Журнал «Современник» – боевой орган революционной демократии

Содержание

Слайд 2

«Литература у народа, лишённого общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты

«Литература у народа, лишённого общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты

которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»
(А.И.Герцен)
Слайд 3

Н.А. Некрасов вошел в историю русской культуры не только как национальный

Н.А. Некрасов вошел в историю русской культуры не только как национальный

поэт, но и как крупнейший журналист, редактор журналов «Современник» (1847-1866), «Отечественные записки» в истории которого были важные, значительные, яркие эпизоды.
Слайд 4

Историческая справка. Его основал Пушкин в 1836 году После гибели поэта


Историческая справка.
Его основал Пушкин в 1836 году
После

гибели поэта в течение
10 лет его издавал профессор
про Петербургского университета
П.А.Плетнёв, но в эти годы
журнал не имел большого
влияния.
Слайд 5

(Н.А.Некрасов) (И.И.Панаев) В январе 1847 года Н.А.Некрасов и И.И.Панаев откупили журнал

(Н.А.Некрасов) (И.И.Панаев)
В январе 1847 года Н.А.Некрасов и И.И.Панаев откупили журнал

у Плетнёва. И началась новая история журнала – некрасовская история…
Слайд 6

Нельзя не преклоняться перед мужеством и духовной силой Некрасова- редактора! Трудно

Нельзя не преклоняться перед мужеством и духовной силой Некрасова- редактора!
Трудно представить

себе, чего ему стоило издание смелого и честного журнала. Один знакомый Некрасова рассказывал: как-то раз поэт со страшной вспыльчивостью заговорил о том, что он вытерпел и вынес от цензуры. «Такого выражения,- говорил он,- у него в глазах я не видывал больше. Охотники видят это выражение в глазах у смертельно раненного медведя, когда подходят к нему»
Слайд 7

Обладая абсолютным литературным вкусом, врожденными способностями и бойцовским характером, он сделал


Обладая абсолютным литературным вкусом, врожденными способностями и бойцовским характером, он

сделал журнал боевым штабом общественной борьбы, программой для которого стали слова В.Г. Белинского: журнал «…должен иметь своё направление, свой характер, словом, быть выразителем своей мысли».
Слайд 8

Величайшей заслугой Некрасова – редактора является то, что он умел находить

Величайшей заслугой Некрасова – редактора является то, что он умел находить

и привлекать к литературной деятельности практически всех замечательных беллетристов, поэтов, критиков, публицистов и ученых 2-ой половины 19 века.
Обращаясь ко всем, кто сотрудничал в «Современнике», Некрасов говорил: «Учите нас быть лучшими, чем мы есть…растолковывайте нам наши обязанности, человеческие и гражданские…»
Слайд 9

Эти слова прежде всего относились к И. Гончарову, И. Тургеневу, Л.Толстому,


Эти слова прежде всего относились к И. Гончарову, И. Тургеневу,

Л.Толстому, А. Островскому.
У каждого из них своя журнальная история …
Слайд 10

В первом номере журнала «Современник» были напечатаны «Записки охотника» мало известного


В первом номере журнала «Современник» были напечатаны «Записки охотника»

мало известного поэта Ивана Тургенева , который сразу же сделался одним из любимейших читателями авторов.
Слайд 11

Здесь начинал повестью «Детство» (1852) и очень скоро завоевал огромную популярность Лев Николаевич Толстой.

Здесь начинал повестью «Детство» (1852) и очень скоро завоевал огромную популярность

Лев Николаевич Толстой.
Слайд 12

На страницах некрасовского «Современника» расцвели таланты А.Н. Островского и М.Е. Салтыкова


На страницах некрасовского «Современника» расцвели таланты А.Н. Островского и М.Е.

Салтыкова – Щедрина.
С журналом тесно связано и творчество И.А. Гончарова.
Слайд 13

Некрасов умел находить и смело привлекать к литературной деятельности талантливых самоучек


Некрасов умел находить и смело привлекать к литературной деятельности талантливых

самоучек из самых демократических слоев российского общества: Ф. Решетникова – сына почтальона из Перми, Г. Потанина –сына крепостного из Симбирской губернии.
Слайд 14

С самого начала издания своего журнала Некрасов взял критико- библиографический отдел


С самого начала издания своего журнала Некрасов взял критико- библиографический

отдел под особый контроль.
В 1854 году он он привлек в журнал Н. Чернышевского, а в 1856 – Н. Добролюбова.
Слайд 15

Журнал «Современник» в период революционной ситуации (1859-1861) стал боевым органом сторонников


Журнал «Современник» в период революционной ситуации (1859-1861) стал боевым

органом сторонников крестьянской революции.
Н. Добролюбов говорил: «Надо вызывать читателей на внимание к тому, что их окружает, надо колоть глаза всякими мерзостями…, преследовать, мучить, не давать отдыха до того, чтобы противно стало читателю».
Слайд 16

В этот период среди писателей, сотрудничавших в «Современнике», возникли расхождения. Толстой,

В этот период среди писателей, сотрудничавших в «Современнике», возникли расхождения.
Толстой, Тургенев,

Гончаров, которые понимали необходимость общественного переустройства и глубоко сочувствовали народу, но не соглашаясь с революционным направлением журнала, прекращают сотрудничество в нём.
Раскол стал тяжелым событием и для журнала и для сотрудников, порвавших с ним.
Слайд 17

Вот что говорилось в редакционной статье журнала о разрыве с Тургеневым,

Вот что говорилось в редакционной статье журнала о разрыве с Тургеневым,

Толстым и другими писателями: «Сожалея об утрате их сотрудничества, редакция, однако, не хотела… пожертвовать основными идеями издания, которые кажутся ей справедливыми и честными и служение которым привлекает и будет привлекать к ней новых, свежих деятелей».
Слайд 18

Журнал находил способы говорить читателям то, что он хотел сказать. Публицист

Журнал находил способы говорить читателям то, что он хотел сказать.
Публицист Николай

Михайловский сравнивал редактора «Современника» с кормчим, которому неимоверных усилий стоит проводить свой корабль среди бесчисленных подводных и надводных скал.
Слайд 19

Цензурные гонения на «Современник» особенно усилились в 1861 году, а 15

Цензурные гонения на «Современник» особенно усилились в 1861 году, а 15

июня 1862 журнал был закрыт. За это время он понёс невосполнимые утраты: умер Добролюбов, арестованы и сосланы на каторгу поэт Михайлов, В.Обручев, в тюрьме томился поэт Гольц-Миллер.
Только спустя 8 месяцев, в 1863 году, журнал возобновил свою работу, и публика убедилась, что он остался верен своим традициям.
Слайд 20

Цензурные гонения не ослабевали. «Современник» постоянно находился под угрозой закрытия и

Цензурные гонения не ослабевали.
«Современник» постоянно находился под угрозой закрытия и

только, благодаря нечеловеческим усилиям Некрасова, журнал просуществовал до 1866 года.
Реакционные журналы яростно нападают на орган революционной демократии, печатают статьи, напоминающие политические доносы.
В полицию поступают и прямые доносы с призывом уничтожить «Современник».
Слайд 21

В 1866 году «Современник» был закрыт. Это явилось тяжким ударом для

В 1866 году «Современник» был закрыт. Это явилось тяжким ударом для

честных людей России.
Журнал просуществовал почти 20 лет и на многие десятилетия определил пути развития русской литературы, стал составной частью освободительного движения в России.