латынь сочинения величайших мыслителей Греции. Начал он с Аристотеля... Когда Боэцию исполнилось тринадцать лет, к власти в Италии пришел король остготов Теодорих. При всей дальновидности Теодориха политика его в конечном счете успехом не увенчалась.

В двадцать лет юный Северин прибыл в Равенну, столицу остготского королевства, и был представлен королю. Теодорих, пораженный обширными знаниями юноши, сделал его своим министром.

Слайд 6

Спустя столетия после казни Боэция многие поколения европейцев читали «Утешение философией»

Спустя столетия после казни Боэция многие поколения европейцев читали «Утешение философией»

в самые горькие минуты жизни, чтобы укрепить свой дух...

Теодориху донесли, что знатные римляне готовят заговор с целью свергнуть власть готов. Былое миролюбие короля мигом исчезло. По его приказу убили римского папу и казнили нескольких знатных римлян. Самым известным из них был Северин Боэций.
Сидя в темнице в ожидании казни, Боэций, вместо того, чтобы умолять о помиловании, написал самую знаменитую свою книгу, исполненную достоинства и душевной твердости, — «Утешение философией».

Слайд 7

В «Утешении…» затронуто множество философских проблем, актуальных и для V-VI веков,

В «Утешении…» затронуто множество философских проблем, актуальных и для V-VI

веков, и для последующих эпох. Три – главнейшие из них – темы Судьбы, Фатума, Фортуны. Как понимать «везение» в жизни, как понимать несчастье? Почему добрые и честные не вознаграждаются судьбой, а мерзавцы благоденствуют, и Бог не наказывает их за злодейство? Откуда берутся хорошие и плохие люди. Особенно, почему много злых, недобрых людей? Наконец, свобода воли человека и божественное предопределение. Как они совмещаются? Вопросы – актуальные для всех времен.
Слайд 8

Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы в

Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы в

первой книге — развернутая аллегория. Отчаявшийся узник рассказывает Философии о своей жизни и постигшем его роковом несчастье.
Слайд 9

Ответы госпожи Философии и самого Автора понять не всегда просто. Изложение

Ответы госпожи Философии и самого Автора понять не всегда просто.

Изложение подчас изобилует многочисленными метафорами, аналогиями, философскими и нравственными отступлениями. Но в целом перед читателем открывается синтез мудрости античной и мудрости первых веков христианства – эпохи отцов церкви.
Слайд 10

Вторая книга — речь Философии о Фортуне, о превратностях человеческого счастья

Вторая книга — речь Философии о Фортуне, о превратностях человеческого

счастья и судьбы; манера изложения, терминология и аргументация здесь в наибольшей степени напоминают Цицерона и Сенеку.
Слайд 11

Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья, состоящего в

Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья, состоящего

в славе, здоровье, богатстве и удовольствиях, — блаженство, достигаемое посредством добродетели и разума, а вершина, цель и источник блаженства, а также бытия всего мира — единое и простое высшее Благо, которое есть Бог.
Слайд 12

Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга — о том,

Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга — о

том, каким образом возможно зло в мире, сотворенном и управляемом высшим Благом. Пятая книга посвящена проблеме судьбы, свободы воли и Провидения.
Слайд 13

В ожидании приведения в исполнение приговора Боэций создал небольшое произведение, обессмертившее


В ожидании приведения в исполнение приговора Боэций создал небольшое произведение,

обессмертившее его имя,- "Об утешении философией". Лишенный всего, приговоренный к казни, он не пал духом, не сломился под тяжестью обстоятельств. Боэций не стал просить о помиловании ни владыку земного - Теодориха, ни царя небесного - Христа. В поисках ответа на вопрос о смысле жизни он воспел человеческий разум и философию - единственную целительницу душ, посредством которой человек достигает совершенства и обретает способность противостоять любым несчастьям, и даже самой смерти.
Слайд 14

Боэций считал, что не нужно отчаиваться в несчастье или слишком радоваться

Боэций считал, что не нужно отчаиваться в несчастье или слишком радоваться

счастью. Мудрый человек, познавший сущность, поднимается выше превратностей жизни, и его не сломят бедствия и не испортит счастье. Он всегда будет сохранять терпение и спокойствие. Обращает на себя внимание не только отсутствие обращений к Библии, сочинениям христианских авторов, но даже полное забвение имени Христа. А ведь упование на утоление страданий богом-спасителем со стороны верующего человека было бы вполне естественным. Приходится констатировать, что дошедшее до нас «Утешение» — произведение не христианской ориентации. Это подтверждается не только отсутствием обращения к христианским источникам, но и всей его философской концепцией.
Слайд 15

Время, по мнению Боэция, бесконечно и в прошлом и в будущем,

Время, по мнению Боэция, бесконечно и в прошлом и в

будущем, оно также связано не сугубо с человеческим существованием, но с бытием мира вообще. Временнaя стихия - естественная среда для человека, а не место его изгнания из блаженной жизни, как представлялось христианам.

Человек подвержен смерти и страданиям, ибо это закон для всего существующего во времени. И причина тому природная - такова природа времени, а не субъективная, заключавшаяся, по мысли христианских теологов, в грехопадении первого человека, обрекшего тем самым все свое потомство до конца времен на муки.

Слайд 16

Мир, по Боэцию,- это природный космос, в котором нет и не

Мир, по Боэцию,- это природный космос, в котором нет и не

может быть личностной связи между богом и человеком. В этой системе царствует внеличностный закон, судьба, которой человек подлежит не в силу своей исключительности (ибо он не сотворен по образу и подобию божьему, как в христианстве), а потому, что он является наиболее одушевленной частью природы. В христианстве же бог и человек - два агента, занятые исключительно друг другом. В христианстве бог, по существу, творит мир для человека, а не человека для мира и этот мир не пребывает, как античный космос, а разворачивается, как история, имеющая свое начало, кульминацию и конец.