Восприятие

Содержание

Слайд 2

Понятие. Особенности восприятия Виды восприятия

Понятие.
Особенности восприятия
Виды восприятия

Слайд 3

Восприятие - Представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных

Восприятие -

Представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций

объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (Слободчиков В.И., Исаев Е.И «Психология человека»)
Слайд 4

В процессах восприятия формируется целостный образ: образ предмета, ситуации, образ другого

В процессах восприятия формируется целостный образ: образ предмета, ситуации, образ другого

человека, иначе сказать – перцептивный образ.
Слайд 5

Восприятие требует выделения из комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства,

Восприятие

требует выделения из комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес,

вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных признаков
Слайд 6

Восприятие требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса

Восприятие

требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса

признаков с прежними знаниями о предмете (комплексность восприятия)
Слайд 7

Сложный активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального paссмотрения, а именно:

Сложный активный характер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специального

paссмотрения, а именно:
Слайд 8

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде ощупывания предмета,

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде ощупывания предмета,

движения глаз, выделяющих наиболее информативные точки, пропевания или проговаривания соответствующих звуков.
Слайд 9

Процесс восприятия тесно связан с а) оживлением следов прежнего опыта; б)

Процесс восприятия тесно связан с

а) оживлением следов прежнего опыта;
б) сличением доходящей до субъекта

информации с ранее сложившимися представлениями;
в) сравнением актуальных воздействий со сложившимися в прошлом представлениями;
г) выделением существенных признаков;
Слайд 10

д) созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; е)

д) созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации;
е) синтезом воспринимаемых признаков

в целые комплексы и принятием решения о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет.
Слайд 11

Воспринимающая (перцепторная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта

Воспринимающая (перцепторная) деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления, причем эта

близость тем больше, чем новее и сложнее воспринимаемый предмет.
Слайд 12

Воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределом одной модальности, но включает

Воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределом одной модальности, но включает

в свой состав результат совместной работы нескольких органов чувств (анализаторов), в процессе которой сложились представления, сформировавшиеся у субъекта.
Слайд 13

Выделяя и объединяя существенные признаки, человек всегда обозначает воспринимаемые предметы словом,

Выделяя и объединяя существенные признаки, человек всегда обозначает воспринимаемые предметы словом,

называет их и тем самым глубже познает их свойства и относит их к определенным категориям.
Слайд 14

Особенности восприятия активный опосредованный характер; предметный и обобщенный характер; постоянство (константность)

Особенности восприятия

активный опосредованный характер;
предметный и обобщенный характер;
постоянство (константность) и

правильность (ортоскопичность);
подвижность и управляемость.
Слайд 15

Детерминированность восприятия задачей, которая ставится перед человеком или его установкой;

Детерминированность восприятия задачей, которая ставится перед человеком или его установкой;

Слайд 16

Правильное восприятие сложных предметов зависит прежний опыт субъекта, широта и глубина

Правильное восприятие сложных предметов зависит

прежний опыт субъекта, широта и глубина

его представлений;
задача, которую он ставит, рассматривая данный предмет;
активный, последовательный и критический характер его перцепторной деятельности;
Слайд 17

сохранность тех активных движений которые входят в состав воспринимающей деятельности; умение

сохранность тех активных движений которые входят в состав воспринимающей деятельности;
умение

вовремя затормозить догадки о значении воспринимаемого предмета, если они не соответствуют поступающей информации.
Слайд 18

Виды Восприятия Осязательное восприятие Зрительное восприятие Слуховое восприятие Восприятие времени

Виды Восприятия

Осязательное восприятие
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Восприятие времени

Слайд 19

Осязательное восприятие Осязание является сложной формой чувствительности, включающей в свой состав

Осязательное восприятие
Осязание является сложной формой чувствительности, включающей в свой состав как

элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты.
Слайд 20

К первым относятся ощущение холода и тепла и ощущение боли; Ко

К первым относятся ощущение холода и тепла и ощущение боли;
Ко вторым

осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений.
Слайд 21

Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является факт постепенного превращения последовательно

Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является факт постепенного превращения последовательно

(сукцессивно) поступающей информации об отдельных признаках предмета в его целостный (симультанный) образ
Слайд 22

Зрительное восприятие. Если в осязательном восприятии человек улавливает лишь отдельные признаки

Зрительное восприятие.

Если в осязательном восприятии человек улавливает лишь отдельные признаки

предмета и лишь затем объединяет их в целый образ, то посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета;
Слайд 23

Гештальт-психология зрительное восприятие является не процессом ассоциации отдельных элементов, а целостным структурно организованным процессом.

Гештальт-психология

зрительное восприятие является не процессом ассоциации отдельных элементов, а целостным структурно

организованным процессом.
Слайд 24

Закон Фигуры Закон четкости структуры Закон дополнения до структурного целого Законами

Закон Фигуры
Закон четкости структуры
Закон дополнения до структурного целого
Законами целостного

структурного восприятия объясняются и некоторые оптико-геометрические иллюзии.
Слайд 25

Окружность в центре кажется искаженной.

Окружность в центре кажется искаженной.

Слайд 26

Сколько тут лиц? Одно? Два? А может быть три?

Сколько тут лиц? Одно? Два? А может быть три?

Слайд 27

Здесь линии параллельны.

Здесь линии параллельны.

Слайд 28

Круги или спирали?

Круги или спирали?

Слайд 29

Круги находятся на одной прямой.

Круги находятся на одной прямой.

Слайд 30

Красные линии - прямые, хотя и кажутся изогнутыми.

Красные линии - прямые, хотя и кажутся изогнутыми.

Слайд 31

Тюлень или кролик?

Тюлень или кролик?

Слайд 32

Прямые, на самом деле, параллельны. Иллюзия Геринга (иллюзия веера)

Прямые, на самом деле, параллельны. Иллюзия Геринга (иллюзия веера)

Слайд 33

Американский индеец или эскимос?

Американский индеец или эскимос?

Слайд 34

Найдите здесь 5 лиц.

Найдите здесь 5 лиц.

Слайд 35

Мозг мужчины

Мозг мужчины

Слайд 36

Параллельны ли горизонтальные линии?

Параллельны ли горизонтальные линии?

Слайд 37

Слайд 38

Кого здесь вы видите? Молодую девушку или грустную старуху?

Кого здесь вы видите? Молодую девушку или грустную старуху?

Слайд 39

Смотрите не отрываясь 30 секунд на точку в центре.

Смотрите не отрываясь 30 секунд на точку в центре.

Слайд 40

Теперь переведите взгляд на эту фотографию.

Теперь переведите взгляд на эту фотографию.

Слайд 41

Вы не увидите разницы в цвете между правой и левой половинами фотографии.

Вы не увидите разницы в цвете между правой и левой половинами

фотографии.
Слайд 42

Классический пример соотношения фигуры и фона. Можно увидеть как вазу, так и два лица.

Классический пример соотношения фигуры и фона. Можно увидеть как вазу, так и

два лица.
Слайд 43

Что Вы здесь видите? Женское лицо или мужчину, играющего на саксофоне?

Что Вы здесь видите? Женское лицо или мужчину, играющего на саксофоне?


Слайд 44

Все эти особенности геометрических иллюзий объясняются тем, что наше геометрическое восприятие

Все эти особенности геометрических иллюзий объясняются тем, что наше геометрическое восприятие

не состоит из изолированных элементов, а имеет все черты целостного, структурно организованного восприятия.
Слайд 45

Слуховое восприятие Коренным образом отличается как от осязательного, так и от

Слуховое восприятие

Коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного

восприятия.
Если зрительное и осязательное восприятие отражает мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.
Слайд 46

Восприятие времени Имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее

Восприятие времени

Имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях.
Наиболее элементарными формами

являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, которые известны как биологические часы.