Художественная культура Византии

Содержание

Слайд 2

С Р Е Д Н Е В Е К О В

С Р Е Д Н Е В Е К О В

Ь Е – ПЕРИОД МИРОВОЙ ИСТОРИИ V - XV ВЕКА. Культура средневековья III – ХIII вв.
Слайд 3

Часто Средневековье называют « мрачным», «темным". Оно ассоциируется с кострами инквизиции

Часто Средневековье называют
« мрачным», «темным". Оно ассоциируется с кострами инквизиции

и страшными пытками, всеобщей дикостью и торжеством невероятных предрассудков, жестокими войнами, голодом и эпидемиями.

Страшный суд.
Аббатство
Сен-Дени XIIв. Париж

Слайд 4

Общие черты средневековой культуры: 1. Объединение наследия древних цивилизаций и энергии

Общие черты средневековой культуры:

1. Объединение наследия древних цивилизаций и энергии молодых

народов
2. Столкновение христианских идей и языческих представлений
3. Обращение к внутреннему миру человека (душе отдается предпочтение
4.Развитие религиозной, светской и народной культур.
5. Господство религиозного мировоззрения и религиозного характера культуры.
Слайд 5

Раскол христианской церкви Некоторые различия в вероучении и обрядах Различия в православном и католическом искусстве

Раскол христианской церкви

Некоторые различия в вероучении и обрядах
Различия в православном и

католическом искусстве
Слайд 6

Культура Византии

Культура Византии

Слайд 7

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА

Слайд 8

Предназначение христианского храма; отличие от античного (языческого) Античный храм Все праздники

Предназначение христианского храма; отличие от античного (языческого)


Античный храм
Все

праздники проходят снаружи, на площади
важен наружный вид храма


Христианский храм
Обряд совершается внутри храма
важно внутреннее убранство храма

Слайд 9

Большого расцвета византийская культура достигает в VI в., когда были заложены

Большого расцвета византийская культура достигает в VI в., когда были заложены

основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов.
Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.
Слайд 10

Строились церкви двух основных типов: базилики и крестово-купольные церкви Базилики представляли

Строились церкви двух основных типов: базилики и крестово-купольные церкви

Базилики

представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь.
Слайд 11

Слайд 12

Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви — квадратное в плане

Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви — квадратное в плане

здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестовокупольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм.
Слайд 13

Крестово-купольный храм имеет в плане форму креста и завершается в центре

Крестово-купольный храм имеет в плане форму креста и завершается в центре

куполом.
Нефы- внутренние ряды (3-5)
Апсида –полукруглая ниша (алтарь)
Слайд 14

Храм святой Софии в Константинополе

Храм святой Софии в Константинополе

Слайд 15

Слайд 16

Собор Святой Софии в Константинополе (532-537) воздвигли 2 архитектора – Анфимий и Исидор.

Собор Святой Софии в Константинополе (532-537) воздвигли 2 архитектора – Анфимий

и Исидор.
Слайд 17

Купол (диаметр 31,5 м) кажется парящим в воздухе, т.к. тонкие части

Купол (диаметр 31,5 м) кажется парящим в воздухе, т.к. тонкие части

стен между окнами не видны (как будто купол подвешен)
Слайд 18

Мозаика

Мозаика

Слайд 19

Мозаики Византии приобрели мировую славу. Стали применять не естественные , а

Мозаики Византии приобрели мировую славу. Стали применять не естественные , а

окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы (смальта) с тончайшей золотой поверхностью.
Слайд 20

Мозаики располагались на вогнутой поверхности стен и это ещё больше увеличивало золотой блеск кубиков смальты.

Мозаики располагались на вогнутой поверхности стен и это ещё больше увеличивало

золотой блеск кубиков смальты.
Слайд 21

Мозаики церкви Сан- Витале в Равенне (6в.) Потоки света заставляют мозаики загораться неземным блеском.

Мозаики церкви Сан- Витале в Равенне (6в.) Потоки света заставляют мозаики

загораться неземным блеском.
Слайд 22

Император Юстиниан со свитой. Мозаика. Церковь Сан Витале. Равенна

Император Юстиниан со свитой. Мозаика. Церковь Сан Витале. Равенна

Слайд 23

Иконография. Живописцы следовали строго обоснованным законам (канонам)

Иконография. Живописцы следовали строго обоснованным законам (канонам)

Слайд 24

Иконы строго символичны (симметрия, высокий лоб, нимб, суровый взор, статичность, декоративность одежды)

Иконы строго символичны (симметрия, высокий лоб, нимб, суровый взор, статичность, декоративность

одежды)
Слайд 25

Шедевр византийской иконописи – икона Владимирской Богоматери (привезена на Русь в

Шедевр византийской иконописи – икона Владимирской Богоматери (привезена на Русь в

1155 г.) Святая печаль Богородицы , идея жертвенности и материнской любви.