Содержание
- 2. ТЕМА №6. ВОПРОС № 1 ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА МАКС ШЕЛЕР (1874
- 3. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА – это то, что дано человеку от рождения и от
- 4. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА ТЕМА №6. ВОПРОС № 1 АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч.— anthropos — человек, лат.— societas
- 5. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕМА №6. ВОПРОС № 1 К. Маркс и Ф. Энгельс Движущей силой антропосоциогенеза было
- 6. ТЕМА №6. ВОПРОС № 1 ЭРНСТ КАССИРЕР (1874 – 1945) 1. Прачеловек утратил инстинктивную программу жизни
- 7. Борис Федорович Поршнев (1905 - 1972) Предок человека питался трупами и останками животных, которые (останки) оставались
- 8. НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗУ катализаторы эволюции геологические (вулканы, разломы, изменение магнитного поля) АБИОТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ географические БИОТИЧЕСКИЕ
- 9. МЕЗОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от мезо - средний и греч. lithos — камень, средний каменный век, переход от
- 10. СМЫСЛ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА ТЕМА №6. ВОПРОС № 2 В древнеиндийской философии смыслом жизни считается
- 11. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2 ЭВДЕМОНИЗМ УТИЛИТАРИЗМ НАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СЕМЬЯ ГЕДОНИЗМ ЭГОИЗМ АЛЬТРУИЗМ РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ ИММАНЕНТНЫЕ
- 12. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2 Смысл жизни человека диктуется естественно-биологической природой человека, навязывается обществом, реализуется на
- 13. Людвиг Витгенштейн (1889-1951) «Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего, кроме того, что может
- 14. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2 СМЫСЛ СМЕРТИ ЭТАПЫ УМИРАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. Социальная смерть 2. Психическая смерть
- 15. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2 ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ 1. САМОУБИЙСТВО АЛЬБЕР КАМЮ (1913 - 1960) ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ
- 16. ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ 2. ЭВТАНАЗИЯ Деятельность врача, направленная на ускорение смерти безнадежно больного и испытывающего непереносимые мучения
- 17. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2 ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ 3. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
- 18. ТЕМА №6. ВОПРОС № 2 БЕССМЕРТИЕ НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ ФЁДОРОВ (1829 — 1903) ВИДЫ БЕССМЕРТИЯ: - телесно-духовное
- 19. ВОПРОС № 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕК – это родовое
- 20. ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ 1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ (ПРИРОДА). 3. КУЛЬТУРА. Каждое
- 21. АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных
- 22. ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ 1. НОРМАЛЬНАЯ ВОЗРАСТНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 2. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - отучение от прежних ценностей, норм, ролей и
- 23. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СВОБОДА - ВОЗМОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ МЫСЛИТЬ И ПОСТУПАТЬ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМИ
- 24. ТЕМА №6. ВОПРОС № 3 8. КАНТ: свобода – это независимость воли от природного закона; то,
- 25. Б) СВОЙСТВА СВОБОДЫ 1. САМОДЕТЕРМИНИЗМ. Желания, воля, выбор порождены самим человеком. 2. СООТВЕТСТВИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
- 26. ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
- 27. В) СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СВОБОДА «ОТ» И СВОБОДА «ДЛЯ» «СВОБОДА ОТ» (свобода как дозволенность) - возможность
- 28. А) ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ I. ИДЕАЛИСТЫ: ОБЪЕКТИВНЫЕ (ПЛАТОН, ХРИСТИАНЕ): СОЗНАНИЕ ТОЖДЕСТВЕННО ДУШЕ, А ЕЕ ВНОСИТ В ЧЕЛОВЕКА
- 29. КУМУЛЯТИВНОЕ ВНЕБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДОПСИХИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗДРАЖИМОСТЬ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ, РАСТЕНИЯ, ГУБКИ СЕНСОРНОЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ АВСТРАЛОПЕРЦЕПЦИЯ СОЗНАНИЕ (безусловные
- 30. ТЕМА №6. ВОПРОС № 4 Б) СПЕЦИФИКА СОЗНАНИЯ (ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ) - ОБЕСПЕЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ
- 31. ТЕМА №6. ВОПРОС № 4 СТРУКТУРА И ИСТОЧНИКИ СОЗНАНИЯ С СЕКТОРОМ (II) соотносятся логико-понятийные компоненты сознания.
- 32. ТЕМА №6. ВОПРОС № 4 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО СОЗНАНИЯ На приведенной схеме узловые точи "вертикального" восхождения
- 33. ТЕМА №6. ВОПРОС № 4 ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО СОЗНАНИЕ ЕСТЬ ИДЕАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Демокрит полагал, что объект
- 34. ГЕГЕЛЬ Идеальное конструктивно, оно стремится преодолеть наличное бытие – оно есть не только идеал, но и
- 35. ТЕМА №6. ВОПРОС № 4 Михаил Александрович Лифшиц (1905-1983) Идеальное, по Лосеву и Лифшицу, – это
- 36. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5 Сознание есть функция развитого общественно трудящимся человеком мозга; мозг – центральный
- 37. СТРУКТУРА МОЗГА ПО А.Р. ЛУРИЯ (АКТИВАЦИЯ-ОБРАЗ-ДЕЙСТВИЕ) Выдающийся отечественный нейропсихолог А.Р. Лурия выделил три наиболее крупных отдела
- 38. Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающуюся кзади от центральной извилины, т.е. теменные, височные
- 39. Головной мозг состоит из большого числа нейронов (в среднем человеческом мозге содержится около 86 миллиардов нейронов),
- 40. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5 Искусственный интеллект (ИИ) определяется как научно-техническая дисциплина, решающая две задачи —
- 41. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5 На пути создания искусственного интеллекта по рассматриваемому варианту встретились следующие трудности.
- 42. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5 2. СИНЕРГЕТИЧЕСКО-КОНВЕРГЕНТНЫЙ — возможность слияния, объединения человека и машины. А) КИБОРГ:
- 43. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5 Теоретически возможен и третий путь возникновения ИИ, наименее исследованный на настоящий
- 44. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5 ИНТЕРНЕТ КАК МЕТАФОРА ГЛОБАЛЬНОГО МОЗГА ИНТЕРНЕТ – это современная социотехническая система,
- 45. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5 ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ ДАННЫЕ (документы, статьи, фотографии) – аналог
- 46. ТЕМА №6. ВОПРОС № 5 - с одной стороны, Интернет способствует выравниванию информационного пространства (глобализация), с
- 47. ТЕМА №6. ВОПРОС № 6 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – ЭТО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ
- 48. Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в
- 49. ТЕМА №6. ВОПРОС №6
- 51. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее
- 52. АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В
- 53. ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую
- 54. МАЛЬЧИКИ Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она
- 55. ДЕВОЧКИ Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить
- 56. ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации
- 57. ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и
- 58. ТЕМА №6. ВОПРОС № 6 КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875–1961)
- 59. АРХЕТИ́П (от Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного и являемые
- 60. ТЕМА №6. ВОПРОС № 6 В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант
- 61. ТЕМА №6. ВОПРОС № 6 1. Продуктивный способ обретения человеком единства с миром – любовь и
- 62. Э. ФРОММ ОПРЕДЕЛИЛ ПЯТЬ ТИПОВ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ * РЕЦЕПТИВНАЯ, получающая (мазохисты). Такой тип личности считает, что
- 64. Скачать презентацию
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ
МАКС ШЕЛЕР (1874 — 1928)
Основатель философской антропологии Макс Шелер выделил следующие подходы к пониманию человека:
1. Концепция человека религиозного. Подлинная история человеческой души – это ее божественное происхождение, грехопадение, искупление и будущее спасение.
2. Концепция человека разумного. Эту идею о человеке выражали стоики, Платон, Аристотель, Кант, Гегель и пр.
3. Концепция человека трудящегося: мы живем не присваивая, а производя. Ярким проявлением этой идеи являются концепции позитивизма, прагматизма, марксизма.
4. Концепция человека деградирующего (блокировка естественного отбора) (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Т. Лессинг, Ф. Теннис, О. Шпенглер, Э. Гартман, частично А.Бергсон и некоторые психоаналитики): все, что человек создает, он создает только из-за своей биологической слабости и бессилия, из-за фатальной невозможности развиваться биологически.
5. Концепция человека свободного (свободного как от Бога, так и от природы) - экзистенциализм.
ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА – это то, что дано человеку
ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА – это то, что дано человеку
1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ: телесность человека.
2. Под ПСИХИЧЕСКИМ понимается внутренний душевно-духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д.
3. СОЦИАЛЬНОЕ: сформированность личности обществом.
4. КОСМИЧЕСКОЕ: зависимость состояния организма человека от природных процессов.
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – это выбор доминанты из двух возможностей (духовное - животное).
Один выбор - «регрессивный», он предполагает возврат к животной жизни. Проявления этого выбора: а) агрессивность как способ решения проблем; б) эгоизм; в) конформизм.
Другой путь – «прогрессивный». Этот путь основан на формировании в себе высокой культуры (светской или духовной).
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦЕЛОСТНОЕ ЕДИНСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ПОСТОЯННОГО СВОБОДНОГО ВЫБОРА ИЗ ДВУХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (биологической и социальной), КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЕМУ ЕГО ПРИРОДОЙ
КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч.— anthropos —
КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ (от греч.— anthropos —
КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
РЕЛИГИОЗНЫЕ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАУЧНЫЕ
ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
К. Маркс и
ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
К. Маркс и
Движущей силой антропосоциогенеза было развитие производственной деятельности. Возникнув, производственная деятельность потребовала и сделала неизбежным зарождение мышления, воли, языка и социальных, прежде всего производственных, отношений, т. е. превращение животного в человека, биологического объединения в человеческое общество.
Зигмунд Фрейд
По мнению З.Фрейда, человек обладает совестью, которой нет в животном мире. Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, — убийства первобытного «отца» (тотема). В первобытной орде, как он полагал, вся власть принадлежала отцу, который не допускал к женщинам подраставших сыновей. Однажды изгнанные сыновья объединились, убили и съели отца. Однако этот поступок не прошел для них бесследно. Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись никогда больше не совершать таких деяний. Так произошло, по Фрейду, рождение человека из животного.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ЭРНСТ КАССИРЕР
(1874 – 1945)
1. Прачеловек утратил
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
ЭРНСТ КАССИРЕР
(1874 – 1945)
1. Прачеловек утратил
2. Чтобы выжить, он стал подражать другим животным, т.е. жить по чужой для своей биологии программе (т.е. жить не по природе, а по своего рода культуре).
3. Подражание животным привело к выводу о том, что человек и произошел от них. Так появился тотемизм (например, племя волка).
4. Благодаря отсутствию инстинктивной программы, в том числе страхов, жизни люди овладели огнем, что и вывело их из животной жизни.
Борис Федорович Поршнев
(1905 - 1972)
Предок человека питался трупами и останками животных,
Борис Федорович Поршнев
(1905 - 1972)
Предок человека питался трупами и останками животных,
Пралюди камнями разбивали кости, скребками выскребали из них костный мозг или вытапливали его на огне.
3. После оледенения крупные хищники исчезли и доедать стало не за кем.
Тогда пралюди разделились на две группы: одна стала всеядной (преимущественно растительноядной), а другая группа – каннибалами (у них произошла генетическая мутация), которые стали охотиться на всеядных сородичей (адельфофагия).
У растительноядных начал постепенно возникать страх перед своими хищными сородичами и они начали уходить из старых мест обитания в новые земли, чтобы избавиться от соседства с хищниками. Но те шли следом, т. к. у них не было иного выхода: отсутствие когтей, клыков и неумение быстро бегать делали охоту на других животных неэффективной, а вернуться к растительной еде они не могли. Так происходило расселение первобытного человека по планете.
6. Необходимость защиты от своих хищных соплеменников заставляла растительноядных приматов брать в руки камень, палку, кость и т. д. Хищникам тоже пришлось брать в руки камень, палку и кость, чтобы их охота на растительноядных сородичей продолжала оставаться успешной. Возникло соревнование между растительноядной и хищной частью прачеловечества в обработке материала - начинался каменный век, палеолит. С течением времени хищники перешли от прямой охоты на своих сородичей к их экономической эксплуатации. Оказалось более выгодным захватить власть в племени растительноядных и заставить членов этого племени охотиться на представителей иного племени: так возникали первые войны между племенами. А затем развитие навыков обработки камня и дерева сделало эффективной охоту на четвероногих животных: оленей, кабанов и т. д. В итоге получилось так, что хищники стали возглавлять племена первобытных людей. Именно из них возникла позднее элита и власть в ранних государствах. А растительноядные составили рядовую массу этих государств.
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗУ
катализаторы эволюции геологические
(вулканы, разломы, изменение
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗУ
катализаторы эволюции геологические
(вулканы, разломы, изменение
АБИОТИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ географические
БИОТИЧЕСКИЕ (изменение очертаний
материков, оледенения)
прямохождение развитие руки развитие мозга
способствовали вытеснению биологического социальным
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
МЕЗОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от мезо - средний и греч. lithos —
МЕЗОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (от мезо - средний и греч. lithos —
- во-первых, абсолютный запрет на кровосмесительство;
- во-вторых, абсолютный запрет на убийство соплеменника (в дальнейшем - сородича, близкого);
- в-третьих, требование поддержания жизни (прокормления) любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 1
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
(от нео... и греч. lithos — камень), новый каменный век, период (ок. 8 — 3-го тыс. до н. э.): переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).
СМЫСЛ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
СМЫСЛ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
В древнеиндийской философии смыслом жизни считается освобождение души человека от власти колеса сансары - постоянных перерождений и обретение нирваны – посмертного состояния абсолютного покоя, невозмутимости.
В философии древнего Китая смысл жизни – стать мудрецом, добиться единства индивидуальности с космосом. Характер мудреца - это «внутренняя мудрость и внешняя царственность». То есть с помощью внутренней мудрости он достигает духовного совершенства, а с помощью внешней царственности он действует в обществе.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕСЛИ ДЛЯ ИНДИЙЦА СМЫСЛ ЖИЗНИ ВИДИТСЯ ВНЕ ЕЕ, В ОБРЕТЕНИИ ПОТУСТОРОННЕГО МИРА, ТО ДЛЯ ДРЕВНЕГО КИТАЙЦА СМЫСЛ ЖИЗНИ В НЕЙ САМОЙ, В НАХОЖДЕНИИ ГАРМОНИИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ И ОБЩЕСТВОМ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ЭВДЕМОНИЗМ УТИЛИТАРИЗМ
НАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ЭВДЕМОНИЗМ УТИЛИТАРИЗМ
НАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
СЕМЬЯ
ГЕДОНИЗМ ЭГОИЗМ АЛЬТРУИЗМ
РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ
ИММАНЕНТНЫЕ
(СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЕЕ ПРЕДЕЛАХ) КОНЦЕПЦИИ
СМЫСЛА ЖИЗНИ
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ
(СМЫСЛ ЖИЗНИ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ)
ЛОГОС ЕДИНОЕ БОГ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
Смысл жизни человека диктуется естественно-биологической природой
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
Смысл жизни человека диктуется естественно-биологической природой
Как биологическое существо, человек приходит в мир для того, чтобы продолжить свой род
Как существо социальное, человек посвящает себя улучшению жизнедеятельности общества (например, благотворительность, политическая, научная деятельность)
Как существо личностное, человек осознает смысл своей жизни в раскрытии своего потенциала, творческих способностей, утверждении своих идеалов
ДУЛУМАН Евгра́ф Кале́ньевич
(1928-2013)
Доктор философских наук, профессор, отлученный от церкви бывший кандидат богословия. Известен как активист атеистического движения
Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
«Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего,
Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
«Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего,
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
СМЫСЛ СМЕРТИ
ЭТАПЫ УМИРАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Социальная смерть
2.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
СМЫСЛ СМЕРТИ
ЭТАПЫ УМИРАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Социальная смерть
2.
3. Мозговая смерть
4. Физиологическая смерть
ЗНАЧЕНИЕ СМЕРТИ:
- экологическое
- гуманистическое
- аксиологическое
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ
1. САМОУБИЙСТВО
АЛЬБЕР КАМЮ (1913 -
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ
1. САМОУБИЙСТВО
АЛЬБЕР КАМЮ (1913 -
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ
(1858 - 1917)
ЭГОИСТИЧЕСКОЕ самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальных связей.
АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ самоубийство — в его основе гипертрофированное чувство солидарности.
АНОМИЧЕСКОЕ самоубийство — связано с тем, что старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались.
ФАТАЛИСТИЧЕСКОЕ самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом.
ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ
2. ЭВТАНАЗИЯ
Деятельность врача, направленная на ускорение смерти безнадежно
ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ
2. ЭВТАНАЗИЯ
Деятельность врача, направленная на ускорение смерти безнадежно
ЭВТАНАЗИЯ
С ПОЗИЦИИ С ПОЗИЦИИ
ВРАЧА ПАЦИЕНТА
АКТИВНАЯ ПАССИВНАЯ
ДОБРОВОЛЬНАЯ
НЕДОБРОВОЛЬНАЯ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ
3. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
ФЕНОМЕНЫ СМЕРТИ
3. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
БЕССМЕРТИЕ
НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ ФЁДОРОВ
(1829
ТЕМА №6. ВОПРОС № 2
БЕССМЕРТИЕ
НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ ФЁДОРОВ
(1829
ВИДЫ БЕССМЕРТИЯ:
- телесно-духовное бессмертие в потустороннем мире (воскресение в телесной оболочке);
телесно-духовное бессмертие в этом мире (замена органов);
бессмертие в виде компьютерной программы (аватар);
реинкарнация или переселение душ (буддизм);
бессмертие в потомках;
материальное, физико-химическое бессмертие атомов;
социокультурное бессмертие (в памяти человечества).
ВОПРОС № 3
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ЧЕЛОВЕК
ВОПРОС № 3
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ЧЕЛОВЕК
ИНДИВИД – это конкретный представитель вида.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это специфические черты индивида, которые позволяют отличать его от других членов рода.
ЛИЧНОСТЬ - человек, усвоивший в процессе социализации нормы и ценности общества (культуру) и оказывающий на общество какое-либо влияние.
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.
2. ФИЗИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ (ПРИРОДА).
3.
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.
2. ФИЗИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ (ПРИРОДА).
3.
4. БЛИЖАЙШЕЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.
5. УНИКАЛЬНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ.
ЧАРЛЬЗ КУЛИ (1864 –1929)
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — люди, ответственные за обучение культурным
АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — люди, ответственные за обучение культурным
ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
АГЕНТЫ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека – первичные группы, неформальные организации.
АГЕНТЫ ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1. НОРМАЛЬНАЯ ВОЗРАСТНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
2. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - отучение от прежних ценностей,
ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1. НОРМАЛЬНАЯ ВОЗРАСТНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
2. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - отучение от прежних ценностей,
3. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
СВОБОДА - ВОЗМОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ МЫСЛИТЬ И ПОСТУПАТЬ
ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
СВОБОДА - ВОЗМОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ МЫСЛИТЬ И ПОСТУПАТЬ
А. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
1. СОКРАТ И ПЛАТОН – свобода есть независимость от судьбы.
2. АРИСТОТЕЛЬ – свобода есть независимость от от политического деспотизма.
3. ЭПИКУР – свобода есть независимость от бедствий человеческого существования (желаний и страхов).
4. В СРЕДНИЕ ВЕКА свобода понималась как дар Божий и заключалась в возможности выбора для каждого человека между добром и злом.
5. В эпоху РЕНЕССАНСА и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.
6. СПИНОЗА – свобода есть осознанная необходимость.
7. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ – свобода как естественное право всякого человека.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
8. КАНТ: свобода – это независимость
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
8. КАНТ: свобода – это независимость
9. ГЕГЕЛЬ: свобода есть проявление абсолютного духа.
10. МАРКСИЗМ считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба.
11. НИЦШЕ – свобода есть утверждение своей воли к власти.
12. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТЫ – свобода есть возможность выбора своей сущности, человек «приговорен быть свободным».
13. Н.А. БЕРДЯЕВ: свобода коренится в «ничто», которое предшествует Богу и миру; зло есть «несотворенная свобода»; свобода есть добытийная творческая энергия.
Б) СВОЙСТВА СВОБОДЫ
1. САМОДЕТЕРМИНИЗМ. Желания, воля, выбор порождены самим человеком.
2. СООТВЕТСТВИЕ
Б) СВОЙСТВА СВОБОДЫ
1. САМОДЕТЕРМИНИЗМ. Желания, воля, выбор порождены самим человеком.
2. СООТВЕТСТВИЕ
3. ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР СВОБОДЫ. «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция): свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
В) СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СВОБОДА «ОТ» И СВОБОДА «ДЛЯ»
«СВОБОДА ОТ» (свобода
В) СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СВОБОДА «ОТ» И СВОБОДА «ДЛЯ»
«СВОБОДА ОТ» (свобода
«СВОБОДА ДЛЯ» (свобода как обязанность) - это существенно другое определение свободы. Оно апеллирует к сознательной социально-нравственной активности, направленной на реализацию важных для общества целей и принципов, за осуществление которых личность чувствует себя персонально ответственной и которые не разобщают, а соединяют ее с другими.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Личность является ответственной абсолютно за все совершаемые ею поступки. Здесь подразумевается то, что она выступает как свободный агент и источник своих действий.
Личность должна осознавать последствия своих поступков и ответственность за них.
Личность должна возместить причиненный вред.
Личность должна осознавать свои возможности возмещения вреда. Нельзя, например, восполнить утрату человека для его близких.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 3
Г. Л. Тульчинский: «Границы свободы и ответственности совпадают, как две стороны одного листа бумаги. Только там, где я свободен, где мною свободно приняты решения, свободно совершены действия, я и отвечаю за них и их последствия. И наоборот - я могу быть ответствен только за то, в чем проявилась моя свобода».
А) ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ
I. ИДЕАЛИСТЫ:
ОБЪЕКТИВНЫЕ (ПЛАТОН, ХРИСТИАНЕ): СОЗНАНИЕ ТОЖДЕСТВЕННО ДУШЕ,
I. ИДЕАЛИСТЫ:
ОБЪЕКТИВНЫЕ (ПЛАТОН, ХРИСТИАНЕ): СОЗНАНИЕ ТОЖДЕСТВЕННО ДУШЕ,
СУБЪЕКТИВНЫЕ (КАНТ): СОЗНАНИЕ РОЖДАЕТСЯ ВМЕСТЕ С ЧЕЛОВЕКОМ В ВИДЕ АПРИОРНЫХ ФОРМ.
II. МАТЕРИАЛИСТЫ:
- МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ (ГОЛЬБАХ): СОЗНАНИЕ ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕ МАТЕРИИ (ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ, ПАНТЕИЗМ);
- ВУЛЬГАРНЫЕ (БЮХНЕР, ФОГТ, МЕЛЕШОТТ, КАБАНИС): СОЗНАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ПРОДУЦИРУЕТСЯ РАЗВИТЫМ, ЗДОРОВЫМ МОЗГОМ («Мозг выделяет мысли, как печень — желчь, а слюнная железа — слюну» − Кабанис);
- ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ (МАРКСИСТЫ): СОЗНАНИЕ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ (ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ).
ВОПРОС № 4. ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО
КУМУЛЯТИВНОЕ
ВНЕБИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ
ОТРАЖЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ
ДОПСИХИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗДРАЖИМОСТЬ
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ,
ВНЕБИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ
ОТРАЖЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ
ДОПСИХИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
РАЗДРАЖИМОСТЬ
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ,
СЕНСОРНОЕ ПЕРЦЕПТИВНОЕ АВСТРАЛОПЕРЦЕПЦИЯ СОЗНАНИЕ
(безусловные рефлексы) (условные рефлексы) (спорадическая трудовая (изготовление
ЧЕРВИ, МОЛЛЮСКИ, РЫБЫ, ПТИЦЫ, деятельность с применением орудий
НАСЕКОМЫЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ находимых орудий) труда)
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
Б) СПЕЦИФИКА СОЗНАНИЯ (ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ПСИХИКИ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
Б) СПЕЦИФИКА СОЗНАНИЯ (ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ПСИХИКИ
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАКТНОМУ МЫШЛЕНИЮ (оперерированию понятиями, суждениями и умозаключениями);
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОЗДАНИЕ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ – ЯЗЫКА (создается не только органами чувств, но и мозгом, который превращает данные органов чувств в сигналы второго порядка, сигналы сигналов – речь). Первая сигнальная: чувства эмоции; вторая: мозг речь.
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ К САМОСОЗНАНИЮ (самопознание, самоидентификация, самоопределение, самооценка);
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОТРАЖЕНИЯ;
- ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДУХОВНЫЙ ХАРАКТЕР ОТРАЖЕНИЕ (духовность – отражение по чужим законам).
СОЗНАНИЕ – ЭТО ВЫСШАЯ, СВОЙСТВЕННАЯ ТОЛЬКО ОБЩЕСТВЕННО РАЗВИТОМУ ЧЕЛОВЕКУ И СВЯЗАННАЯ С РЕЧЬЮ ФУНКЦИЯ МОЗГА, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В СПЕЦИФИЧЕСКИ ИДЕАЛЬНОМ (ОБОБЩЕННОМ, ОЦЕНОЧНОМ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМ) ОТРАЖЕНИИ И КОНСТРУКТИВНО-ТВОРЧЕСКОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
СТРУКТУРА И ИСТОЧНИКИ СОЗНАНИЯ
С
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
СТРУКТУРА И ИСТОЧНИКИ СОЗНАНИЯ
С
СЕКТОР III можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда относятся: 1) инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, симпатия). Главным регулятором и целью "жизнедеятельности" этой сферы сознания будет то, что Фрейд в свое время назвал "принципом удовольствия".
И наконец, СЕКТОР (IV) может быть соотнесен с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой единого "поля" нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость.
СЕКТОР (I) является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО СОЗНАНИЯ
На приведенной
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО СОЗНАНИЯ
На приведенной
1. – этап прото-сознания, т. е. бессознательного телесно-аффективного существования индивида;
2. – этап генезиса телесного "я";
3. – этап формирования сознательного "я";
4. – этап возникновения нравственного "я";
5. – космическое сверхсознательное "я".
ИСТОЧНИКИ СОЗНАНИЯ
- ОБЪЕКТИВНОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ (ВНЕШНИЙ МИР);
- СУБЪЕКТИВНОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ (МОЗГ);
- СУБЪЕКТИВНОЕ ИДЕАЛЬНОЕ (ДУХОВНЫЙ МИР ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА);
- ОБЪЕКТИВНОЕ ИДЕАЛЬНОЕ (ДУХОВНЫЙ МИР ОБЩЕСТВА);
- КОСМИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО
СОЗНАНИЕ ЕСТЬ ИДЕАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО
СОЗНАНИЕ ЕСТЬ ИДЕАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ
Демокрит полагал, что объект познается нами посредством испускаемого им ЭЙДОСА (образа); витающие в воздухе атомарные «копии» вещей попадают в субъекта через его органы чувств и откладываются внутри человека в форме субъективных образов объективного мира. Эйдос, по Демокриту, имеет три аспекта:
а) являясь частью вещи, эйдос служит ее материальной копией;
б) перенося информацию, эйдос выполняет роль транспортного средства;
в) оказываясь внутри индивида, эйдос становится образом сознания.
Платон
Платон понимал идеальное как:
А) Субстанцию (вечные идеи находятся в Гиперурании);
Б) Прообраз вещи (форма всякой вещи);
В) Идеал, к которому стремятся вещи.
ГЕГЕЛЬ
Идеальное конструктивно, оно стремится преодолеть наличное бытие – оно есть
ГЕГЕЛЬ
Идеальное конструктивно, оно стремится преодолеть наличное бытие – оно есть
МАРКС
Понимал идеальное как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО:
М1 ОМ1 ОМ2 М2,
где М1 – объективно существующее материальное (например, дерево);
ОМ1 – образ М1 в сознании человека (образ дерева);
ОМ2 – преобразованный ОМ1 сознанием человека (человек представляет, что он может сделать из дерева: стол, лыжи, телегу и т.д.);
М2 – «материальное второе», опредмеченное ОМ2 (например, изготовленный человеком стол).
Можно сказать, что идеальное по Марксу – это предполагающий материальное воплощение достигнутого результата мышления переход от ОМ1 к ОМ2.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
Михаил Александрович Лифшиц
(1905-1983)
Идеальное,
ТЕМА №6. ВОПРОС № 4
Михаил Александрович Лифшиц
(1905-1983)
Идеальное,
Э́вальд Васи́льевич Илье́нков (1924 – 1979)
Идеальное, согласно Ильенкову, − это схема или форма деятельности, которая снимает с предмета информацию и транспортирует ее в субъективный мир человека.
Давид Израилевич Дубровский (1929)
Дубровский: идеальное есть субъективная реальность, субъективное проявление некоторых мозговых нейродинамических процессов.
В советской философии была предпринята попытка восстановить трехаспектную концепцию идеального Демокрита.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
Сознание есть функция развитого общественно трудящимся
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
Сознание есть функция развитого общественно трудящимся
СОЗНАНИЕ И МОЗГ. ПРОБЛЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. ИНТЕРНЕТ КАК МЕТАФОРА ГЛОБАЛЬНОГО МОЗГА
СТРУКТУРА МОЗГА ПО А.Р. ЛУРИЯ
(АКТИВАЦИЯ-ОБРАЗ-ДЕЙСТВИЕ)
Выдающийся отечественный нейропсихолог А.Р. Лурия выделил
СТРУКТУРА МОЗГА ПО А.Р. ЛУРИЯ
(АКТИВАЦИЯ-ОБРАЗ-ДЕЙСТВИЕ)
Выдающийся отечественный нейропсихолог А.Р. Лурия выделил
Первый блок, включающий в себя те участки, которые наиболее тесно и морфологически, и функционально связаны с древними отделами, управляющими состоянием внутренней среды организма, обеспечивает ТОНУС всех вышележащих отделов мозга, т.е. его активацию. Упрощая, можно сказать, что этот отдел является основным источником, в котором побудительные силы животных и человека черпают энергию для действий. При его повреждениях у человека не возникает нарушений ни зрительного, ни слухового восприятия, он по-прежнему владеет всеми полученными ранее знаниями, его движения и речь остаются сохранными. Содержанием основных нарушений при этом являются именно нарушения психического тонуса: человек проявляет повышенную психическую истощаемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается организованный ход мыслей, изменяется его эмоциональная жизнь — он становится либо чрезмерно встревоженным, либо крайне безразличным.
Александр Романович Лурия (1920-1975)
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающуюся кзади
Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающуюся кзади
Третья обширная зона коры занимает у человека треть от общей поверхности коры и располагается кпереди от центральной извилины. При ее поражении наступают специфические нарушения: при сохранении всех форм чувствительности, сохранности психического тонуса НАРУШАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЗАРАНЕЕ ПРОГРАММЕ. При обширных повреждениях нарушается речь и понятийное мышление, играющие важнейшую роль в формировании этих программ, поведение теряет характер произвольности.
Таким образом, выявленные специфические функции названных отделов мозга соответствуют трем основным компонентам психики, составляющим целостную психическую деятельность при выполнении отдельного приспособительного акта — активация (побуждение, которое переживается в форме мотива), образ и действие.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
Головной мозг состоит из большого числа нейронов (в среднем человеческом мозге
Головной мозг состоит из большого числа нейронов (в среднем человеческом мозге
Вес головного мозга взрослого человека в среднем равен одной пятидесятой части от общего веса тела. При этом мозг человека потребляет одну пятую циркулирующей крови (т.е. одну пятую кислорода), одну пятую часть поступающей в организм глюкозы.
Нервные клетки восстанавливаются.
Мы используем свой мозг на 100%. По современным данным, каждая часть мозга имеет определенную функцию, и человек использует все части мозга одновременно. В процессе исследований ещё не была найдена область мозга, которая бы ничего не делала. МРТ и позитронно-эмиссионные исследования выявили, что даже во время сна все части мозга показывают определенный уровень активности. Только в случае серьёзных повреждений в мозге есть неактивные участки.
Размер мозга не влияет на интеллектуальные способности человека. Тем не менее, по мнению исследователей, ум зависит от синапсов — контактов между нейронами. Количество синапсов растет в детский и юношеский период жизни человека и влияет на интеллект.
Постоянные занятия спортом увеличивают количество капилляров в мозгу, что позволяет доставлять больше кислорода и глюкозы. Бывшие спортсмены с возрастом теряют ментальное здоровье гораздо реже остальных. Для эффективности занятия спортом должны продолжаться не менее 30 минут несколько раз в неделю.
РАННЕЕ, А ТАКЖЕ РЕГУЛЯРНОЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ НЕГАТИВНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА РАБОТЕ МОЗГА, ПРИВОДИТ К ЕГО ДЕГРАДАЦИИ.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
Искусственный интеллект (ИИ) определяется как
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
Искусственный интеллект (ИИ) определяется как
ВАРИАНТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИИ
1. Механико-дивергентный вариант предполагает, что исследователь формирует на искусственном носителе некий аналог человеческого интеллекта или какие-то его отдельные стороны.
Человек — существо социальное, коллективное, т. е. наличие другого человека есть условие жизни человека как социального существа. Но то же самое можно сказать и о человечестве в целом. Человечеству также нужно «зеркало», и пока такого «зеркала» нет, человечество как целое не может «состояться», так как ему не с кем вести диалог. Таким образом, человек не одинок, но человечество пока одиноко. Для решения данной проблемы человечество использует два пути: поиск внеземного разума и создание ИИ. ИИ должен, с одной стороны, иметь нечто схожее с видом Ноmо sapiens, но с другой стороны, быть иным, не похожим на человека, т. е. существовать на ином субстрате, а значит, иметь и иные особенности.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
На пути создания искусственного интеллекта по
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
На пути создания искусственного интеллекта по
1. Нам до сих пор в полной мере не известна структура мозга и все функциональное назначение его частей. Как можно моделировать непознанное?
2. Необходимо сообщить будущему интеллекту все знания (в том числе и неформализируемые), имеющиеся у человека и человечества.
3. Выявлена огромная роль в работе мышления человека эмоций (психологи уже сегодня насчитывают 200 их видов). Именно эмоции контролируют мысль, они направляют работу мозга в определенную сторону, позволяют выделить зону необходимых решений сразу же отбросив огромный массив ненужной информации неперспективной зоны поиска. Однако механизм «работы» эмоций не изучен, следовательно, он не может быть формализован и «передан» машине.
4. Не изучен механизм взаимосвязи левого и правого полушария.
5. Настоящий искусственный интеллект должен существовать не в виде программы, то есть не в чисто информационном состоянии, а каким - то образом иметь возможность воздействовать на окружающую среду и испытывать на себе её поощрения и наказания. Именно так обстоит дело со всяким естественным интеллектом, ибо мышление невозможно без тела.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
2. СИНЕРГЕТИЧЕСКО-КОНВЕРГЕНТНЫЙ — возможность слияния, объединения
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
2. СИНЕРГЕТИЧЕСКО-КОНВЕРГЕНТНЫЙ — возможность слияния, объединения
А) КИБОРГ: на основе нанотехнологий в человека вживляются чипы различной мощности, в результате чего человек расширяет свои возможности и превращается в киборга.
Б) АВАТАР: человек проецирует модель самого себя в электронно-виртуальную реальность и ставит этой модели две задачи. Первая задача: развиваться по определенной программе. Вторая задача: данная модель, находящаяся в ЭВР, должна вступать в диалог с исследователем, корректируя тем самым его деятельность. Специфика этого ИИ будет заключаться в том, что, с одной стороны, он есть порождение человека, так сказать «интеллектуальная плоть от интеллектуальной плоти человека», а с другой стороны, и это главное, он будет существовать не на биологическом субстрате человеческого мозга, а на электромагнитном субстрате.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
Теоретически возможен и третий путь возникновения
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
Теоретически возможен и третий путь возникновения
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ИНТЕРНЕТ КАК МЕТАФОРА ГЛОБАЛЬНОГО МОЗГА
ИНТЕРНЕТ –
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ИНТЕРНЕТ КАК МЕТАФОРА ГЛОБАЛЬНОГО МОЗГА
ИНТЕРНЕТ –
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
организовано массовое производство персональных компьютеров;
созданы и проложены линии электросвязи высокой пропускной способности;
внедрены унифицированные с компьютерами цифровые методы передачи информации по системам телекоммуникаций;
обеспечена широкая телефонизация и созданы спутниковые линии связи.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
потребность в обеспечении национальной безопасности;
интенсификация информационного обмена;
выравнивание условий доступа к информации;
свобода творчества;
появление кибер-субкультуры.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
ДАННЫЕ (документы, статьи,
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
ДАННЫЕ (документы, статьи,
БАЗЫ ДАННЫХ (массивы иерархически упорядоченных информационных ресурсов) – аналог аксонов;
БАЗЫ ЗНАНИЙ (организованные знания об областях мира – семантические сетевые структуры) на основе гипертекста – аналог нервной системы.
World Wide Web – распределенная гипертекстовая информационная система, которая предоставляет доступ к большинству информационных архивов Интернет. Особенностью системы является механизм гипертекстовых ссылок, благодаря которому пользователь может просматривать материал в порядке выбора этих ссылок, путем нажатия кнопки мыши на нужном слове или поле графической картинки.
Вводной частью гипертекстовой базы, расположенной на сервере является адресуемая страница, имеющая собственный адрес. Вслед за адресуемой страницей дается группа других взаимосвязанных страниц WWW, содержащих дополнительную информацию. В текстах всех страниц даются гипертекстовые ссылки на любые другие документы, содержащиеся как в том же, так и в других серверах WWW.
Во всемирной сети WWW используется гипертекстовый протокол передачи HTTP, который описывает в гипертексте процедуры обмена блоками гипертекста. Протокол работает на прикладном уровне и предназначен для передачи сообщений, являющихся этими блоками. Его использование дает возможность:
· описывать структуру документов и их составляющих;
· указывать ассоциативные связи между документами;
· просматривать документы и находить в них необходимые сведения;
· вести обработку документов в режиме диалога.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
- с одной стороны, Интернет способствует
ТЕМА №6. ВОПРОС № 5
- с одной стороны, Интернет способствует
- создание возможности самоорганизации социальных групп;
- демократизм: сетевое устройство Интернета обеспечивает представление в нем не только массовой, но и маргинальной и элитарной культуры;
- наличие альтернативных источников информации, ее доступность для больших масс людей;
- происходит заметная унификация массового сознания;
расширяются возможности манипулирования общественным сознанием, распространения дезинформации;
повышается уязвимость и зависимость от бесперебойного функционирования сети, особенно при массовом заражении различного рода компьютерными вирусами, червями;
возможность скрытого получения информации о человеке через социальные сети;
цифровые отпечатки пальцев, способные привести к существенному ограничению личной свободы;
цифровые подделки;
компьютерные преступления, наносящие моральный и имущественный ущерб гражданам и организациям (клевета, воровство и повреждение информации и пр.);
большая политика, которую могут проводить владельцы информации («Викиликс»);
специфический характер общения (бестелесность, жаргон).
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИНТЕРНЕТА
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И КОНЦЕПЦИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
ТИПЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
1. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ – деятельность мозга, процессы и результаты которой не выводятся в сознание; оно возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).
2. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - представляет такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки – ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т.п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти.
3. ВЫТЕСНЕННОЕ – это желания, мысли, намерения, потребности, устраненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры).
Зигмунд Фрейд
(1856 - 1939)
Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и
Зигмунд Фрейд
(1856 - 1939)
Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и
Формы проявления и методы исследования бессознательного:
1) анализ невротических симптомов (печаль, расстройства сна, снижение аппетита, подавленность, усталость, раздражительность);
2) толкование сновидений;
3) анализ ошибочных действий (оговорок, описок, очиток, забывания имен и намерений, потери предметов и т.п.).
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
ТЕМА №6. ВОПРОС №6
ТЕМА №6. ВОПРОС №6
Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или
Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или
ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,
постоянно требует одобрения,
чрезмерно зависим и доверчив,
испытывает потребность в поддержке и принятии,
жизненная пассивность.
ОРАЛЬНО-АГРЕССИВНАЯ ФАЗА
Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.
АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается
АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается
Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.
Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.
Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально-выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.
Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.
ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ
Между тремя и шестью годами интересы
ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРЫ
Между тремя и шестью годами интересы
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.
В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и девочек.
МАЛЬЧИКИ
Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура.
МАЛЬЧИКИ
Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура.
В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.
ДЕВОЧКИ
Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает
ДЕВОЧКИ
Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает
Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.
У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.
Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.
ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ
В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо
ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ
В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо
В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго.
Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые стремления.
Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.
ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ
После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости,
ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ
После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости,
Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.
Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт - в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875–1961)
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875–1961)
АРХЕТИ́П (от Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного
АРХЕТИ́П (от Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного
ПРИМЕРЫ АРХЕТИПОВ
ПЕРСОНА - это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество.
АНИМА И АНИМУС отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус - мужские (маскулинные) характеристики в женском.
ТЕНЬ - это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков и в этом качестве играет большую роль в формировании депрессии и неврозов. Юнг, как психотерапевт, писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы.
Но наиболее важным архетипом Юнг считал САМОСТЬ. Сочетая и гармонизируя все аспекты бессознательного, самость создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача самости (и психотерапии) - интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал самость с порывом или стремлением к самоактуализации, что определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности.
Также к архетипам относятся: ПОХИЩЕНИЕ ОГНЯ. ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ХАОС. АКТ ТВОРЕНИЯ. ГРЕХОПАДЕНИЕ, ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ. СОЮЗ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛ. СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ. УБИЙСТВО ВОЖДЯ (ЦЕЗАРЯ, ЦАРЯ), ОТЦЕУБИЙСТВО, БРАТОУБИЙСТВО. ВОЗМЕЗДИЕ. БОГИНЯ-ДЕВА, БОГИНЯ ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА. БОГ. БОРЬБА БОГОВ МЕЖДУ СОБОЙ. ОЧИЩЕНИЕ, КРОВЬ, МЕСТЬ ЗА ОТЦОВ. ВОЗРОЖДЕНИЕ, ИЛИ ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ. ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП. БОЖЕСТВЕННЫЙ СУД.
БАЗОВЫЕ СВОЙСТВА АРХЕТИПОВ
Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи.
Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
Архетип должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов.
Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль
АЛЬФРЕД АДЛЕР
(7.2.1870 — 28.5.1937)
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
1. Продуктивный способ обретения человеком единства
ТЕМА №6. ВОПРОС № 6
1. Продуктивный способ обретения человеком единства
2. Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности, она выражается в четырех формах «бегства от свободы»:
- садизм – эксплуататорский характер;
- мазохизм – рецептивный характер;
- деструктивизм – стяжатели; НЕКРОФИЛИЯ
- «автоматизирующий конформизм» (реализуется в форме отказа от
собственного «Я», обезличивания, подчинения массовым стандартам) –
рыночный характер.
ЭРИХ ФРОММ (1900-1980)
Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура - страсти человека и тревоги его — продукт культуры».
… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностям экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.
Э. ФРОММ ОПРЕДЕЛИЛ ПЯТЬ ТИПОВ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
* РЕЦЕПТИВНАЯ, получающая (мазохисты).
Э. ФРОММ ОПРЕДЕЛИЛ ПЯТЬ ТИПОВ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
* РЕЦЕПТИВНАЯ, получающая (мазохисты).
* ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ, берущая, авторитарная (садисты). Единственный способ обрести желаемое - это получить его из внешнего источника, а не добиваться собственными силами. При этом они не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом. В области любви люди также склонны присваивать и красть.Любой человек рассматривается с точки зрения его полезности. Плагиат, подозрительность, цинизм и источение зависти и ревности. Враждебность и манипулирование. Социализация - садистический тип. Девиз: "Краденное всегда слаще".
* СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ, или накопительная (деструктивисты). Безопасность основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, траты воспринимаются как угроза. Скупость распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли. Любовь - это владение и обладание. Главное преданность и привязанность к воспоминаниям. Фанатичная чистоплотность, навязчивая пунктуальность. Постоянное "нет" - это почти автоматическая защитная реакция. Активность и трата сил приводит к полной стагнации и парализации. Социализация - деструктивный тип. Девизы: "Моё - это моё, а ваше - это ваше". "Нет ничего нового под луной".
* РЫНОЧНАЯ, обменивающая, нахрапистая (конформисты). Личности с рыночным характером ...не имеют даже своего собственного Я на которое они могли бы опереться, ибо их Я постоянно меняется в соответствии с принципом - "Я такой. какой я вам нужен". Безопасность основывается на стяжательстве и экономии. Человек воспринимает самого себя и как продавца, и как товар для продажи на рынке. Преобладает рассудочное, манипулятивное мышление, эмоциональная жизнь атрофируется. Любовь "по расчету". Социализация - равнодушный тип. Девиз: "Я таков, каким вы хотите меня видеть".
* ПРОДУКТИВНАЯ, плодотворная или производящая (биофилы). Независимый индивид с позитивной свободой. Наличие человеческой способности использовать свои силы и реализовать заложенные возможности. Основные характеристики личности: деятельная - любящая - разумная. Человек воспринимает самого себя и как ответственный за свой рост и развитие. Он заботливый и ответственный за порядок и закон с развитым чувством любви. Он деятель, осуществляющий свои возможности с целенаправленным направлением к благому и разумному смыслу жизни. Он способен ритмически менять деятельность и отдых, непринужденно радоваться и отдыхать.Человек сам - источник своих сил. Продуктивная любовь - это забота, ответственность, уважение, знание и понимание другого и стремление дать возможность другому человеку расти и развиваться. Девизы: "Я свободен в осуществлении рационального!" "У меня есть добрая воля", "Я есть то, что я делаю, чувствую, люблю".