Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

Содержание

Слайд 2

ВОПРОСЫ: Мифологическое сознание древнего человека Древнеиндийская философия: как спастись от страданий

ВОПРОСЫ:

Мифологическое сознание древнего человека
Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
Древнекитайская философия:

как стать «человеком для общества».
Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
Слайд 3

Слайд 4

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА СТР.18 То, о чем повествует миф –

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА СТР.18

То, о чем повествует миф – не

вымысел
Человек и природа не противостоят друг другу. Мир природы наделяется человеческими характеристиками
Все, что способно воздействовать на органы чувств – реальность (сон – часть реальности)
Человек не искал причины (почему происходит событие или явление), а искал ответ на вопрос «кто?» (по чьей воле совершилось событие). Чаще всего это воля богов.
Особое восприятие времени (по временам года или циклам жизни человека: детство, молодость, старость)
Слайд 5

Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение. Мифология -

Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение.

Мифология - это

исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни
Слайд 6

Древнеиндийская философия Веды (знание) – самый древний источник философской мысли, сборники

Древнеиндийская философия

Веды (знание) – самый древний источник философской мысли, сборники гимнов

богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул (1200-600 гг. до н.э.)

Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом

Слайд 7

Древнеиндийская философия Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед

Древнеиндийская философия

Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед (VIII-III

вв до н.э.)

Впервые выражена идея реинкарнации – переселения душ. Карма – деяние, поступок – ключевое понятие индийской философии. Закон кармы (твоя реинкарнация зависит от поступков. Вел себя плохо – родишься придорожным камнем или крокодилом). Карму можно изменить. Йога – один из путей изменения кармы)

Слайд 8

ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАСТ (ВАРН) 1 2 3 4 1.Уста- Жрецы

ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАСТ (ВАРН)


1

2

3

4

1.Уста- Жрецы (бахманы)

2.Руки-Воины (кшатрии)

3.Бедра-Земледельцы (вайшьи)

4.Ступни-Слуги (шудры)

Слайд 9

Индийцы верили в то, что человек живет 7 раз . После

Индийцы верили в то, что человек живет 7 раз . После

смерти его душа перемещается в новое тело.
«…быть может тот облезлый кот был раньше попугаем,
а этот милый человек был раньше добрым псом»
(В.Высоцкий)

реинкарнация

Слайд 10

ЗАКОН КАРМЫ СУММА ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ДЕЛ ЧЕЛОВЕКА, ПОЛУЧЕННАЯ В ПРЕДЫДУЩИХ ЖИЗНЯХ, ОПРЕДЕЛЯЕТ ФОРМУ ПОСЛЕДУЮЩИХ РОЖДЕНИЙ

ЗАКОН КАРМЫ

СУММА ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ДЕЛ
ЧЕЛОВЕКА, ПОЛУЧЕННАЯ
В ПРЕДЫДУЩИХ ЖИЗНЯХ,


ОПРЕДЕЛЯЕТ ФОРМУ
ПОСЛЕДУЮЩИХ
РОЖДЕНИЙ
Слайд 11

СПОСОБЫ ОЧИСТИТЬ КАРМУ: Стать аскетом-отшельником Занятия йогой

СПОСОБЫ ОЧИСТИТЬ КАРМУ:

Стать аскетом-отшельником
Занятия йогой

Слайд 12

Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи),

Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи),

возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Часто называют «атеистической» религией

Буддизм

Стоящий Будда. Одно из ранних известных изображений Будды Шакьямуни, I—II в. н. э. (Токийский национальный музей)

Слайд 13

4 благородные истины, ведущие к духовному освобождению (нирване) 1. Существование человека

4 благородные истины,
ведущие к духовному
освобождению (нирване)

1. Существование человека неразрывно

связано со страданием.
2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.
3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.
4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь.
Слайд 14

Древнекитайская философия В человеке соединены темное и светлое, доброе и злое,

Древнекитайская философия

В человеке соединены темное и светлое, доброе и злое, женское

и мужское. Он занимает срединное положение в мире и призван преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное, пассивное) и ян (светлое, активное). Человек – посредник между Небом и землей. Он – не Царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека – следовать естественному ходу вещей.

Так видели мир сторонники одной из 6 древнекитайских философских школ – даосизма (учение о пути «дао»). Крупнейший представитель – Лао Цзы

Инь и ян

Лао Цзы

Слайд 15

Древнекитайская философия Конфуций (551-497 гг. до н.э.) Конфуцианство Гуманность и милосердие

Древнекитайская философия

Конфуций
(551-497 гг. до н.э.)

Конфуцианство

Гуманность и милосердие (ЖЭНЬ) должны пронизывать отношения

между людьми. Главное правило: не делай другим того, чего не желаешь себе. Все должны подчиняться строгому порядку - нормам морали, этикета (ЛИ).

Большое внимание уделял вопросам «правильного» государственного устройства. Государство – большая семья. Государь – отец и мать народа. Высшее положение занимают философы, литераторы, ученые (ЖУ).

Слайд 16

Философия Древней Греции

Философия Древней Греции

Слайд 17

Платон 427-347 гг до н.э. Размышлял над образом совершенного города-государство Руководят

Платон
427-347 гг до н.э.

Размышлял над образом совершенного города-государство
Руководят одаренные, хорошо подготовленные,

высоконравственные люди
Основной принцип – справедливость
Люди подразделяются на три группы: 1мудрецов, 2воинов, 3крестьян и ремесленников
Частная собственность – источник зла и несправедливости
Единичное должно быть подчинено всеобщему (человек живет для процветания государства)
Слайд 18

Слайд 19

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Государства бывают: • правильные - монархия,

Аристотель
(384-322 гг. до н.э.)

Государства бывают:
• правильные - монархия, аристократия, демократия;

неправильные - тирания, олигархия, охлократия.
Идеал государства - полития (смешанное государство). В нем должны сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.

Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства

Слайд 20

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Задачи государства: - Недопущение чрезмерного роста

Аристотель
(384-322 гг. до н.э.)

Задачи государства:
- Недопущение чрезмерного роста политической

власти отдельных личностей
- Не признавал рабов гражданами государства
Слайд 21

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

Философия и
общественные науки
в Новое и Новейшее
время

Слайд 22

ПЛАН УРОКА: Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и

ПЛАН УРОКА:

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Политика и государства:

новый взгляд.
Просвещение: вера в разум и прогресс.
Становление общественных наук.
Справедливое общество и пути к нему.
Марксистское учение об обществе.
Социально-философская мысль XX в.
Слайд 23

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Философские учения средневековья основывались на религиозных учениях, философия - «служанка

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Философские учения средневековья основывались на религиозных учениях, философия - «служанка богословия»:
Идея

: человек – главное творение Бога (венец творения), оно ценнее любого другого земного творения.
Добродетельная жизнь – путь к спасению во время Страшного Суда
Слайд 24

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН Сочинение – «О граде Божьем и граде Земном»: -правители

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН

Сочинение – «О граде Божьем и граде Земном»:
-правители государства назначены

Богом для поддержания порядка
- Церковь необходима для спасения души
Слайд 25

ФОМА АКВИНСКИЙ Вера и разум существуют в гармонии. Фома Аквинский утверждал,

ФОМА АКВИНСКИЙ

Вера и разум существуют в гармонии.
Фома Аквинский утверждал, что

вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил 5 доказательств существования Бога:
Слайд 26

«РАЗУМ НЕ ЕСТЬ ВЕРА» Говорил о необходимости разграничения разума и веры.

«РАЗУМ НЕ ЕСТЬ ВЕРА»

Говорил о необходимости разграничения разума и веры.
Доказывал, что

знание только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом.
Задача науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям.

Роджер Бэкон

Слайд 27

РЕФОРМАЦИЯ МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.) Священники должны научить верующих читать священные

РЕФОРМАЦИЯ

МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.)
Священники должны научить верующих читать священные книги (вера

– это непосредственная связь с Богом)
Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства)
Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам)
Слайд 28

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) В основе рассуждений не общество, а человек, который по

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС)

В основе рассуждений не общество, а человек, который по сути

эгоистичен. Обуздать эгоизм человека способная внешняя сила – ГОСУДАРСТВО.
Слайд 29

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА (ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АНТИЧНОСТИ) (16 В.) Возрождается интерес к

ФИЛОСОФЫ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА (ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АНТИЧНОСТИ) (16 В.)

Возрождается интерес к античной

греческой философии, к человеку
Главным направлением в философии – гуманизм
В вопросах истины верховным авторитетом становится наука, а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона)
Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье)
Слайд 30

Н. МАКИАВЕЛЛИ Н. Макиавелли в своем трактате «Государь» (1513) различал понятия

Н. МАКИАВЕЛЛИ

Н. Макиавелли в своем трактате «Государь» (1513) различал понятия «общество»

и «государство». Государство он рассматривал его как политическую форму организации общества.
Слайд 31

Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание

Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание

стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.
Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом». Политика должна основываться не на моральных принципах, а исходить из целесообразности, из конкретной ситуации (цель оправдывает средства).

Н. МАКИАВЕЛЛИ

Слайд 32

Английский философ. Государство, по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, -

Английский философ.
Государство, по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, -

результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех". Договор основывается на том, что каждый отказывается от свободы в пользу государства.
Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой, основанное на договоре

ТОМАС ГОББС (16-17 В.В.)

Слайд 33

ПРОСВЕЩЕНИЕ Философы-просветители возвышали человека «Из всех живых существ человек наиболее совершенен».

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Философы-просветители возвышали человека «Из всех живых существ человек наиболее совершенен».

Слайд 34

ДЖОН ЛОКК (17-18 В.В.) Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18

ДЖОН ЛОКК (17-18 В.В.)

Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18 в."

и первым философом эпохи Просвещения.
Говорил о нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках
Выдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти
Слайд 35

ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ МОНТЕСКЬЁ Оформил идею принципа разделения властей – третья

ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ МОНТЕСКЬЁ

Оформил идею принципа разделения властей – третья независимая

ветвь власти - судебная
Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748).
Слайд 36

ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм

ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР

Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и

обман. Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должны стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.
Слайд 37

ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР Он мечтает о просвещенном правителе. Вольтер выражает одно

ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР

Он мечтает о просвещенном правителе.
Вольтер выражает одно из основных

требований восходящей буржуазии - равенство людей. Но он понимает это равенство лишь как политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества
Слайд 38

ЖАН ЖАК РУССО Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев.

ЖАН ЖАК РУССО

Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев. Он

критикует современную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов (он не отвергает науку и культуру как таковые).
Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости - утверждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.
Слайд 39

НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ПЕРЕХОД К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ Становление научного обществознания, развития экономического знания

НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ПЕРЕХОД К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ

Становление научного обществознания, развития

экономического знания
Слайд 40

А. СМИТ (ЭКОНОМИКА) Исследовал влияние разделения труда Обосновал теорию стоимости (потребительная

А. СМИТ (ЭКОНОМИКА)

Исследовал влияние разделения труда
Обосновал теорию стоимости (потребительная
и меновая

стоимость
основной закон товарного
производства —
закон стоимости)
Разработал теорию рынка
естественные рыночные механизмы «невидимая рука рынка»
Господство частной собственности
Слайд 41

ОГЮСТ КОНТ, ОСНОВАТЕЛЬ СОЦИОЛОГИИ Ввел понятие «социология», термины «социальная статика»(состояние общества,

ОГЮСТ КОНТ, ОСНОВАТЕЛЬ СОЦИОЛОГИИ

Ввел понятие «социология», термины «социальная статика»(состояние общества, его

основные структуры) и понятие «социальная динамика» (общественные изменения)
Призывал изучать реальные факты общественной жизни
Реальным фактором развития общества считал духовный рост людей
Слайд 42

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (1820 - 1903) - АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ, СОЦИОЛОГ Применительно к

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (1820 - 1903) - АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ, СОЦИОЛОГ

Применительно к обществу

ввел понятия СИСТЕМА, ИНСТИТУТ, СТРУКТУРА.
Усложнение общества с развитием человечества-эволюция.
Общество включает три главные
системы:
Производящая средства для жизни
Распределительная
Регулятивная
Общество не должно поглощать
личность
Слайд 43

Новые имена в философии Социология – царица наук. Изучение законов биологического

Новые имена в философии
Социология – царица наук.
Изучение законов биологического
развития

(эволюционизм) и
законов общественных
явлений, не прибегая к поиску
сверхъестественных причин.
Понятия:
«социальная статика»
«социальная динамика»
Основной фактор развития –
духовный рост
Эволюция общества. Два типа обществ:
«военное»
«промышленное».
Общество включает три главные
системы:
Производящая средства для жизни
Распределительная
Регулятивная
Общество не должно поглощать
личность

О.Конт

Г.Спенсер

Слайд 44

18-19 ВВ УТОПИСТЫ - СОЦИАЛИСТЫ Идеи справедливого, идеального общества

18-19 ВВ УТОПИСТЫ - СОЦИАЛИСТЫ

Идеи справедливого, идеального общества

Слайд 45

«УТОПИЯ» ТОМАС МОР

«УТОПИЯ» ТОМАС МОР

Слайд 46

Социалистическим должно было стать общество, для которого характерны социальная гармония и

Социалистическим должно было стать общество, для которого характерны социальная гармония и

общность интересов всех граждан, свободный творческий труд и равноправие. Предполагалось также, что промышленное производство и сельское хозяйство будут развиваться на основе государственного планирования. Все члены общества обязательно станут трудиться, а создаваемые ими блага будут распределяться по труду. В таком обществе будет исключена эксплуатация человека человеком.

А.СЕН СИМОН, Ш.ФУРЬЕ, Р.ОУЭН

Слайд 47

МАРКСИЗМ

МАРКСИЗМ

Слайд 48

ВОЗЗРЕНИЯ К.МАРКСА И Ф.ЭНГЕЛЬСА К.Маркс Ф.Энгельс

ВОЗЗРЕНИЯ К.МАРКСА И Ф.ЭНГЕЛЬСА

К.Маркс

Ф.Энгельс

Слайд 49

ВОЗЗРЕНИЯ К.МАРКСА И Ф.ЭНГЕЛЬСА Первоосновой общественной жизни и развития считали трудовую,

ВОЗЗРЕНИЯ К.МАРКСА И Ф.ЭНГЕЛЬСА

Первоосновой общественной жизни и развития считали трудовую, производственную

деятельность, направленную на удовлетворение материальных потребностей.
Решающая роль материального производства в жизни общества.
Система общественных отношений определяется отношениями собственности на средства производства.
Слайд 50

Надстройка Экономический базис Материально-техническая база Способ производства Производственные отношения — это

Надстройка

Экономический базис

Материально-техническая
база

Способ производства

Производственные отношения — это базис общества, определяющий его

надстройку: государственный строй, правовые формы, политические, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения.
В своем единстве и взаимодействии базис и надстройка создают общественно-экономическую формацию — сложившийся конкретно-исторический этап развития общества.
Слайд 51

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ: неизбежность перехода от одной формации к другой в

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ:

неизбежность перехода от одной формации к другой в результате

классовой борьбы и социальной революции.
Первобытное общество
Рабовладельческое общество
Феодальное общество
Капиталистическое общество
Слайд 52

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО: Отсутствие различий между умственным и физическим трудом. Труд -

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО:

Отсутствие различий между умственным и физическим трудом.
Труд - первая

необходимость.
От каждого по способностям, каждому по потребностям!
Отсутствие частной собственности.
Слайд 53

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XX В. Марксистское учение стало одним из популярных в

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XX В.

Марксистское учение стало одним из популярных в XX

в. Но оно существовало в разных вариантах:
1) радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России;
2} умеренном, реформистском - Э. Бернштейн.
Слайд 54

ТЕХНОКРАТИЗМ ДЖ.ГЭЛБРЕЙТ Основная задача общества, по мысли Гэлбрейта, -развитие производства. При

ТЕХНОКРАТИЗМ ДЖ.ГЭЛБРЕЙТ

Основная задача общества, по мысли Гэлбрейта, -развитие производства. При этом

реальная власть распределяется между специалистами проиэводства и управления (менеджерами).
Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии послужило обоснованием варварского отношения к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль других важных сторон в жизни общества, таких как культура, не учитывают воздействие на человека и социальную сферу биологических, природных факторов.
Слайд 55

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ -СУЩЕСТВОВАНИЕ А.Камю К.Ясперс М.Хайдеггер Ж.П.Сартр

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ -СУЩЕСТВОВАНИЕ

А.Камю

К.Ясперс

М.Хайдеггер

Ж.П.Сартр