Христианство как фактор цивилизационного развития

Содержание

Слайд 2

План лекции: Раннее христианство. Причины зарождения. Христианство в Римской империи и

План лекции:

Раннее христианство. Причины зарождения.

Христианство в Римской империи и его


распространение

Устройство церкви и её раскол

Монастыри и монашеское движение

Слайд 3

Христианство (от греч. Christos, буквально – помазанник) – одна их трёх


Христианство
(от греч. Christos, буквально – помазанник) –
одна их трёх мировых

монотеистических религий
(наряду с исламом и буддизмом).
Христианство распространено в странах Европы, Америки,
в Австралии, Азии, а также в результате активной миссионерской
деятельности, - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде
районов Дальнего Востока. Согласно официальной
церковной статистике христианство исповедует около
1 млрд. 800 млн. чел. (начало XXI века).
Слайд 4

Основная геополитическая модель мира Основные мировые религии

Основная
геополитическая
модель мира

Основные мировые религии

Слайд 5

Римская империя в раннехристианскую эпоху Социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство

Римская империя в раннехристианскую эпоху

Социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство
безысходности

толкали массы к религиозным поискам.
Наступление тяжелых времен приписывалось злой воле
или слабости старых богов.
А с угасанием демократических учреждений Рима и упадком
общественной жизни духовная энергия людей все больше
обращалась к сфере религии.
Слайд 6

Возникновение христианства ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ иудейский философ ( I в. н. э.)

Возникновение христианства

ФИЛОН
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
иудейский философ
( I в. н. э.)

Христианство сложилось на основе:

Иудейских

сект, течений зелотов, ессев – они были промежуточными звеньями между иудаизмом и ранним христианством.
Греко-римской философии («отец христианства» Филон Александрийский, римский стоик Сенека и др.
Восточных культов – культ Исиды и Осириса, умирающего и воскрешающего бога, культ Митры и т.п.

СЕНЕКА
Римский
философ-стоик
( I в. н. э.)

Слайд 7

Христианство возникло в Палестине в начале I века н. э. Его

Христианство возникло в Палестине в начале I века н. э.
Его

формирование растянулось на продолжительное время.
Первоначально христианство было небольшим стихийным движением.
Первые христианские общины состояли по преимуществу из рабов,
вольноотпущенников, ремесленников, городской бедноты,
всех тех, кого, по образному выражению Ф. Энгельса,
«выбросил за борт процесс разложения старого мира».

Возникновение христианства

Район Мёртвого моря – зона возникновения
первоначального распространения христианства

Слайд 8

Священное Писание Библия (греч. «книги») – Ветхий Завет – 50 книг,

Священное Писание
Библия (греч. «книги») –
Ветхий Завет – 50 книг,
Новый Завет -27

книг.
Еврейские канонические
Книги Ветхого Завета:
Закон, Тора (5 книг Моисея),
Пророки.
Новый Завет: 4 Евангелия
( от Матфея, Марка, Луки и
Иоанна) и Деяния святых
Апостолов, 21 апостольское
послание и Апокалипсис .
Переведена более чем
на 400 языков.
Слайд 9

Изображение Христа в одной из римских катакомб Раннее христианство Римские катакомбы

Изображение Христа в одной из
римских катакомб

Раннее христианство

Римские катакомбы –места
собраний и захоронений


ранних христиан
Слайд 10

Евангельская история Христа В дни царя Ирода в городе Вифлееме у

Евангельская история Христа
В дни царя Ирода в городе Вифлееме
у простой

девушки Марии родился
сын Иисус. Это было чудо,
поскольку он родился не от
земного отца, а от «духа святого»
и был не человек, а Сын Бога. Восточные
астрологи узнали об этом
событии по движению звезды на небе.
Следуя за ней и заметив
место, где она остановилась,
они нашли нужный дом, разыскали
новорожденного, в котором
признали Мессию
(по-гречески – Христос) –
божьего помазанника,
и поднесли ему дары.

Благовещение

Слайд 11

Образы Богородицы, Пресвятой Девы Марии с младенцем Культ Богородицы, Пресвятой Девы

Образы Богородицы, Пресвятой Девы Марии с младенцем

Культ Богородицы, Пресвятой
Девы Марии, матери

Иисуса
Христа – один из самых
почитаемых в христианстве как
католическом, так и православном.
Её образ широко представлен
в иконописи и художественном
искусстве.
По св. преданию, Богородица
после смерти была взята
на небо. В IV в. церковью было
установлено учение о Ней
как о Приснодеве, т.е.
непорочно зачатой.
Слайд 12

Узнав о рождении «царя Иудейского», как было предсказано волхвами, правитель Иудеи

Узнав о рождении
«царя Иудейского»,
как было предсказано волхвами,
правитель Иудеи царь

Ирод
приказал убить в Вифлееме
всех младенцев моложе двух лет.
Иосиф и Мария тайно бежали
в Египет, где скрывались до
смерти Ирода.
После этого святое семейство
поселилось в Назарете, где
Иисус жил и воспитывался в
Кумранской общине на берегу
Мёртвого моря.

Евангельская история Христа

Слайд 13

Евангельская история Христа По легенде в 30-тилетнем возрасте Христос принял крещение

Евангельская история Христа

По легенде в 30-тилетнем
возрасте Христос принял
крещение в реке Иордан
от

Иоанна Крестителя,
своего Предтечи.
Во время крещения открылась
Его божественность: на Иисуса
в образе голубя сошёл
Дух Святой и был глас
с небес: «Ты Сын Мой
Возлюбленный, в котором
Моё благоволение».
После этого Иисус удалился
на сорок дней в пустыню и
Там, искушаемый дьяволом,
окончательно утвердился в
своей пророческой миссии.
Слайд 14

Евангельская история Христа Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием 12-ти

Евангельская история Христа

 Общественное  служение  Иисус
начал в Галилее избранием 12-ти апостолов.

Чудесное
претворение воды в вино, совершенное Иисусом  Христом 
на бракосочетании в Кане Галилейской, укрепило веру
Его учеников. После этого, пробыв некоторое время в
Капернауме, Он отправился в Иерусалим на праздник Пасхи.
Здесь Он впервые возбудил против Себя вражду старейшин
иудейских и, в особенности, фарисеев , тем, что изгнал
торгующих из храма. После Пасхи Иисус Христос  созвал Своих
апостолов, дал им необходимое наставление и послал их
проповедовать приближение Царства Божия. Сам Он тоже
путешествовал по Святой Земле, проповедуя, творя чудесные
исцеления, собирая учеников и
распространяя учение о Царстве Божием.
Слайд 15

Евангельская история Христа Ежегодно иудеи отмечали праздник Пасхи (древне-евр. проходить мимо,

Евангельская история Христа
Ежегодно иудеи
отмечали праздник
Пасхи
(древне-евр. проходить
мимо, миновать; здесь:
миновать силы зла).
Он

продолжался 7 дней.
Так евреи праздновали
счастливый исход
из Египта.
Иисус прибыл в эти дни
в Иерусалим и пожелал
отпраздновать
Пасху со своими
учениками. Он превратил
её в прощальную вечерю,
напоминающую о Его смерти
(«Сие творите в моё
воспоминание»).

Апостолы Петр и Павел

Слайд 16

Евангельская история Христа Тайная вечеря

Евангельская история Христа

Тайная вечеря

Слайд 17

Евангельская история Христа Совершив со своими учениками Тайную вечерю, Христос направляется

Евангельская история Христа

Совершив со своими учениками Тайную вечерю, Христос направляется с

ними в Гефсиманию. Войдя в сад, он оставляет наиболее близких ему Петра, Иоанна и Иакова, и просит: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26, 38). Дважды потом прерывает Христос свою молитву и, видя всех троих спящими, пытается убедить, усовестить их. Жуткий час одиночества и отчуждения переживает Христос: нет утешения и поддержки даже в самых близких и действительно любяших его учениках. Но еще более напряженно продолжает он свою молитву: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Человеческое естество Сына Божьего скорбит и тоскует. Предвидя все грядущие страдания, все муки креста, он ужасается им.
Слайд 18

Евангельская история Христа Распятие Христа, снятие его с креста и вознесение

Евангельская история Христа

Распятие Христа, снятие его с креста и вознесение

Слайд 19

Христос. Мозаика в храме Святой Софии. Византия, 2-я пол. XI в.

Христос.
Мозаика в храме Святой Софии.
Византия, 2-я пол. XI в.

Основные положения

вероучения Христа
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную»
Слайд 20

Храм Гроба Господня. Иерусалим Распространение христианства Христианство как в основном сложившаяся

Храм Гроба Господня.
Иерусалим

Распространение христианства
Христианство как в основном
сложившаяся религия (со своими


догматикой, символом веры и обрядностью)
представлена в сочинениях первого
христианского апологета
Юстина (II в. н.э.),
где жизнеописание Христа во многом
совпадало с евангельскими
повествованиями. Юстин уже подробно
описывал различные христианские
таинства, ,формулировал символ веры.
В начале I Iв.. христианские общины,
Управляемые епископами,
существовали во всех частях
тогдашнего мира.
Организованные христианские общины
назывались парикиями.
Слайд 21

Распространение христианства

Распространение христианства

Слайд 22

Периоды в истории церкви Апостол Павел

Периоды в истории церкви

Апостол Павел

Слайд 23

Гонения на христиан в Римской Империи. Римская империя не предоставляла свободного

Гонения на христиан в Римской Империи.

Римская империя не предоставляла
свободного существования
христианству

не только потому,
что против христиан были
издаваемы особые распоряжения,
но сам правовой строй империи
был таким, что христиане были
бы гонимы даже в том случае,
если бы правительство их
игнорировало.
Слайд 24

Преследование христиан .Всего христиане претерпели десять массовых гонений, самыми страшными из

Преследование христиан
.Всего христиане претерпели
десять массовых гонений,
самыми страшными из
которых были при

императорах:
Нероне (64-67 гг.)
Домициане (95-96 гг.)
Траяне (98-117 гг.)
Марке Аврелии
(161-180 гг.)
Слайд 25

Когда Игнатия препровождали под стражей в Рим, после его отказа отказаться

Когда Игнатия препровождали под стражей в Рим, после его отказа отказаться

от Христа, христиане хотели его спасти, но он отказывался от побега, говоря: « Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». В Риме св. Игнатий был растерзан львами на арене Колизея на потеху публики. Услышав о мужестве святителя, император Траян прекратил гонения на христиан.

Игнатий Богоносец был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Также святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет.

Преследование христиан

Слайд 26

Константин I Великий Флавий Валерий Аврелий Константин (274 - 337 гг.)

Константин I Великий
Флавий Валерий
Аврелий Константин (274 - 337 гг.)

римский император.
В 323 г. стал
единодержавцем римского государства,
христианскую религию сделал
господствующей, в 330 г. перенёс
столицу государства в Византий
(Константинополь), организовал новое
государственное устройство.
Его деятельность нашла редкую
в истории оценку: римский сенат,
по свидетельству историка IV века
Евтропия, счёл Константина достойным
возведения в боги, история
признала его Великим, а церковь
святым и равноапостольным.
Слайд 27

Церковный раскол и его причины Православный храм Католический собор Фактически разногласия

Церковный раскол и его причины

Православный храм

Католический собор

Фактически разногласия между
папой римским

и патриархом
Константинополя начались
задолго до 1054, однако
именно в 1054 римский
папа Лев IX послал в
Константинополь легатов
во главе с кардиналом
Гумбертом для разрешения
конфликта.
Слайд 28

Причины раскола христианской церкви

Причины раскола христианской церкви

Слайд 29

Коптский монастырь. V в., Египет Коптский монастырь. V в., Египет Монастыри

Коптский монастырь.
V в., Египет

Коптский монастырь.
V в., Египет

Монастыри и монашество

Монастыри, монахи

(от греч.
monos- одинокий) –первоначально
аскетическая жизнь подвижников
в уединенных пустынях, позже –
в особых общежитиях (киновиях),
объединённых суровым режимом.
Начало монашеству было положено
во времена гонений императора Деция (249-250): Павел Фиваидский
и знаменитый Антоний – отшельники
в Египте.
С к. IV в. монастыри стали активно
вмешиваться в частную и
государственную жизнь.
В XI-XII вв. появляются конгрегации –
соединение большого количества
монастырей (первые – под наблюдением
Клюнийского аббатства.
Слайд 30

Мавзолей св. Констанции Монастыри и монашество Арианский баптистерий

Мавзолей св. Констанции

Монастыри и монашество

Арианский баптистерий

Слайд 31

Монастыри и монашество Бенедиктинцы — название, присвоенное всем монахам, принявшим устав

Монастыри и монашество

Бенедиктинцы —
название, присвоенное всем
монахам, принявшим устав
Бенедикта

Нурсийского.
Благодаря тому, что в этом
уставе обращено внимание на
свойства более сурового климата
западных стран и введено
разумное распределение
времени, посвященного не
только молитве, но и физическому
труду, он быстро распространился,
так что с половины VI столетия
бенедиктинцы сделались самым
многочисленным
монашеским орденом.

Монастырь бенедиктинцев
в Каталонии, Испания

Слайд 32

Монастыри Валаамский монастырь — мужская обитель во имя Преображения Господня на

Монастыри

Валаамский монастырь — мужская обитель во имя Преображения Господня на о.

Валаам в Ладожском оз.

Данилов монастырь - мужской монастырь, основанный на правом берегу р. Москва ок. 1282 года

Слайд 33

Монастыри КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Киевская еп., в Киеве, на правом берегу

Монастыри

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра.

Основан в XVI в.

Свято-Троицкая Сергиева лавра - недалеко от бывшего древнего Радонежа, в Сергиевом Посаде. Основана прп. Сергием Радонежским в XIV в.