Содержание
- 2. Богослов Св. Григорий Назианзин вошел в историю христианской богословской мысли с именем «Богослова». Только три христианских
- 3. Жизненный путь Св. Григорий не раз описывал свою жизнь, и описывал ее с подлинным и лирическим
- 4. Григорий родился около 330 г. в имении своего отца Apиaнзе, близ Назианза, «малейшего между городами» юго
- 5. С ранней молодости им овладевает «какая-то пламенная любовь к наука– «И не совсем чистые учения старался
- 6. Дружба со свт. Василием Великим Об афинских годах св. Григорий всегда вспоминал с радостным волнением, –
- 7. Соблазны «душепагубных Афин» не смущали их, они знали только два пути: в священные храмы и к
- 8. В 358 (или 359) году св. Григорий вернулся на родину, позже Василия, с отъездом которого в
- 9. Нуждаясь в помощнике, отец Григория рукополагает сына (в 30 лет) во пресвитера и «связывает» сына еще
- 10. По новой просьбе отца Григорий вернулся в родной город и помогал родителю в его епископских трудах,
- 11. Борьба с арианством Снова «не по доброй воле, но насильственно увлеченный другими» явился св. Григорий в
- 12. С другой стороны, в первое время и проповедь его вызывала смущение. «Сначала город пришел в волнение,
- 13. По настоянию народа Григорий принял на себя временное управление Константинопольской Церковью до предстоявшего вскоре Собора. Он
- 14. Но в вопросе об антиохийских церковных делах, о так называемом «антиохийском расколе» он разошелся с большинством,
- 15. на Соборе был поставлен вопрос о незаконности перемещения Григория из Сасим в Константинополь. Притом не очень
- 16. Труды свт. Григория Св. Григорий не был писателем, хотя и был блестящим стилистом. У него была
- 17. Из них всего важнее пять слов «о Богословии» (XXVII-XXXI) т.е. о Троическом догмате Это один из
- 18. Особенный интерес представляет «Защитительное слово по поводу бегства в Понт», обработанное позже в целый трактат о
- 19. Значение трудов свт. Григория Творения Григория Богослова пользовались исключительной известностью и авторитетом вплоть до последних веков
- 20. Пути богопознания Учение о Богопознании занимает в богословской системе св. Григория видное место Богопознание для св.
- 21. Троическое богословие Церковная память усвоила св. Григорию имя «троического богослова» И это характерно для него не
- 22. Он пользуется той же богословской терминологией, но вносит в нее большую стройность и точность и не
- 23. О Божестве св. Духа С особенной силой св. Григорий останавливается на раскрытии Божества Духа. Т.к. это
- 24. Тайна спасения Смысл и цель человеческой жизни для св. Григория – в «обожении», в действительном соединении
- 26. Скачать презентацию
Богослов
Св. Григорий Назианзин вошел в историю христианской богословской мысли с именем
Богослов
Св. Григорий Назианзин вошел в историю христианской богословской мысли с именем
Велико его значение, как писателя и мыслителя
Как и другие отцы-каппадокийцы, он внес огромный вклад в уточнение тринитарной терминологии, и в этом отношении его заслуга неоценима
Жизненный путь
Св. Григорий не раз описывал свою жизнь, и описывал ее
Жизненный путь
Св. Григорий не раз описывал свою жизнь, и описывал ее
«Любитель безмолвия и бездействия, своей волею всегда стремившийся к уединению, чтобы в тиши предаваться богомыслию, богомыслию, – чужой волею и волей Божией он был призван к слову и делу, к пастырскому действию, – среди житейского мятежа, треволнения и смуты»
В постоянном насилии над собою, в постоянном смирении своего хотения, с уязвленным сердцем проходил он свой скорбный и славный жизненный путь
Григорий родился около 330 г. в имении своего отца Apиaнзе, близ
Григорий родился около 330 г. в имении своего отца Apиaнзе, близ
Отец его в это время был Назианским епископом, – в молодости он принадлежал к своеобразной секте «ипсистариев» (несколько слов о секте)
Семья свят. Григорія, какъ и семья свят. Василія, отличалась святостью
Церковью причислены къ лику святыхъ отецъ свят. Григорія еп. Григорій, мать діакони-сса Нонна, братъ праведный Кесарій и сестра преп. Горгонія.
Первоначальное воспитаніе свят. Григорій получилъ отъ своей матери Нонны
С ранней молодости им овладевает «какая-то пламенная любовь к наука– «И
С ранней молодости им овладевает «какая-то пламенная любовь к наука– «И
По тогдашнему обычаю годы учения бывали годами странствий. В родном Назианзе, в двух Кесариях (Каппадокийской и Палестинской), в Александрии и, наконец, в Афинах Григорий проходит полный и законченный круг образования, словесного и философского
Крещение было отложено до более позднего и зрелого возраста
В Александрии Григорий, вероятно, слушал Дидима. В Афинах он сближается со св. Василием, почти сверстником по годам, с которым он уже встречался в Кесарии Каппадокийской
Дружба со свт. Василием Великим
Об афинских годах св. Григорий всегда вспоминал
Дружба со свт. Василием Великим
Об афинских годах св. Григорий всегда вспоминал
Прежде всего ставили они свое имя христиан
«Стали мы друг для друга всем, – и товарищами, и сотрапезниками, и родными, — имели одну цель, любомудрие и непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу. У нас все было общее, и одна душа в обоих связывала то, что разделяли тела»
Это был союз доверенности и дружбы
Соблазны «душепагубных Афин» не смущали их, они знали только два пути:
Соблазны «душепагубных Афин» не смущали их, они знали только два пути:
В этом стремлении аскетические мотивы двоились, – то была и философская, и религиозная аскетика
«Я первый из любителей мудрости, — говорил он о себе, – я никогда не предпочту этому занятию ничто другое, чтобы сама Мудрость не назвала меня жалким, как учителя мудрости и образования», писал о себе свт. Григорий
он называл любомудрие (философию) — «стяжанием и имением всего драгоценнейшим»
В 358 (или 359) году св. Григорий вернулся на родину, позже
В 358 (или 359) году св. Григорий вернулся на родину, позже
При этом его влечет идеал безмолвия, он мечтает о бегстве, о горах и пустынях
сердце все сильнее влекло его в Понт, в тамошнюю пустыню, где тогда подвизался Василий, в сожительстве с Богом, «покрытый облаком, как один из ветхозаветных мудрецов», – и звал его разделить безмолвие и подвиг
в лишениях, в бдении и в псалмопении, и в научном труде. Друзья изучали там Писание и творения Оригена. Все еще продолжались годы учения
Нуждаясь в помощнике, отец Григория рукополагает сына (в 30 лет) во
Нуждаясь в помощнике, отец Григория рукополагает сына (в 30 лет) во
«При этом принуждении, – рассказывает Григорий, – так сильно воскорбел я, что забыл все, – друзей, родителей, отечество, род. И, как вол уязвленный слепнем, ушел в Понт, надеясь там в божественном друге найти врачевство от горести»
И снова из-под неволи, снова по принуждению Григорий в 372 г. был поставлен во епископы городка Сасимы, (в 40 лет) – «место безводное, непроизращающее и былинки, лишенное всех удобств, – селение ужасно скучное и тесное, — там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия пытки, цепи, а жители – чужеземцы и бродяги»
И горечь насилия увеличивалась тем, что теперь это насилие над его душою совершал его лучший друг Василий
По новой просьбе отца Григорий вернулся в родной город и помогал
По новой просьбе отца Григорий вернулся в родной город и помогал
Наконец он получил возможность отойти от дел и «пошел беглецом» в Селевкию Исаврийскую, ко храму прославляемой девы Феклы. Здесь предавался он богомыслию и созерцанию
И снова то было ненадолго. Здесь его застигла скорбная весть о кончине друга. И затем его покой был нарушен зовом в Константинополь на борьбу с арианством
С кончиной свят. Василия в 379 году, знамя борьбы с арианством перешло к свт. Григорию Богослову
Борьба с арианством
Снова «не по доброй воле, но насильственно увлеченный другими»
Борьба с арианством
Снова «не по доброй воле, но насильственно увлеченный другими»
Григорий, по его собственному выражению, нашел здесь «не паству, но малые следы или останки паствы, без порядка, без надзора, без точных пределов...» Григорий начал проповедовать в частном доме, – впоследствии он был обращен в храм под именем Анастасии в знак «воскресения православия...»
Здесь были сказаны знаменитые беседы «о Богословии». Борьба с арианами протекала бурно, к Григорию подсылали убийц, чернь врывалась в его храм, его забрасывали камнями, — и потом его противники его же обвиняли в нарушении общественного спокойствия
С другой стороны, в первое время и проповедь его вызывала смущение.
С другой стороны, в первое время и проповедь его вызывала смущение.
Со временем своими проповедями и беседами свят. Григорий способствовал возрождению Православия в Константинополе. Слава о его мудрости распространилась по всей империи, так что его приходил слушать даже блаж. Иероним Стридонский
Своим пламенным словом св. Григорий вскоре победил, а в конце 380 года в Константинополь вступил новый император Феодосий и передал все храмы православным. Но Григорию пришлось бороться не только с арианами. Приходилось бороться и с аполлинаристами. Немало потерпел Григорий и от православных, – прежде всего от Петра Александрийского и египетских епископов, которые сперва вступили с ним в общение, а затем посвятили в Константинопольские епископы некоего Максима Киника
По настоянию народа Григорий принял на себя временное управление Константинопольской Церковью
По настоянию народа Григорий принял на себя временное управление Константинопольской Церковью
На Втором Вселенском Соборе, открывшемся в мае 381 года под председательством Мелетия Антиохийского, св. Григорий был признан Константинопольским епископом, – он и радовался, и не радовался своему утверждению на престоле, «которое не было вполне законно» (т.к. в то время смена кафедры архиеерем была неканонична)
Во время Собора скончался св. Мелетий и председателем стал св. Григорий
Но в вопросе об антиохийских церковных делах, о так называемом «антиохийском
Но в вопросе об антиохийских церковных делах, о так называемом «антиохийском
Одни были недовольны мягкостью его действий, – тем, что в борьбе с арианством он не прибегал к содействию светской власти
Других беспокоила его догматическая прямота, – в частности, его настойчивая проповедь о Духе
Иным он казался недостаточно вельможен «Не знал я, – иронизировал Григорий, — что и мне надобно ездить на отличных конях, блистательно выситься на колеснице, – что и мне должны быть встречи, приемы с подобострастием, что все должны давать мне дорогу и уже издали расступаться передо мной, как пред диким зверем»
Вернулся он на родину усталым и разбитым физически и морально с тяжелыми воспоминаниями
на Соборе был поставлен вопрос о незаконности перемещения Григория из Сасим
на Соборе был поставлен вопрос о незаконности перемещения Григория из Сасим
В великом огорчении решил Григорий оставить кафедру и покинуть Собор. С горечью оставлял он «место общей победы» и паству, которую он приобрел для истины подвигом своим и словом. И эта горечь никогда не смягчилась в его сердце
«Уединяюсь к Богу, Который один чист и не коварен... Углубляюсь в себя самого. Ибо два раза спотыкаться о тот же камень, по пословице, свойственно только безумным»
Вместо покоя ему пришлось вновь принять на себя управление все еще вдовствовавшей Назианзской Церковью
последние годы отдал он литературному труду
Грустными мотивами полна его старческая лирика. Почил св. Григорий в 389 иди 390 году
Труды свт. Григория
Св. Григорий не был писателем, хотя и был блестящим
Труды свт. Григория
Св. Григорий не был писателем, хотя и был блестящим
Но это превозмогается силою чувства и мысли. Он был оратором прежде всего
его гомилии или беседы составляют основную часть его литературного наследия
Известно 45 бесед, большинство относится к константинопольским годам
Из них всего важнее пять слов «о Богословии» (XXVII-XXXI) т.е. о
Из них всего важнее пять слов «о Богословии» (XXVII-XXXI) т.е. о
Это один из самых замечательных образцов христианского красноречия
Ряд бесед сказан в праздничные дни, особенно значительны беседы: 38-я на Богоявление или Рождество Христово, древнейшая известная рождественская проповедь на Востоке (379 или 380 г.), и 45-ая в день Пасхи, посвященная объяснению искупительного дела Христа (в Apиaнзе, после 383 г.)
Затем нужно отметить ряд надгробных речей, важных по историческому материалу, – в частности, похвальное слово Василию Великому
Особенный интерес представляет «Защитительное слово по поводу бегства в Понт», обработанное
Особенный интерес представляет «Защитительное слово по поводу бегства в Понт», обработанное
Большинство бесед св. Григория связаны с частными поводами
Другой разряд творений св. Григория, – это его поэмы (или стихотворения). Они собраны в двух книгах: поэмы богословские и поэмы исторические
Григорий был истинным мастером поэтического слова
Особо стоит выделить автобиографию в стихах «О жизни своей»
нужно назвать сборник писем, числом 243. Большая часть писем относится к последним годам жизни и носит совершенно личный характер
Значение трудов свт. Григория
Творения Григория Богослова пользовались исключительной известностью и авторитетом
Значение трудов свт. Григория
Творения Григория Богослова пользовались исключительной известностью и авторитетом
Пути богопознания
Учение о Богопознании занимает в богословской системе св. Григория видное
Пути богопознания
Учение о Богопознании занимает в богословской системе св. Григория видное
Богопознание для св. Григория есть путь и задача жизни, путь спасения и «обожения»
Ибо прежде всего ум тварный встречается с Богом, и чрез ум и умное созерцание тварь соединяется и воссоединяется с Богом, как и Сам Бог соединился с человеком, принял полноту естества человеческого чрез посредство Богоподобного человеческого ума, – «ум соединяется с умом, как с ближайшим и наиболее сродным», – подчеркивал Григорий против Аполлинария
Троическое богословие
Церковная память усвоила св. Григорию имя «троического богослова»
И это характерно
Троическое богословие
Церковная память усвоила св. Григорию имя «троического богослова»
И это характерно
«Троица – мое помышление и украшение», — восклицает он...
В учении о св. Троице св. Григорий повторяет и развивает мысли Василия Великого, которого он признавал и называл своим «учителем догматов»
Он пользуется той же богословской терминологией, но вносит в нее большую
Он пользуется той же богословской терминологией, но вносит в нее большую
Вместе с тем, у Григория гораздо сильнее, чем у Василия, чувствуется прямое влияние св. Афанасия, – в особенности в учении о Божестве Святого Духа
Каждое из Трех, созерцаемое по Себе, есть Бог, и все Три, созерцаемые вместе, суть также единый Бог... «Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы...»
в единстве Божества не исчезает различие ипостасей
О Божестве св. Духа
С особенной силой св. Григорий останавливается на раскрытии
О Божестве св. Духа
С особенной силой св. Григорий останавливается на раскрытии
«Дух, Дух, – выслушайте это, — исповедуемый Богом. Еще говорю: Ты мой Бог. И в третий раз восклицаю: Дух есть Бог...»
Тайна спасения
Смысл и цель человеческой жизни для св. Григория – в
Тайна спасения
Смысл и цель человеческой жизни для св. Григория – в
Спасение для человека в соединении с Богом
Со всею силою св. Григорий подчеркивает искупительное значение Крестной Смерти. В ней высшее благо и высший дар Божий, – «страдание Бога, Агнец, закланный за наши грехи...» Крест есть Жертва
Христос приемлет на Себя весь грех человеческий и потому страждет, «изображая в Себе нас», «как Глава целого тела...» Это не простое замещение, – вместо нас...