Презентация Философская антропология

Содержание

Слайд 2

Определение Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком

Определение

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком

смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.
Слайд 3

Философская антропология как школа Начало философской антропологии связано с появлением классических

Философская антропология как школа

Начало философской антропологии связано с появлением классических для

этого направления работ Макса ШелераНачало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и

Хельмута ПлеснераХельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных.

Слайд 4

Философская антропология как школа В более позднее время вышли классические работы

Философская антропология как школа

В более позднее время вышли классические работы Арнольда

Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).
Слайд 5

Философская антропология как школа К этим основным работам примыкают сочинения П.

Философская антропология как школа

К этим основным работам примыкают сочинения П. Л. Ландсберга («Введение

в философскую антропологию», 1934), Л. Бинсвангера («Основные формы и познание человеческого бытия», 1941), Левита («От Гегеля к Ницше», 1939), Г. Липпса («Человеческая природа», 1941), Больнова («Сущность настроений», 1941), Ротхакера («Проблемы культурной антропологии», 1942) и другие.
Слайд 6

Макс Шелер — основоположник философской антропологии Макс ШелерМакс Шелер (1874—1928) проделал

Макс Шелер — основоположник философской антропологии

Макс ШелерМакс Шелер (1874—1928) проделал серьезную философскую

эволюцию в своих взглядах, был неокантианцемМакс Шелер (1874—1928) проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем, феноменологом и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека.
Слайд 7

Макс Шелер Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской

Макс Шелер

Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии

(так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т. д. В этом кризисе Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека.
Слайд 8

Макс Шелер Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской

Макс Шелер

Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии

(так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т. д. В этом кризисе Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека.
Слайд 9

Макс Шелер Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису

Макс Шелер

Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в

культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию.

Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, но ими люди полностью пренебрегают.

Слайд 10

Макс Шелер Таким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки

Макс Шелер

Таким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о

культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, то есть религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное.
Слайд 11

Макс Шелер Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти

Макс Шелер

Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но

оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально.

Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку.

Слайд 12

Человек и Бог Шелер был католикомШелер был католиком, хотя и не

Человек и Бог

Шелер был католикомШелер был католиком, хотя и не всегда

ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианскаяШелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к БогуШелер был католиком, хотя и не всегда ортодоксальным. Но при всех сложностях его религиозных исканий, христианская направленность оставалась, и поэтому особенностью человека Шелер считал его направленность к Богу. Бог — это высшая ценность, и человек — есть существо, живущее в ценностном мире.
На эти взгляды Шелера повлияло его увлечение неокантианством. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей.
Слайд 13

Человек и Бог Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей: ценности удовольствия,

Человек и Бог

Всего Шелер насчитывает четыре класса ценностей:
ценности удовольствия,
ценности

жизни,
ценности духа и
ценности религии.
Слайд 14

Природа человека В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала: это

Природа человека

В человеческой природе Шелер насчитывает два основных начала:
это жизненное

начало, некий жизненный порыв,
и дух, идущий от Бога.

По своему жизненному началу человек есть животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Шелер усматривал сущность человека не в мышлении или волении, а в любви. Любовь, согласно Шелеру, — это акт духовного единения, сопровождающийся прозрением высшей ценности объекта.

Слайд 15

Природа человека Достояние духа достигается благодаря человеческому словуДостояние духа достигается благодаря

Природа человека

Достояние духа достигается благодаря человеческому словуДостояние духа достигается благодаря человеческому

слову. В словах выражается вся мысльДостояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура
Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы.
Поэтому философская антропология, по Шелеру, должна быть не разделом какой либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.
Слайд 16

Развитие философской антропологии Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных

Развитие философской антропологии

Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений

в западной философииСейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям.
Слайд 17

Биологическое направление философской антропологии Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил,

Биологическое направление философской антропологии

Сущность человека многогранна. И сам Шелер говорил, что

человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу).
Слайд 18

Биологическое направление философской антропологии Основным представителем биологического направления в философской антропологии

Биологическое направление философской антропологии

Основным представителем биологического направления в философской антропологии является

немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения.
Слайд 19

Биологическое направление философской антропологии Это животное, способное создавать совершенно особые творения.

Биологическое направление философской антропологии

Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому

человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культураЭто животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями.
Слайд 20

Функциональное направление философской антропологии Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера

Функциональное направление философской антропологии

Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и

одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд.