Античная философия (окончание). Сократ. Платон. Аристотель

Содержание

Слайд 2

Сократ (469 г. до н. э. — 399 г. до н.

Сократ (469 г. до н. э. — 399 г. до н.

э.)

Сократ - ироник, эротик, майевтик
Диалектический метод
«Познай самого себя»
Нет понятия, нет и знания
Многознание есть зло
Творить добро можно только зная, что такое добро
Добродетель есть знание, а знание есть добродетель

Слайд 3

Жизнь как проблема Физика уступает место антропологии Тайна мира у Бога,

Жизнь как проблема

Физика уступает место антропологии
Тайна мира у Бога, познанию

доступен только сам человек
Философия - учение о том, как следует жить
Эстетика: прекрасное то, что имеет смысл
Сущность знания: понятие о предмете и достигается посредством определения понятия
Мужество есть частный вид добродетели
Благо полиса
Сократ – медиатор между личностью и полисом


Слайд 4

Метод Сократа Диалектика – диалог Диалектика - движение Логоса (слова) Диалектика

Метод Сократа

Диалектика – диалог
Диалектика - движение Логоса (слова)
Диалектика - движение мысли

к пониманию идеи
Понятие - это то, что уже определено
Логос - мысль, получившая предел
Идея – есть в мыслях, но не определена
Слайд 5

Ирония (игра слов) «Я знаю, что я ничего не знаю» Насмешка

Ирония (игра слов)

«Я знаю, что я ничего не знаю»
Насмешка над

самонадеянностью человека
Против самого себя
Ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения
Слайд 6

Майевтика (повивальное искусство) Роды души, а не тела Рождение истины Вопросы,

Майевтика (повивальное искусство)

Роды души, а не тела
Рождение истины
Вопросы, решение

которых вело к истине
В диалоге вопрос побуждает душу собеседника знать
Слайд 7

Индукция (неведние) Никогда не доходить до истины. Двигаться к ней методом

Индукция (неведние)

Никогда не доходить до истины. Двигаться к ней методом наведения

(вопросы)
Понять - определить цель движения мысли.
Истина - определена и выражена в понятии.
Слайд 8

Ксенофонт, Платон и Сократ 408 — 399 до н.э. более 50 лет

Ксенофонт, Платон и Сократ

408 — 399 до н.э.
более 50 лет

Слайд 9

Платон (428 /427 — 348 /347 до н. э. ) Аристокл

Платон (428 /427 — 348 /347 до н. э. )

Аристокл
Кратил –

ученик
Гераклита
Даже один раз нельзя войти в реку
У вещей нет имени
387 г до н.э. Платоновская Академия
Философия, математика астрономия естествознание, риторика
«Негеометр да не войдет!».
Слайд 10

Идеальное государство «Государство», «Законы», «Политик» Человек свободен только в полисе Добродетельным

Идеальное государство

«Государство», «Законы», «Политик»
Человек свободен только в полисе
Добродетельным и справедливым

человек может стать только в совершенном государстве
Экономическая теория происхождения государства - разделение труда:
Крестьяне – торговцы – ремесленники, воины, правители
Рабы - говорящие орудия
Женщины = мужчинам
Слайд 11

Добродетели сословий Добродетели соответствуют различным частям человеческой души Мудрость – это

Добродетели сословий

Добродетели соответствуют различным частям человеческой души
Мудрость – это добродетель

правящего сословия философов-правителей
Мужество – это добродетель воинов-стражей
Умеренность и подчинение – добродетель крестьян, ремесленников, торговцев
Слайд 12

Устранение проблем Самостоятельный выбор сословия невозможен Пресечение действий в личных интересах

Устранение проблем

Самостоятельный выбор сословия невозможен
Пресечение действий в личных интересах
Отмена частной собственности

для воинов и философов
Обобществление жен и детей
Контроль государства – «селекция»
Цензура
Слайд 13

Правильные формы (ориентированы на всеобщее благо) Монархия - форма правления, при

Правильные формы (ориентированы на всеобщее благо)

Монархия - форма правления, при которой

верховная государственная власть принадлежит одному лицу и передаётся по наследству
Аристократия (греч. aristos – лучшие, kratos – власть) - власть принадлежит знати. Государством должны управлять только избранные (лучшие) умы
Основная цель государства – сделать своих граждан добродетельными
Слайд 14

Неправильные формы (ориентированы на благо власть имущих) Тимократия – власть честолюбцев,

Неправильные формы (ориентированы на благо власть имущих)

Тимократия – власть честолюбцев,

одержимых самой идеей власти
ОлигАрхия – власть, основанная на богатстве. «Два государства – бедных и богатых».
Демократия – власть народа. Охлократия - власть толпы, где главный закон своеволие
Тирания - власть одного над всеми. Тиран всегда является ставленником народа.
Слайд 15

УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ» Эйдос Идеи — истинно-сущее бытие Идеи - общие

УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»

Эйдос
Идеи — истинно-сущее бытие
Идеи - общие абстрактные

понятия, чистые логические формы
Не являются продуктом деятельности мышления человека
Вечные и неизменные образцы (эталоны) вещей
Мир идей умопостигаем
Разум - способность созерцания идей
Безобразная вещь не имеет эйдоса
Слайд 16

Материя Хора - субстрат вещей, противостоящий их идее Изменчивость, хаос, неопределенность

Материя

Хора - субстрат вещей, противостоящий их идее
Изменчивость, хаос, неопределенность
«Род пространства»

Лишена любой определенности
Только идеи способны организовать, придать форму и структурировать хаос
Слайд 17

Дуализм Тело — разложимо и смертно Душа - вечна : Разумное

Дуализм

Тело — разложимо и смертно

Душа - вечна :
Разумное начало, обращённое

на познание и всецело сознательную деятельность
Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей
Страстное начало, выражающееся в бесчисленных желаниях человека
Слайд 18

Демиург (мастер) «Тимей» «Творец и родитель Вселенной», производящий и упорядочивающий физический

Демиург (мастер)

«Тимей»
«Творец и родитель Вселенной», производящий и упорядочивающий физический мир

в соответствии с идеальной моделью
Задача - привести каждую вещь «к согласию с самой собой»
Слайд 19

Космогония «Божественное провидение» Творение – мировой разум (Ум) Мир - «живое

Космогония

«Божественное провидение»
Творение – мировой разум (Ум)
Мир - «живое существо, наделенное душой

и умом»
Мировая Душа состоит из : предельного, беспредельного, их смеси
Мировая Душа делится на два круга: внешний - сфера неподвижных звезд, внутренний - сфера планет
Время - «движущееся подобие вечности»
Мировая Душа +Мировое Тело = четыре вида живых существ
Высшие («ставшие боги» ) + Демиург = люди
Слайд 20

Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.) Физика

Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.)

Физика
Этика
Логика
Метафизика -

«то, что идет после физики»
«Мета» - «сверх», «находящееся над чем-либо»
Учение о сверхчувственном, о предельных основах бытия.
Слайд 21

«Идея» и «вещь» Существование вещи предполагает наличие идеи этой вещи Идея

«Идея» и «вещь»

Существование вещи предполагает наличие идеи этой вещи
Идея

вещи - внутри самой вещи
Идея вещи - единична и сама вещь, но является обобщением всех частей вещи
Организм вещи. При удалении части гибнет вся вещь
Механизм вещи. При удалении части вещь остается целостной
Слайд 22

Четыре причины бытия Формальная - эйдос - «то, что». («чтойность») Материальная

Четыре причины бытия

Формальная - эйдос - «то, что». («чтойность»)
Материальная

- «то, из чего»
Производящая (движущая) - «то, откуда»
Целевая - «то, ради чего»
Слайд 23

Материя + форма = бытие Бытие - живая субстанция Материя -

Материя + форма = бытие

Бытие - живая субстанция
Материя - субстрат
Материя -

вечна, несотворима, неуничтожима инертна, пассивна
Небытие - бесформенная материя
Первичнооформленная материя – пять первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь, эфир (небесная субстанция)
Материя - потенциальная возможность вещи
Слайд 24

Материя и форма – причины всех вещей Форма — сущность предмета

Материя и форма – причины всех вещей

Форма — сущность предмета
Причина

- Ум-перводвигатель (Бог) – создатель формы разнообразных вещей из материи
Высшей целью является Благо
Слайд 25

Перводвигатель Неподвижен и бестелесен Бог - чистый ум Причина, сама себя

Перводвигатель

Неподвижен и бестелесен
Бог - чистый ум
Причина, сама себя обусловливающая
Причина

всех причин
Бог - высшая форма и первая сущность
Слайд 26

Акт и потенция Акт (энергия ) - деятельное осуществление чего-либо Потенция

Акт и потенция

Акт (энергия ) - деятельное осуществление чего-либо
Потенция (возможность)

- сила, способная к осуществлению
Энтелехия – конечная стадия любого процесса превращения возможности в действительность
Слайд 27

Душа Душа — это энтелехия тела Тело имеет способность жить только

Душа

Душа — это энтелехия тела
Тело имеет способность жить только в

соединении с душой
Форма, а не материя
Различает и познаёт сущее
Может ошибаться
Вечна и бессмертна
Слайд 28

Познание Чувственное восприятие - знание индивидуального Опыт Технэ (искусства) – знание

Познание

Чувственное восприятие - знание индивидуального
Опыт
Технэ (искусства) – знание общего и

причин
Науки
Философия (высшая из всех наук) - исследование первопричин и сущего
Слайд 29

Знание Знание общего заложено в разумной душе потенциально Разумная душа –

Знание

Знание общего заложено в разумной душе потенциально
Разумная душа – это

мышление, ум
Знание общего присутствует в душе как возможность, которая может быть актуализирована, как посредством чувственных восприятий, так и активностью самого разума
Слайд 30

Этика – человеческие качества Добродетель — внутренний склад души, представляющий собой

Этика – человеческие качества

Добродетель — внутренний склад души, представляющий собой меру,

между двумя крайностями: избытком и недостатком
«Способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность»
Слайд 31

Добродетели Добродетели ума (разумные) : мудрость, сообразительность, рассудительность Добродетели характера –

Добродетели

Добродетели ума (разумные) : мудрость, сообразительность, рассудительность

Добродетели характера – нравственные:
мужество

— (отвага –трусость
щедрость – (мотовство – скупость)
правдивость —(хвастовство – притворство)
стыдливость —(бесстыдство – робость)
Слайд 32

Аристотель о государстве Трактат «Политика» Государство (полис) – «политическое общение» Человек

Аристотель о государстве

Трактат «Политика»
Государство (полис) – «политическое общение»
Человек – существо

политическое
Государство создается для того, чтобы жить счастливо
Задача государства – счастье граждан и воспитание их в духе добродетели
Государство основано на справедливости
Право – регулирующая норма политического общения
Рабство имеет естественную природную основу
Наличие частной собственности
Законы принимаются применительно к данному государственному строю, а не подгоняют государственное устройство к законам
Слайд 33

Критерии правления По количеству правящих - случайный По цели правления (моральной значимости)

Критерии правления

По количеству правящих - случайный
По цели правления (моральной значимости)

Слайд 34

Формы правления Правильные (цель правления - общее благо) : монархическое правление;

Формы правления

Правильные (цель правления - общее благо) :
монархическое правление;
аристократическое правление;


полития - власть большинства (средние собственники) -«добродетель есть середина»

Неправильные (цель правления - благо правящих) :
тирания - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя;
олигАрхия - выгоды состоятельных граждан;
демократия - выгоды неимущих