Средневековая мусульманская философия

Содержание

Слайд 2

Особенности мусульманской цивилизации Сформировалась в рамках единой средиземноморской культуры и цивилизации

Особенности мусульманской цивилизации

Сформировалась в рамках единой средиземноморской культуры и цивилизации
Классическая арабомусульманская

философия и культура сохранила и приумножила наследие античности;
развивала гуманистический характер средиземноморской культуры
Развитие мусульманской цивилизации тесно связано с зарождением и укреплением ислама и Арабского халифата
«Золотой век» мусульманской цивилизации – 9-12 вв., когда именно мусульманская культура стала определять уровень мировой культуры
Слайд 3

Адаб и адиб – главные понятия, обозначающие обр Адаб – система

Адаб и адиб – главные понятия, обозначающие обр
Адаб – система азование

в средневековом мусульманском миренорм образованности и воспитанности, включавшая знание философии, астрономии, математики и определенные правила поведения
Адиб – образованный и воспитанный человек
Важной особенностью идеала знания в исламе являлось то, что оно определялось шариатом, в частности, положением о правотворчестве только Бога и пророка Мухаммеда во всех областях жизни и соответственно отсутствием посредников между Богом и человеком
Слайд 4

Периоды развития мусульманской философии

Периоды развития мусульманской философии

Слайд 5

Основные традиции познания в исламе

Основные традиции познания в исламе

Слайд 6

Калам Первоначально – любое логическое рассуждение на религиозно-философскую тему Способ рассуждения,

Калам

Первоначально – любое логическое рассуждение на религиозно-философскую тему
Способ рассуждения, основанный на

разуме – логика или диалектика
Спекулятивная теология (илм ал-калам) – рационалистическое направление в религиозно-философских учениях ислама
Слайд 7

Особенности калама Сама теология включает в себя рациональный аппарат философии, стремится

Особенности калама

Сама теология включает в себя рациональный аппарат философии, стремится к

обоснованности и доказательности религиозных суждений
В традициях мусульманской философии калам выступает как целостное учение, включая в себя философию, историю, психологию, социологию религии
Слайд 8

Перипатетизм - фальсафа Фальсафа – философия средневекового ислама, основанная на античной

Перипатетизм - фальсафа

Фальсафа – философия средневекового ислама, основанная на античной философии.
Особенность

фальсафы:
существование позиции, в которой первична философия, а теология находится в подчиненном положении.
Именно философия с ее рациональностью и принципами аподейктического мышления способна познать сущность и природу религии и религиозности
Фальсафа никогда не стремилась стать служанкой религии
Слайд 9

Рационалистическое понимание философии Философия – 1) знание обо всем 2) знание

Рационалистическое понимание философии

Философия –
1) знание обо всем
2) знание о «вторых субстанциях»

(первые воспринимаются чувственно), количестве и качестве
3) учение о таких всеобщих определениях бытия, как материя, форма, место, движение и время
4) знание об истинной природе вещей в меру человеческой способности
5) философия распадается на собственно знание (поскольку душа состоит из чувственной и разумной частей) и деятельность, которая невозможна без чувств
Слайд 10

Учитель, основоположник восточного перипатетизма. «Книга букв» «Трактат о взглядах жителей добродетельного

Учитель, основоположник восточного перипатетизма.
«Книга букв»
«Трактат о взглядах жителей добродетельного

города»,
свыше 150 философских и научных трудов

Аль-Фараби
870-950

Слайд 11

Аль-Фараби строил свое философское учение на основе соединения аристотелевской космологии с

Аль-Фараби строил свое философское учение на основе соединения аристотелевской космологии с

представлениями неоплатоников об эманации (истечении) божества как способа сотворения мира. Он учил, что «интеллект — это не что иное, как опыт».
Аль-Фараби сравнивает идеальное общество со здоровым телом, в котором все органы во взаимодействии друг с другом выполняют предназначенные им функции.
Слайд 12

Ибн-Сина (Авиценна) - 980-1037 «Князь философов», «князь врачей» Основные работы: «Канон

Ибн-Сина (Авиценна) - 980-1037
«Князь философов», «князь врачей»
Основные работы: «Канон врачебной науки»,


«Книга исцеления»
«Книга спасения»
«Книга знаний»
Слайд 13

Ибн-Сина Бог, по мнению Ибн-Сины, есть необходимо сущее благодаря само­му себе,

Ибн-Сина

Бог, по мнению Ибн-Сины, есть необходимо сущее благодаря само­му себе, а

мир, проистекающий от него посредством эманации, представ­ляет собой необходимо сущее благодаря чему-то другому, т.е. Богу. По мнению Ибн-Сины, космические и природные явления не зависят от божественного промысла, поскольку знания бога простираются лишь на универсальное, а не на единичное.
Ибн-Сина был также автором «Книги знания» и «Указаний и на­ставлений», в которых значительная часть посвящена изложению ос­нов логики и метафизики. Вообще необходимо отметить, что араб­ские авторы нередко предваряли свои сочинения, посвященные мета­физическим или физическим темам, кратким экскурсом в логику.
Слайд 14

Ибн-Халдун Необходимо отметить и арабского философа по имени Ибн-Халдун (1332 –

Ибн-Халдун

Необходимо отметить и арабского философа по имени Ибн-Халдун (1332 – 1406), который написал

сочинение «Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров». Иногда Ибн-Халдуна называют даже провозвестником социологии и «арабским Марксом». Введение к этому труду представляет собой энциклопедическое произведение, отразившее культурную жизнь арабского средневековья, знания, которыми оно владело: сведения о земле и климате, об истории разных народов, о возникновении и кру­шении государств, о земледелии и ремеслах, финансах, науках, искусст­вах и т.д. Ключевая мысль этого произведения – влияние экономики на жизнь государства.
Слайд 15

Аль-Газали (1059–1111) Персидский ученый, правовед (факих), суфий и философ. Один из выдающихся мыслителей «золотой эпохи ислама».

Аль-Газали (1059–1111)

Персидский ученый, правовед (факих), суфий и философ.
Один из выдающихся

мыслителей «золотой эпохи ислама».
Слайд 16

Основные работы Опровержение философов Эликсир счастья Письмо сыну Нужно ли бояться

Основные работы

Опровержение философов
Эликсир счастья
Письмо сыну
Нужно ли бояться смерти?
 Более 70 книг по

богословским наукам, философии и суфизму.
Его главные труды носят полемический характер.
Слайд 17

Ибн-Баджжа – 1070-1138 Пионер перипатетической философии в мусульманской Испании «Прощальное послание»,

Ибн-Баджжа – 1070-1138

Пионер перипатетической философии в мусульманской Испании
«Прощальное послание», «Образ

жизни уединившегося»
Противопоставление философского знания религиозному
Философия по существу своему эзотерична, доступна лишь немногим одаренным людям, которые благодаря познавательной деятельности и духовному совершенству способны соединяться с «деятельным разумом»
Подавляющее большинство обречено на существование в условиях антиразумной религиозности
Слайд 18

Ибн-Туфайль – 1105-1185 «Повесть о Хайе, сыне Якзана» - психологизированная и

Ибн-Туфайль – 1105-1185

«Повесть о Хайе, сыне Якзана» - психологизированная и

рационализированная робинзонада; философская картина развития человеческого рода.
Познание научно-философских истин доступно только единицам
Слайд 19

Ибн Рушд - 1126-1198 – вершина рационализма средневековой философии Арабского Востока

Ибн Рушд - 1126-1198

– вершина рационализма средневековой философии Арабского Востока –

«Опровержение опровержения»
«Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля»
Но последовательность его философских позиций проявляется в произведениях, которые не связаны с комментированием Аристотеля
Слайд 20

Ибн Рушд об отношении философии и религии В отношении предмета своих

Ибн Рушд об отношении философии и религии

В отношении предмета своих размышлений

философия и религия не расходятся, ибо «философия – спутница и молочная сестра религии»
И философия, и религия размышляют прежде всего о Боге, но совершенно различаются по способу своих размышлений. Для философии характерен доказательный метод. Метод рассуждения религии – риторический способ, способ образного познания, зафиксированный в Коране
Слайд 21

Направления мусульманской философии 1. Аристотелизм - как попытка рационального объяснения истин

Направления мусульманской философии

1. Аристотелизм - как попытка рационального объяснения истин Откровения

(Аль-Фараби, 870—950; Авиценна, 980—1037)
2. Суфизм - как мистическое истолкование Корана (Аль-Газали, 1058—1111; Ибн-Араби, 1165—1240)
Слайд 22

Аристотелизм Направление арабской и западно-европейской средневековой философии, разрабатывавшее идеи Ибн Рушда

Аристотелизм

Направление арабской и западно-европейской средневековой философии, разрабатывавшее идеи Ибн Рушда и

его последователей.
Идеи арабских философов о смертности души, о вечности и несотворенности материального мира, разработанные Ибн Рушдом, и его теория двойственной истины осмыслены аверроизмом.
Знание истины противопоставлялось вере, тем самым философия отделялась от теологии
Это побудило Ф.Энгельса в «Диалектике природы» отметить «перешедшее от арабов… жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм 18 века».
Слайд 23

Суфизм Второе направление мусульманской философии — суфизм возник как мистико-аскетическое течение

Суфизм

Второе направление мусульманской философии — суфизм возник как мистико-аскетическое течение в

исламе в середине VIII в. на территории нынешнего Ирака и Сирии. Его относят к мистико-пантеистическим учениям, возникшим как протест против ортодоксального ислама. 
Цель - слиться с Богом путем внутреннего очищения и самосовершенствования. Каждый, по учению суфиев, содержит в себе божественную субстанцию. Существует несколько течений в суфизме: от поднимающих человека до уровня Бога до призывающих людей к непротивлению злу.