Экономическая мысль древнего мира

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Предмет истории экономической мысли - изучение истории становления

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Предмет истории экономической мысли -
изучение истории становления и развития

общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций, идей и воззрений в ходе эволюции человеческого общества

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Возврат экономического образования в русло мировой цивилизации.
Основательная подпитка экономической теории от разнообразных экономических концепций.
Умение сопоставлять результаты экономической результативности хозяйственной деятельности с аналогами прошлого опыта.
Помощь в свободном ориентировании в проблемах экономической теории и практики по мере их возникновения и развития.
Развитие общеэкономической эрудиции.
Формирование теоретической культуры, объемного видения социально-экономических процессов.

Слайд 3

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ в СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Содержание экономических взглядов Совпадение с

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ в СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Содержание экономических взглядов
Совпадение с учением о

государстве и о государственном управлении
Признание неизбежности классового строения общества
Защита идеологии класса рабовладельцев
Обоснование деления общества на господ и рабов
Слайд 4

«Законы Билаламы» - правителя государства Эшнуны (Междуречье) (ХХ в. до н.э.)

«Законы Билаламы» - правителя государства Эшнуны (Междуречье) (ХХ в. до н.э.)

Охрана

интересов рабовладельцев
Штраф за укрывательство чужого раба наравне со штрафом за кражу имущества
Определение правового положения рабовладельцев, рабов и неполноправных свободных
Отражение перехода от всеобщей формы стоимости к денежной: стоимость отдельных товаров выражалась или в мешках зерна, или в серебре
Слайд 5

Кодекс законов старо-вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) Запрет продажи

Кодекс законов старо-вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.)

Запрет продажи

и отчуждения за долги земельных наделов царских воинов и других категорий подданных
Ограничения ростовщической эксплуатации
Долговое рабство независимо от суммы долга ограничивалось 3-мя годами
Признание права частной собственности, в том числе на земельные участки. Покушения на частную собственность влекло экономическую ответственность
Слайд 6

«Артхашастра» - трактат об искусстве политики и управления государством (Др.Индия; конец

«Артхашастра» - трактат об искусстве политики и управления государством (Др.Индия; конец

IV в. до н.э.)

Руководство по общим принципам политики (в т.ч. экономической) и права
Показывает огромную роль государства в хозяйственной жизни страны

Слайд 7

Конфуцианство – основное течение общественной мысли Древнего Китая Основатель философской школы

Конфуцианство – основное течение общественной мысли Древнего Китая

Основатель философской школы

– Кун-Цзы (Конфуций) – 551-479 гг. до н.э.
Сборник «Лунь Юй»:
Официальная идеология китайской империи в течение 2-х тыс. лет
Государство – одна большая семья, в которой правительство – «отец народа»
Задачи правительства - справедливое распределение налогов и трудовых повинностей; забота о сохранении цикла земельных работ и т.д.
Слайд 8

Солон (ок. 559 г. до н.э.) Провел реформы, способствовавшие ускорению ликвидации

Солон (ок. 559 г. до н.э.)

Провел реформы, способствовавшие ускорению ликвидации

пережитков родового строя:
отмена поземельной задолженности;
запрещение долгового рабства;
введение земельного максимума и др.
Все граждане были разделены на 4 разряда в соответствии с имущественным цензом
Античные предания причисляли Солона к 7 греческим мудрецам
Слайд 9

Писистрат (ок. 560 г. до н.э.) Афинский правитель Провел реформы в

Писистрат (ок. 560 г. до н.э.)

Афинский правитель
Провел реформы в интересах

земледельцев и торгово-ремесленных слоев:
раздача конфискованных земель сельской бедноте;
введение чеканки государственной монеты и др.

Схема перепада высот водопровода Самоса. VI в. до н. э.

Слайд 10

Перикл (ок. 490 г. до н.э.) Афинский стратег Его законодательные меры

Перикл (ок. 490 г. до н.э.)

Афинский стратег
Его законодательные меры способствовали расцвету афинской

рабовладельческой демократии:
отмена имущественного ценза;
замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей;
введение оплаты должностным лицам
Слайд 11

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) «Экономия» (натурально-хозяйств.концепция) Экономия – наука обогащения

Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) «Экономия» (натурально-хозяйств.концепция)

Экономия – наука обогащения своего

хозяйства, которая должна учить рабовладельца обогащать свое хозяйство в целях увеличения производства полезных вещей
Торговля как профессия считалась достойной грека
Одобрение хлебной торговли земельной аристократии и мелкой торговли, обслуживающей с/х
Отрицательное отношение к крупной купеческой торговле и ростовщичеству
Высокая оценка денег как концентрированного богатства и средства обращения
Понятие о ценности связано с потребительной стоимостью: ценность есть лишь то, от чего можно получить пользу
Обоснование разделения труда. Вплотную подошел к пониманию степени зависимости разделения труда от размеров рынка
В деревне разделение труда менее развито. В городе – больше, т.к. здесь более распространены торговля и производство товаров
Слайд 12

Платон (427-347 гг. до н.э.) «Диалоги», «Государство», «Законы» Основа расслоения общества

Платон (427-347 гг. до н.э.) «Диалоги», «Государство», «Законы»

Основа расслоения общества на сословия

– разделение труда
В государстве – 3 сословия:
правители (философы);
свободные (воины, ремесленники, земледельцы, мелкие торговцы;
несвободные (рабы – говорящие орудия труда)
Частная собственность – источник противоречий и разногласий в государстве: лишить философов и воинов частной собственности и семьи, чтобы они заботились только о государстве
Отражение интересов рабовладельцев, стремящихся к созданию прочного государства, в кот. ее господство было бы соединено с дальн. развитием хозяйства на основе общественного разделения труда (прообраз – устройство египетского гос-ва)
Одним из 1-х – вопрос об основе и уровне цен
Функции денег – средство обращения, средство накопления сокровищ, мера стоимости
Цена должна регулироваться гос. властью. За основу – такая цена, кот. ведет к получению умеренной прибыли
Слайд 13

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) «Никомахова этика», «Политика», «Большая этика», «Метафизика»,

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) «Никомахова этика», «Политика», «Большая этика», «Метафизика»,

«О душе»

Всесторонняя критика филос.идеализма Платона, но не перешел на позиции материализма
Экономия занимается домашним хозяйством, политика – гос. устройством
Проект идеального гос-ва без классовых противоречий; социальная основа – среднее сословие. Население гос-ва – земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие и рабы
Земледелие – важная и прочная сфера деятельности. Презрение к физическому труду и пренебрежение к ремеслу
Свободные горожане – функции управления, надзора и контроля; труд в с/х – на долю рабов. Рабство – естественное и закономерное; раб–говорящее орудие труда
Первым установил некоторые категории ПЭ, показал их вз/св.
Не создал полную теорию стоимости. Видел в обмене – уравнение товарных стоимостей
1-я попытка анализа капитала, противопоставляя экономику и хрематистику

Слайд 14

Факторы, влияющие на характер экономической мысли в ДРЕВНЕМ РИМЕ Более развитые,

Факторы, влияющие на характер экономической мысли в ДРЕВНЕМ РИМЕ

Более развитые,

чем в Древней Греции, рабовладельческие производственные отношения
Создание огромной империи и порабощение многих племен и народов
Главная сфера применения рабского труда – с/х (в Др. Греции – ремесло и торговля)
Экономическая мысль направлена на решение аграрных проблем, в т.ч. проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий
Слайд 15

Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) «О земледелии» Отражение более длительного

Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) «О земледелии»

Отражение более длительного опыта

ведения рабовладельческого хоз-ва
Более детальное рассмотрение вопросов, поставленных в «Экономии» Ксенофонта
Советы рабовладельцам по методам извлечения большего дохода из сельского имения
Главное – руководствоваться правилом: «хозяину любо продавать, а не покупать»
Подробно определял обязанности по управлению имением
Слайд 16

Варрон (116 – 27 гг. до н.э.) «О сельском хоз-ве» Тревога

Варрон (116 – 27 гг. до н.э.) «О сельском хоз-ве»

Тревога за

судьбу рабовладельческих порядков
Осуждение переселения римлян в «городские стены», где они предпочитают «работать руками в театре и цирке, а не на ниве и не в винограднике», всецело возложив заботу об имениях на управляющих
Показывает все достоинства с/х
Рекомендует сочетать развитие земледелия с животноводством: «фундамент всякому состоянию – скотина»
Подъем с/х не только в усилении эксплуатации рабского труда
3 вида с/х-орудий:
орудия говорящие (рабы);
орудия, подающие нечеловеческие звуки (волы);
орудия немые (серпы, плуги и т.п.)
Считал возможными восстания рабов, поэтому – покупать рабов различных национальностей
Слайд 17

Колумелла (1 в. до н.э.) «О с/х» Свидетельство о начавшемся упадке

Колумелла (1 в. до н.э.) «О с/х»

Свидетельство о начавшемся упадке

рабовладения и возникновении перехода к феодальному способу производства
Стремление восстановить прежнее положение с/х в Риме
Рекомендовал покупать имения по соседству с городами, чтобы контролировать ведение хозяйства
Вопрос об отказе от рабского труда
Передача ведения хозяйства свободным колонам: большая выгодность их труда, чем труд рабов
Слайд 18

Гракхи: Тиберий (156-133 гг. до н.э.), Гай(153-121 гг. до н.э.) Защита

Гракхи: Тиберий (156-133 гг. до н.э.), Гай(153-121 гг. до н.э.)

Защита

интересов разорившихся мелких землевладельцев путем проведения аграрной реформы
Тиберий: предложил принять закон, по которому – римским гражданам в аренду не более 500 югеров (125 га) гос. пахотной земли, причем 1 семья – не более 1000 югеров. Все излишки – гос-ву и распределение среди нуждающихся по 30 югеров на условиях наследств. владения и уплаты небол. налога (частично осуществлено)
Закон о продаже городской бедноте хлеба из гос. хранилищ по низким ценам
Слайд 19

Марк Туллий Цицерон(104-44 гг. до н.э.) – идеолог господствующего класса Земледелие

Марк Туллий Цицерон(104-44 гг. до н.э.) – идеолог господствующего класса

Земледелие

– благородное занятие
Сторонник частной собственности, крупного землевладения, усиления эксплуатации колоний
Одобрение крупной торговли
Выступал за справедливое отношение к ростовщикам
Слайд 20

Луций Анней Сенека(3 г. до н.э. – 65 г. н.э.) Понимание

Луций Анней Сенека(3 г. до н.э. – 65 г. н.э.)

Понимание

политической опасности рабства
Призыв к римлянам обращаться с рабами более мягко, почти как со свободными людьми
Августин Блаженный(353 – 430)
идеолог раннего христианства, протест против господствующего класса рабовладельцев
Земледелие – почетное занятие
Осуждение торговли
Физический труд так же почетен, как и умственный
Не настаивал на освобождении рабов
Главная задача церкви – содействие нравственному совершенствованию рабов
Слайд 21

Условия формирования экономической мысли Средневековья Господство феодального уклада хозяйственной деятельности: личная

Условия формирования экономической мысли Средневековья

Господство феодального уклада хозяйственной деятельности:
личная зависимость крестьян

от землевладельцев;
преимущественно натуральное ведение хозяйства
Содержание экономических взглядов:
обоснование законности владения феодальной землей;
обоснование вечности деления общества на классы;
усиленное внимание к проблемам товарно-денежных отношений
Влияние католицизма, придававшего всем сферам интеллектуально-художественной деятельности религиозно-этическую форму
Идеологами класса феодалов стали католические богословы и церковные юристы (канонисты)
Слайд 22

Раннее Средневековье (VI-X вв.) «Салическая Правда»(франкское королевство, VI в.) С/х-тематика Выражая

Раннее Средневековье (VI-X вв.) «Салическая Правда»(франкское королевство, VI в.)

С/х-тематика
Выражая социальные чаяния

крестьянства, склонялась к идее социального равенства
Мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, болота
Введение серьезных ограничений на проникновение в общину чужеродных ей элементов
Отражение процесса разложения общественного строя салических франков и постепенного формирования классов феодального общества
Слайд 23

Раннее Средневековье (VI-X вв.) «Капитулярий о вилах» (закон о поместьях) (конец

Раннее Средневековье (VI-X вв.) «Капитулярий о вилах» (закон о поместьях) (конец

VIII в.)

Распространялся на королевские поместья
На 1-й план – законодательное решение проблем феодального имения
Нет упоминаний об общине. Монопольный собственник земли (вотчины) – ее владелец
Население вотчины должно нести по отношению к нему установленные повинности
Ориентируясь на натуральное хозяйство, предписывал взимать оброк в натуральной форме, создавать запасы натурой, иметь в вотчине ремесленников разных специальностей
Слабая связь королевской вотчины с рынком, поэтому – продавать лишь излишки сельскохозяйственной продукции

Слайд 24

Особенности формирования экономической мысли в эпоху классического феодализма (ХI-XV вв.) Четкое

Особенности формирования экономической мысли в эпоху классического феодализма (ХI-XV вв.)

Четкое отображение

в экономической литературе монополии феодалов на землю
Возникли записи феодальных обычаев, в которых в полной мере сконцентрировались претензии баронов
Сформулирован принцип «Нет земли – нет сеньора» (фр.юрист XIII в. Ф. Бомануар)
Объявление свободного земледелия крестьян вне закона, т.е. отдаление от принципов «Салической Правды»
Слайд 25

Фома Аквинский (итальянский богослов, 1225-1274) «Сумма теологии» Обоснование правомерности существования рабства

Фома Аквинский (итальянский богослов, 1225-1274) «Сумма теологии»

Обоснование правомерности существования рабства и крепостничества,

ссылаясь на Аристотеля и тексты
Священного Писания
Верховный собственник всех вещей – Бог. В то же время – защита частной собственности, которая позволяет человеку жить так, как подобает его сословию
Натуральное хозяйство – похвальное явление и основа благополучия людей
Выступал за самообеспечение государства, делил богатство на естественное (предметы питания, жилье, животные, земля) и искусственное (золото, серебро), которое не может служить целью деятельности человека
Решал специфические вопросы товарного производства, прежде всего проблему «справедливой цены».
Деньги – результат соглашения в интересах обмена (как и Аристотель). Деньги – продукт творчества власть имущих, т.к. чеканка монет – привилегия короля и крупных феодалов
Осуждал торговлю с целью получения прибыли, в то же время признавал торговую прибыль правомерной как плату за труд торговца, предназначенную для использования в благоприятных целях и возмещающую его затраты на транспортировку товаров