Эллинизм и средневековье

Содержание

Слайд 2

ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ШКОЛЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 3

АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ

АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ

Слайд 4

СКЕПТИЦИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ «ТРЕХ ВОПРОСОВ» ЧТО ТАКОЕ ВЕЩИ? КАК МЫ ДОЛЖНЫ

СКЕПТИЦИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ «ТРЕХ ВОПРОСОВ»

ЧТО ТАКОЕ
ВЕЩИ?

КАК МЫ
ДОЛЖНЫ К НИМ
ОТНОСИТЬСЯ?

КАКУЮ ПОЛЬЗУ МЫ
МОЖЕМ ИЗВЛЕЧЬ
ИЗ

ТАКОГО К НИМ
ОТНОШЕНИЯ?

МЫ ЗНАТЬ
НЕ МОЖЕМ

МЫ ДОЛЖНЫ
ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ
КАТЕГОРИЧЕСКИХ
СУЖДЕНИЙ
О ВЕЩАХ И СОБЫТИЯХ

ЭТО ПОРОДИТ
НЕЗАВИСИМОСТЬ
ОТ ВЕЩЕЙ И ДАСТ
АТАРАКСИЮ

– «Ты жив,
Пиррон?»
– «Не знаю».

Слайд 5

СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ От различия живых существ От

СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ

От различия живых существ
От личных особенностей
От

различия восприятия одной вещи разными органами чувств
От предрасположения
Слайд 6

СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ От воспитания и обычаев От

СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ

От воспитания и обычаев
От соединения и

взаимодействия
От расстояния, положения, места
Слайд 7

СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ От количества и качества От постоянства и редкости От соотносительности

СКЕПТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТИ ДОСТОВЕРНОГО ПОЗНАНИЯ
От количества и качества
От постоянства и

редкости
От соотносительности
Слайд 8

АТАРАКСИЯ «ПО- СКЕПТИЧЕСКИ» На корабле во время бури, когда спутники его

АТАРАКСИЯ «ПО- СКЕПТИЧЕСКИ»

На корабле во время бури, когда спутники его впали

в уныние,
Пиррон оставался спокоен и ободрял их, показывая на
корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что такой
бестревожности и должен держаться мудрец.
(По Диогену Лаэрцию)
Слайд 9

АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ Скептики теоретически различили феномены (вещи для нас, явления) и

АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ

Скептики теоретически различили
феномены (вещи для нас, явления) и
ноумены (вещи как

они есть сами по себе).
Мир ноуменов непознаваем.
Слайд 10

ЭПИКУРЕЙЦЫ Эпикур основал свою философскую школу в Афинах в конце 4

ЭПИКУРЕЙЦЫ

Эпикур основал свою философскую школу в Афинах в конце 4 в.

до н.э. под названием Сад.
Трехчастная структура философии: физика, логика, этика.
Физика – эллинистический вариант атомистического материализма – служит обоснованием этики.
Как согласовать фаталистичность атомизма с принципом свободы, необходимой для самого существования этики как учения о добродетельном образе жизни?

ЭПИКУР

Слайд 11

ЭПИКУРЕЙЦЫ Необходимо ввести постулат самопроизвольного (спонтанного) отклонения движущихся атомов от прямолинейной

ЭПИКУРЕЙЦЫ

Необходимо ввести постулат самопроизвольного (спонтанного) отклонения движущихся атомов от прямолинейной траектории.
По

сути это было начало конца античной онтологии – ведь речь идет об отказе от принципа «из ничего ничего не происходит». Античная мысль подошла к своему теоретическому пределу.

ЭПИКУР

Слайд 12

ЭПИКУРЕЙЦЫ Гносеология эпикурейцев – классический сенсуализм, антиплатонизм: Всё знание – из

ЭПИКУРЕЙЦЫ

Гносеология эпикурейцев – классический сенсуализм, антиплатонизм:
Всё знание – из опыта, и

даже наши знания-ожидания будущих событий тоже основываются на прошлом опыте.
Это «пролепсис» - опережающее схватывание, предвосхищающее знание.
«Бросок мысли» - возможность понимания того, что вообще не дано в чувственном мире путем аналогии.

ЭПИКУР

Слайд 13

ЭПИКУРЕЙЦЫ Этика – гедонизм (гедоне – наслаждение), евдемонизм (от «счастье», блаженство

ЭПИКУРЕЙЦЫ

Этика – гедонизм (гедоне – наслаждение), евдемонизм (от «счастье», блаженство духа).

Наслаждение – высшее благо.
Цель – достижение той же самой атараксии.
Наслаждение – это отсутствие страданий.
Это не обычный гедонизм.
Классификация наслаждений

ЭПИКУР

Слайд 14

Этика эпикурейцев Классификация желаний Желания (наслаждения) Естественные Избавляющие от страданий, например,

Этика эпикурейцев Классификация желаний

Желания
(наслаждения)

Естественные

Избавляющие от страданий, например, питьё при жажде

Разнообразящие наслаждение, например, изысканная пища

Не естественные и не необходимые, например, венки и

почётные статуи

Необходимые

Вздорные
(неестественные)

Не необходимые

© Н. Бирюков

Слайд 15

ЭПИКУРЕЙЦЫ Страдания вызываются страхами (перед богами, смертью, стихийными силами природы). Значит,

ЭПИКУРЕЙЦЫ

Страдания вызываются страхами (перед богами, смертью, стихийными силами природы).
Значит, нужно показать,

как устранить эти страхи.
1) Боги не имеют к людям никакого отношения, 2) со смертью мы не встречаемся, 3) природа ведет себя согласно естественным законам (атомизма).
Тихая жизнь дает радость бытия. «Проживи незаметно».

ЭПИКУР

Слайд 16

Боги не имеют к людям никакого отношения, живут в междумириях, являются

Боги не имеют
к людям
никакого отношения,
живут в междумириях,
являются
совершенствами,
поэтому ничем себя
не утруждают

Явления природы
естественны,
«могут

быть
объяснены наукой»
(Ходжа Насреддин
и медный таз)

Этика эпикурейцев Страхи и их преодоление

Страхи – причины несчастий

Страх перед богами

Смерть не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет.

Страх смерти

Страх перед природой

© Н. Бирюков (с изм.)

Слайд 17

СТОИЦИЗМ ПОРТИК – «СТОЯ». СОБИРАВШИЕСЯ ЗДЕСЬ – СТОИКИ

СТОИЦИЗМ

ПОРТИК – «СТОЯ». СОБИРАВШИЕСЯ ЗДЕСЬ – СТОИКИ

Слайд 18

СТОИЦИЗМ ДРЕВНЯЯ СТОЯ (3 – 2 ВВ. ДО Н.Э.) (ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ,

СТОИЦИЗМ

ДРЕВНЯЯ СТОЯ (3 – 2 ВВ. ДО Н.Э.)
(ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ,
ХРИСИПП, КЛЕАНФ)

СРЕДНЯЯ СТОЯ

(2 – 1 ВВ. ДО Н.Э.)
(ПАНЭЦИЙ, ПОСИДОНИЙ)

РИМСКАЯ (ПОЗДНЯЯ) СТОЯ
(1 – 2 ВВ. Н.Э.)
(СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ, МАРК АВРЕЛИЙ)

Слайд 19

СТОИКИ Физика – обоснование этики (ср. с эпикуреизмом). Физика стоиков –

СТОИКИ

Физика – обоснование этики
(ср. с эпикуреизмом).
Физика стоиков – спиритуалистический материализм
Все телесно,

включая пневму – мировую душу, которая все объемлет и все связывает.
Всем правит «симпатия», все части мира подчинены единому целому. Принцип холизма (тоталитаризма) – целое обладает безусловным приоритетом по отношению к частям. Антиатомизм.

ЗЕНОН ИЗ КИТИОНА

Слайд 20

СТОИКИ Все устроено разумно (идея Огня-Логоса, заимствованная у Гераклита). Гилоноизм. «Материалистический

СТОИКИ

Все устроено разумно (идея
Огня-Логоса, заимствованная
у Гераклита). Гилоноизм.
«Материалистический пантеизм»: Бог – это

мир, взятый с точки зрения его разумности.
Идея провиденциализма, доведенная до принципа фатализма: все предопределено, будучи заложенным в сперматических логосах – «зародышах» бытия.

ЗЕНОН
ИЗ КИТИОНА

Слайд 21

ЭТИКА СТОИКОВ Все в этике подчинено принципу судьбы. «Желающего судьба ведет,

ЭТИКА СТОИКОВ

Все в этике подчинено принципу судьбы. «Желающего судьба ведет, а

нежелающего тащит».
Долг и одновременно высшее счастье человека – почувствовать себя частью мирового механизма (частью целого) и верно служить ему, содействуя общемировому замыслу. «Жить в согласии с природой».
Ничто внешнее не может нарушить этой внутренней настроенности и готовности человека (если они есть) – даже пытки в Фаларидовом быке.

СЕНЕКА

ЭПИКТЕТ

Слайд 22

ЭТИКА СТОИКОВ СЕНЕКА ЭПИКТЕТ ФАЛАРИДОВ БЫК

ЭТИКА СТОИКОВ

СЕНЕКА

ЭПИКТЕТ

ФАЛАРИДОВ БЫК

Слайд 23

ЭТИКА СТОИКОВ СЕНЕКА ЭПИКТЕТ ФАЛАРИДОВ БЫК

ЭТИКА СТОИКОВ

СЕНЕКА

ЭПИКТЕТ

ФАЛАРИДОВ БЫК

Слайд 24

ЭТИКА СТОИКОВ СЕНЕКА ЭПИКТЕТ ФАЛАРИДОВ БЫК

ЭТИКА СТОИКОВ

СЕНЕКА

ЭПИКТЕТ

ФАЛАРИДОВ БЫК

Слайд 25

ЭТИКА СТОИКОВ СЕНЕКА ЭПИКТЕТ ФАЛАРИДОВ БЫК

ЭТИКА СТОИКОВ

СЕНЕКА

ЭПИКТЕТ

ФАЛАРИДОВ БЫК

Слайд 26

ЭТИКА СТОИКОВ Я счастлив от ощущения гармонии с провидением, поэтому все,

ЭТИКА СТОИКОВ

Я счастлив от ощущения гармонии с провидением, поэтому все, что

со мной происходит, мне безразлично.

СЕНЕКА

ЭПИКТЕТ

Слайд 27

ЭТИКА СТОИКОВ Я понимаю, что мне это безразлично, чувствую свою власть

ЭТИКА СТОИКОВ

Я понимаю, что мне это безразлично, чувствую свою власть над

собой, и поэтому мое счастье неизменно.
Добродетельная жизнь сама по себе порождает счастье.

СЕНЕКА

ЭПИКТЕТ

Слайд 28

ЭТИКА СТОИКОВ Единственное благо – добродетель, единственное зло – порок. Все

ЭТИКА СТОИКОВ

Единственное благо – добродетель, единственное зло – порок.
Все остальное (слава,

деньги, власть, здоровье и т.д.) – адиафора (морально безразличное), ибо, во-первых, все это во власти судьбы, а не человека, и,
во-вторых, их наличие или отсутствие никак не могут повлиять на отношение человека к судьбе и ее принятие им.
Ригоризм этики стоиков (рационализм в этике, культ долга, признание добродетели единственным благом и единственной, а также действующей причиной счастья).

СЕНЕКА

МАРК АВРЕЛИЙ

Слайд 29

ЭТИКА СТОИКОВ (ИТОГИ) Этический идеал стоиков – три «А». Апатия –

ЭТИКА СТОИКОВ (ИТОГИ)

Этический идеал стоиков – три «А».
Апатия – бесстрастие.
Автаркия –

самодостаточность.
Атараксия – безмятежность.
«Амор фати» - любовь к судьбе.

МАРК АВРЕЛИЙ

СЕНЕКА

Слайд 30

НЕОПЛАТОНИЗМ ПЛОТИН (3 в. н.э.) ЯМВЛИХ (4 в. н.э.) ГИПАТИЯ (5 в. н.э.)

НЕОПЛАТОНИЗМ

ПЛОТИН
(3 в. н.э.)

ЯМВЛИХ
(4 в. н.э.)

ГИПАТИЯ
(5 в. н.э.)

Слайд 31

НЕОПЛАТОНИЗМ Все существующее существует как единство своих частей, посредством причастности Единому

НЕОПЛАТОНИЗМ

Все существующее существует как единство своих частей, посредством причастности Единому (идее

Единого).
Это Единое (высшее начало мира) уже выше всех возможных определений (нельзя даже сказать, что оно едино, что оно есть и т.д.).
Апофатический метод описания Единого и мистический путь его познания.
Апофатический метод – способ философствования, основанный на признании логической невозможности позитивного описания Абсолюта как трансцендентной сущности.

ПЛОТИН
(3 в. н.э.)

Слайд 32

НЕОПЛАТОНИЗМ Все сущее происходит в результате эманации (истечения) из Единого –

НЕОПЛАТОНИЗМ

Все сущее происходит в результате эманации (истечения) из Единого – как

свет из Солнца, тепло – от костра.
Мир материи в своем бытии не самостоятелен (по крайней мере, логически, ср. с Платоном и Аристотелем), он «как бы творится».
Абсолют творит мир еще не из ничего, а «из самого себя», переступая границы своей всеполноты и изливаясь божественным светом.

ПЛОТИН
(3 в. н.э.)

Слайд 33

НЕОПЛАТОНИЗМ ПЛОТИН (3 в. н.э.) Обработка Августином схемы неоплатоников: замените «Бог» на «Единое»

НЕОПЛАТОНИЗМ

ПЛОТИН
(3 в. н.э.)

Обработка Августином схемы неоплатоников:
замените «Бог» на «Единое»

Слайд 34

СРЕДНЕВЕКОВАЯ (ХРИСТИАНСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ МОНОТЕИЗМ КРЕАЦИОНИЗМ ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ трансцендентно-личный (ср. стоики) ТЕОЦЕНТРИЗМ ФИДЕИЗМ

СРЕДНЕВЕКОВАЯ (ХРИСТИАНСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ

МОНОТЕИЗМ

КРЕАЦИОНИЗМ

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
трансцендентно-личный
(ср. стоики)

ТЕОЦЕНТРИЗМ

ФИДЕИЗМ
и «пространство веры»

ПЕРСОНАЛИЗМ
открытие идеи личности

Слайд 35

КРЕАЦИОНИЗМ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ СОТВОРЕНИЕ МИРА FIAT! ДА БУДЕТ!

КРЕАЦИОНИЗМ В
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

СОТВОРЕНИЕ МИРА

FIAT!

ДА БУДЕТ!

Слайд 36

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Абсолютная трансцендентность Бога Переосмысление понятия любви: Бог не только

ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Абсолютная трансцендентность Бога
Переосмысление понятия любви: Бог не только любим, он

еще и любовник (субъект, а не только объект любви). Любовь как агапэ (ср. филия и эрос).
Открытие идеи истории в собственном смысле.
Слайд 37

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Сначала – гонимая религия. 313 и 324 гг. –

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Сначала – гонимая религия.
313 и 324 гг. – указы имп.

Константина, направленные на утверждение христианства в качестве государственной религии.
325 – 787 гг. – эпоха Вселенских соборов, эпоха формирования и утверждения христианской догматики.
Патристика (до 9 в.) и схоластика (с 9 в.) – два этапа средневековой философии.

КОНСТАНТИН

Слайд 38

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ Никейский – 325 год Константинопольский – 381 год Эфесский

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

Никейский – 325 год
Константинопольский – 381 год
Эфесский – 431 год
Халкидонский

– 451 год
Константинопольский второй – 553 год
Константинопольский третий – 680 год
Никейский второй – 787 год

Утверждение
Символа Веры

ГЛАВНЫЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЭПОХИ СОБОРОВ:
Тринитарная (проблема троичности – 1-й и 2-й соборы)
Исхождения Святого Духа (2-й и «западные соборы»)
Христологическая (особенно 3-й и 4-й, а также 6-й соборы)
Иконопочитания (7-й собор)

Слайд 39

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА Как можно совместить монотеизм и признание трех «аспектов» Бога

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

Как можно совместить монотеизм и признание трех «аспектов» Бога –
Отца,

Сына и Святого Духа?
Какое между ними соотношение?
Бог ли Христос, ведь Он – лишь Сын Божий?
К кому обращается Христос
в Гефсиманском саду («Отче…»)? Не к себе ли самому, если Он – тот же Бог?
Слайд 40

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

Слайд 41

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

Слайд 42

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА АФАНАСЬЕВЦЫ АРИАНЕ ДОКТРИНА ЕДИНОСУЩИЯ, «ХОМОУСИОС» ДОКТРИНА ПОДОБОСУЩИЯ, «ХОМОЙУСИОС» СУБОРДИНАЦИОНАЛИЗМ:

ТРИНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

АФАНАСЬЕВЦЫ

АРИАНЕ

ДОКТРИНА ЕДИНОСУЩИЯ,
«ХОМОУСИОС»

ДОКТРИНА ПОДОБОСУЩИЯ,
«ХОМОЙУСИОС»

СУБОРДИНАЦИОНАЛИЗМ: СЫН НИЖЕ ОТЦА

Проблему троичности помогли решить КАППАДОКИЙЦЫ


Василий Великий (слева), Григорий Богослов (справа), Григорий Назианзин.
Они предложили различить понятия сущности (она одна) и ипостаси (их три).

РАВЕНСТВО ВСЕХ
ЛИЦ ТРОИЦЫ

Слайд 43

ПРОБЛЕМА «СВЯТОГО ДУХА» ВОСТОЧНАЯ (ПРАВОСЛАВИЕ) ЗАПАДНАЯ (КАТОЛИЦИЗМ) 8. «…и в Духа

ПРОБЛЕМА «СВЯТОГО ДУХА»

ВОСТОЧНАЯ (ПРАВОСЛАВИЕ)

ЗАПАДНАЯ (КАТОЛИЦИЗМ)

8. «…и в Духа Святаго…иже от ОТЦА

исходящаго»

8. «…и в Духа Святаго…иже от ОТЦА и СЫНА исходящаго»

Догмат о «филиокве» («и Сына»), (Толедо, 589 год)

Раскол церквей – 1054 год

Благодать исходит от Отца через Сына

Практика индульгенций, догмат о непогрешимости Папы, учение о «сверхдолжных делах»

Слайд 44

ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Как соотносятся в Христе божественное и человеческое? Несторианство (осуждено

ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Как соотносятся в Христе божественное и человеческое?

Несторианство (осуждено в 431

г.): Дева Мария родила человека, на которого снизошло Божество и обитало в человеческом теле как в доме. Это обособление двух природ.

Монофизитство (осуждено в 451 г.): У Христа одна природа – Божественная, а человеческая – видимость. То есть одна природа поглотила другую.

Слайд 45

ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Халкидонское решение 451 года: «нераздельно, неразлучно, неслиянно, неизменно» Монофелитство

ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Халкидонское решение 451 года: «нераздельно, неразлучно,
неслиянно, неизменно»

Монофелитство (осуждено в 680

г.): У Христа две природы – Божественная и человеческая, но одна воля – Божественная. Это замаскированное монофизитство.

Иконоборчество (осуждено в 787 г.): Икона – тот же идол. НО: мы поклоняемся не иконе, а перед иконой, ее «небесному прообразу».

Слайд 46

АВГУСТИН (354 – 430) Имел богатое языческое прошлое, был сторонником манихейства

АВГУСТИН (354 – 430)

Имел богатое языческое прошлое, был сторонником манихейства –

ближневосточного дуалистического учения.
Главные сочинения – «Исповедь», «О граде Божием»
Систематизировал основные положения новой мировоззренческой системы.
Слайд 47

АВГУСТИН (354 – 430) Бог – личность, творящий мир по своей

АВГУСТИН (354 – 430)

Бог – личность, творящий мир по своей свободной

воле.
Дуализм («логический») земного и небесного, уничижение земного.
Идея транскреации: Бог творит мир постоянно, в каждое мгновение, иначе бы мир вообще не смог бы устойчиво существовать (без вмешательства Бога) после своего сотворения Богом.
Бог существует в Вечности, мир – во времени, которое создается вместе с миром.
Платонизм Августина: Бог творит мир (вещи) соответственно своим идеям об этих вещах.
Слайд 48

АВГУСТИН (354 – 430) Но если Бог всеблаг, то откуда зло?

АВГУСТИН (354 – 430)

Но если Бог всеблаг, то откуда зло? Может

быть, Бог не может его побороть? – Но тогда он не всемогущ!
Это проблема теодицеи – оправдания Бога перед фактом наличия в мире зла и несправедливости.
Зло – в свободной воле человека, который использовал ее не по назначению.
Зло не субстанциально (ибо единственным первоначалом всего сущего является Бог), зло – недостаток добра.
Спор с Пелагием о спасении человека: проблема соотношения свободы и благодати.
Слайд 49

АВГУСТИН (354 – 430) Пелагий: человек спасается своими добрыми делами. Августин:

АВГУСТИН (354 – 430)

Пелагий: человек спасается своими добрыми делами.
Августин: спасение человека

находится целиком во власти Бога, который изначально одних предопределяет к спасению, других – к осуждению.
Фидеизм: вера выше разума, вера – главный элемент всей духовной жизни и всей личности человека.
Линейная концепция истории.
История как борьба «двух градов» - живущих «по Богу» и «по человеку».
Два типа любви: 1) к себе, доведенная до презрения к Богу (град земной); 2) к Богу, доведенная до презрения к себе (град Божий)
Слайд 50

ФОМА АКВИНСКИЙ Концепция гармонии веры и разума, критика теории двойственной истины

ФОМА АКВИНСКИЙ

Концепция гармонии веры и разума, критика теории двойственной истины (Фома:

у философии и теологии один предмет, но разные методы, поэтому противоречия между ними исключены (философия – служанка теологии).
Учение о трояком существовании универсалий (до вещей – в уме Бога, в вещах – как их формы, после вещей – в уме человека как результат познания).
Аристотелизм Фомы.

АНГЕЛЬСКИЙ ДОКТОР
(1225 – 1274)

Слайд 51

ФОМА АКВИНСКИЙ Учение о сущности и существовании. Бог как нечто, сущность

ФОМА АКВИНСКИЙ

Учение о сущности и существовании. Бог как нечто, сущность чего

совпадает с существованием
Пять доказательств бытия Бога.
«От производящей причины»
«От источника движения»
«От случайности и необходимости»
«От степеней совершенства»
«От целесообразности природы»
Слайд 52

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ Докажем, что русалки существуют, более того, что существуют конкретные

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ

Докажем, что русалки существуют, более того, что существуют конкретные русалки.
Рассмотрим

два суждения:
1. «Существующая русалка существует»;
2. «Существующая русалка не существует»
Второе из них ложно, ибо самопротиворечиво.
Поэтому первое суждение истинно (ибо противоречит ложному второму).
Поэтому существуют русалки, так как существует как минимум одна русалка, а именно существующая.

Рэймонд Смаллиан
по мотивам Ансельма
Кентерберийского
(1033 – 1109)

Слайд 53

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ У нас есть понятие Бога как абсолютного совершенства –

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ

У нас есть понятие Бога как абсолютного совершенства – того,

больше чего нельзя себе помыслить.
Возникает вопрос: предмет этого понятия существует только в нашей мысли или же еще и в самой реальности?
Пусть Бог реально не существует.
Тогда он не является абсолютным совершенством, можно помыслить нечто большее, чем он – а именно существующего Бога (из 3).
Противоречие (1 и 4).
Бог реально существует.

Ансельм
Кентерберийский
(1033 – 1109)

Слайд 54

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ ИЛИ: Бог – сумма всех положительных качеств. Бытие –

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АРГУМЕНТ

ИЛИ:
Бог – сумма всех положительных качеств.
Бытие – положительное качество.
Бог обладает

бытием.
ИЛИ:
Бог – абсолютное совершенство.
Если бы Он не существовал, он не был бы совершенным.
Поэтому Бог существует.

Ансельм
Кентерберийский
(1033 – 1109)