Философия античности

Содержание

Слайд 2

ПЕРИОДИЗАЦИЯ Ранняя греческая философия, натурфилософия VI – в. до н.э Классическая

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Ранняя греческая философия, натурфилософия VI – в. до н.э
Классическая философия –

к 431 г. до н.э.
Эллинистическая философия конец IV – рубеж V-VI вв.
Слайд 3

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (ИОНИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Что есть все? - ФЮСИС Фюсис –

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (ИОНИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Что есть все? - ФЮСИС
Фюсис – сущее или

БЫТИЕ (космогоническая и онтологическая ориентация мысли)
СУЩНОСТЬ – содержание конкретного сущего
Производит различение в самом сущем:
То, что порождено, и имеет свое начало
То, что не имеет начала. Это БЫТИЕ, БОГ
Слайд 4

ФАЛЕС Все порожденное живет настолько, насколько причастно жизни Решить вопрос ЧТО

ФАЛЕС

Все порожденное живет настолько, насколько причастно жизни
Решить вопрос ЧТО ЕСТЬ ВСЕ

– обнаружить животворящее начало АРХЕ
Первоначало – ВОДА, символ жизни
ВСЕ из ВОДЫ
Все произошло из воды
Из нее состоит
Вода – основание мироздания
Животворящая сила, воплощающая и дарующая жизнь
КОСМОС – живое целое, организм, существующее настолько, насколько имеет в себе жизнь и противостоит небытию
Слайд 5

АНАКСИМАНДР То, из чего ВСЕ ЕСТЬ – АПЕЙРОН (БЕСКОНЕЧНОЕ ОБЪЕМЛЮЩЕЕ) Первоначало

АНАКСИМАНДР

То, из чего ВСЕ ЕСТЬ – АПЕЙРОН (БЕСКОНЕЧНОЕ ОБЪЕМЛЮЩЕЕ)
Первоначало КОСМОСА (АРХЕ)
Целое,

неоформленное, не имеющее качественной определенности, вечное НЕЧТО
Объемлет мироздание
Процесс творения мироздания:
1. выделение «мирового зародыша»
2. Разделение противоположных начал: влажного и сухого, холодного и горячего
3. в процессе борьбы образуются четыре стихии: огонь, земля, вода. Воздух
Все мироздание объемлется мировым законом справедливости: все отпускается на волю (свобода выбора), но должно вернуться на круги своя, отдать долг, совершиться, избыть себя (судьба)
Начало и конец есть ОДНО
Слайд 6

АНАКСАГОР Основа всего сущего – смесь ГОМЕОМЕРИЙ (равночастные) – семена вещей

АНАКСАГОР

Основа всего сущего – смесь ГОМЕОМЕРИЙ (равночастные) – семена вещей .
Благодаря

преобладанию семян определенного качества любая вещь есть то, что она есть
Качества распределены в разной степени
Гомеомерии бесчисленны и бесконечно делимы; Каждая доля семени – носительница свойства
Первоначальный мир беспорядочная смесь гомеомерий – ХАОС
Движение приносится извне, источник движения – космический ум – НУС
Благодаря ему рождается вселенский вихрь, приводящий в движение семена, которые начинают соединяться и разъединяться друг с другом, образуя конкретные вещества и начала: холодное и теплое, сухое и влажное
Слайд 7

АНАКСИМЕН Основными слагаемыми жизни считает ДЫХАНИЕ И ПИТАНИЕ КОСМОС имеет своим

АНАКСИМЕН

Основными слагаемыми жизни считает ДЫХАНИЕ И ПИТАНИЕ
КОСМОС имеет своим началом (АРХЕ)

ВОЗДУХ
Это дыхание мира, что позволяет КОСМОСУ сохраняться как ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
ТО, из чего все состоит
Сила, из чего возникает все – мир
Три ипостаси ВОЗДУХА –
Воздух как ВОЗДУХ – дает плоть миру
Воздух как ДЫХАНИЕ – движущая сила
ВОЗДУХ как ДУХ – космос удерживает от распада, сохраняет в своем бытии
Принцип единства МИКРО и МАКРО-КОСМА
Слайд 8

ЭМПЕДОКЛ Все сущее образовано четырьмя вечными и неизменными первоначалами (АРХЕ) В

ЭМПЕДОКЛ

Все сущее образовано четырьмя вечными и неизменными первоначалами (АРХЕ)
В мире нет

рождения и гибели,
Лишь соединение и разъединение элементов
Корни сущего – огонь, земля, вода, воздух
Мироздание - результат влияния двух вселенских сил – ЛЮБВИ и ВРАЖДЫ
Охваченный любовью, мир становится ЕДИН (сфайрос), в нем царят гармония, дружба, приязнь
Охваченный враждой, мир разъединяется, распадаясь на МНОГОЕ (ненависть, война, распря)
Слайд 9

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ: 1. Постановка вопроса ЧТО ЕСТЬ ВСЕ?, выделение

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ:

1. Постановка вопроса ЧТО ЕСТЬ ВСЕ?, выделение из

него КОСМОГОНИЧЕНСКОЙ проблематики
2. Представление о том, что в основе всего многообразия мира лежит ЕДИНОЕ БЫТИЕ
3. Мироздание – внутренне упорядоченный целостный КОСМОС, единый организм
4. Проблема возникновения МНОГОГО из ЕДИНОГО
Слайд 10

Демокрит Начало Вселенной – атомы и пустота Ничто не возникает из

Демокрит

Начало Вселенной – атомы и пустота
Ничто не возникает из несуществующего и

ничто не разрушается в несуществующее
Атомы бесконечны и по величине и количеству
Все возникает по НЕИЗБЕЖНОСТИ
Причина возникновения – вихрь, порождающий все сложное
Сложное состоит из простого – атомов, порождающих Огонь, Воду, Землю, Воздух
Конечная цель – ГАРМОНИЯ – благо
Слайд 11

ПИФАГОР

ПИФАГОР

Слайд 12

НОВЫЕ УСТАНОВКИ Принцип оживотворенности всего сущего Принцип трансцендентности Принцип универсального вселенского

НОВЫЕ УСТАНОВКИ

Принцип оживотворенности всего сущего
Принцип трансцендентности
Принцип универсального вселенского закона
Принцип единства МИКРО-

и МАКРО-КОСМА
2 концепции возникновения
Путем соединения и разъединения разнокачественных начал
Путем сгущения и разрежения исходной субстанции
Слайд 13

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА КСЕНОФАН ПАРМЕНИД, АНАКСАГОР, ЭМПЕДОКЛ

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

КСЕНОФАН
ПАРМЕНИД,
АНАКСАГОР,
ЭМПЕДОКЛ

Слайд 14

КСЕНОФАН Два сюжета мысли – о БОГЕ и о ЗНАНИИ и

КСЕНОФАН

Два сюжета мысли –
о БОГЕ и
о ЗНАНИИ и его

достоверности
Обнажает критическую установку к общепринятому
Что есть ВСЕ – ВСЕ ЕСТЬ ОДНО – БОГ
1) БОГ вечен
2) Самое могущественное из существ, ему подобает быть ОДНИМ
3) Поскольку он ОДИН, повсюду СЕБЕ ПОДОБЕН
4) Поскольку подобен, то должен быть шарообразным
Истину знает только БОГ, удел остальных – мнение
Назначение мышления – пробуждать мысль
Слайд 15

ПАРМЕНИД Главное – раскрыть содержание ЕДИНОГО БЫТИЯ как оно есть ЕДИНОЕ

ПАРМЕНИД

Главное – раскрыть содержание ЕДИНОГО БЫТИЯ как оно есть
ЕДИНОЕ не возникало,

единородно, незыблемо, недвижимо, вечно, повсеместно наполнено, не знает пустот
Уподобляет каменному шару
Шарообразность – символ совершенства
ВСЕ СУЩЕЕ РАВНЫМ ОБРАЗОМ ПРИОБЩЕНО К БЫТИЮ
Только БЫТИЕ ЕСТЬ, и никогда НЕ ЕСТЬ НИЧТО
МЫСЛЬ И БЫТИЕ ОДНО (принцип тождества мышления и бытия)
Есть только то, что мыслимо, а что немыслимо – не сеть
Слайд 16

ПАРМЕНИД С Парменида начинают исчислять традицию доказательства мысли. Достоянием мышления становится

ПАРМЕНИД

С Парменида начинают исчислять традицию доказательства мысли.
Достоянием мышления становится то,

над чем мысль проделала свою работу, что ею освоено – помыслено.
Мысль, доказавшая свою состоятельность, может считать себя знанием
Знание и мнение – два пути человеческого познания
Мнение – путь кажимости, представления
Знание – путь, открывающий истину
Разделение знания и мнения – разница между свидетельствами разума и чувств
Которое раскрывает себя как оно есть и как оно есть из опыта человеческого самоутверждения
На пути знания ВСЕ открывается как ОДНО
Относительность человеческих мнений не мешает Пармениду оставить место всего лишь вероятному
Слайд 17

ГЕРАКЛИТ

ГЕРАКЛИТ

Слайд 18

ОБЩЕЕ У ДОСОКРАТИКОВ 1. Общность ведущей темы мышления – космогоническая тема

ОБЩЕЕ У ДОСОКРАТИКОВ

1. Общность ведущей темы мышления – космогоническая тема о

возникновении и устройстве мироздания
2.Представление о становлении мира как переходе от ХАОСА К КОСМОСУ
3.Выделение проблемы подлинного БЫТИЯ
4.Интуиция подлинного бытия как ЕДИНОГО, недостоверность МНОГОГО
5.Истинное знание достигается УМОЗРЕНИЕМ
6.Философское знание и получаемое им знание служит совершенству и улучшению человека, его природы
7.Философия не отделена ни от других умений или позитивных знаний (напр., от религии), ни от опыта самой жизни
Слайд 19

СОКРАТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ – СМЕНА ЭПОХ МЫШЛЕНИЯ Софистика Главной силой переворота, произведенного

СОКРАТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ – СМЕНА ЭПОХ МЫШЛЕНИЯ

Софистика
Главной силой переворота, произведенного софистикой, является

новой онтологической основы всех суждений и смыслов, новый вид бытия
Поворот сознания от МИРОЗДАНИЯ к ЧЕЛОВЕКУ
Протагор: Человек есть мера всех вещей
Пересмотр общепринятого
Истиной становится все, что оправдывает себя в моем существовании
ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ИСТИНЫ – истиной становится все то, что мной принимается за истину – РЕЛЯТИВИЗМ
Слайд 20

СОКРАТ 470 – 399 ДО Н.Э.

СОКРАТ 470 – 399 ДО Н.Э.

Слайд 21

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА Истина совпадает со стремлением к БЛАГУ Познай самого себя

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Истина совпадает со стремлением к БЛАГУ
Познай самого себя
Беседа, диалог, взаимная

полемика
2 пути понимания БЛАГА:
1) В качестве воплощения блага рассматривают ЗАКОНЫ
2) следовать ВОЛЕ БОГА, являющегося источником блага и справедливости
Слайд 22

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА Способность мыслить и понимать важнее того, что что нами

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Способность мыслить и понимать важнее того, что что нами понято

и составляет наш «взгляд на вещи»
Поиск достовернее знания
Сократа возмущает претензия софистов на знание (я знаю, что ничего не знаю)
Способность размышления – единственное, чем располагает человек
Подлинным духом мышления становится ИРОНИЯ
Принцип относительности истины – релятивизм возникает в качестве противовеса какому-либо виду ДОГМАТИЗМА
Метод мышления – МАЙЕВТИКА – (повивальное искусство)
Слайд 23

ПЛАТОН 470 – 347 ДО Н.Э.

ПЛАТОН 470 – 347 ДО Н.Э.

Слайд 24

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА Подлинная реальность имеет свой первообраз Первообраз – эйдос (идеи)

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

Подлинная реальность имеет свой первообраз
Первообраз – эйдос (идеи) – первоначало

бытия
ЭЙДОС – по гречески – вид
Идеи вечны и неизменны, бестелесны,
образуют царство идей
Можно увидеть только путем УМОЗРЕНИЯ
Слайд 25

ЛОГИКА ИДЕЯ – ПЕРВООБРАЗ ИДЕЯ – ОБОБЩЕНИЕ, РОД ИДЕЯ – СУЩНОСТЬ

ЛОГИКА

ИДЕЯ – ПЕРВООБРАЗ
ИДЕЯ – ОБОБЩЕНИЕ, РОД
ИДЕЯ – СУЩНОСТЬ
ИДЕЯ ЗАДАЕТ ВЕКТОР СУЩЕСТВОВАНИЯ
ИДЕЯ

ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ
ИДЕЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ БЫТИЯ
ИДЕЯ ЕСТЬ ОБЩЕЕ В ВЕЩАХ
ИДЕЯ – ЦЕЛЬ, НАПРАВЛЯЮЩЕЕ НАЧАЛО
Слайд 26

ИДЕИ И МАТЕРИЯ Идеи должны отобразиться в материи, чтобы возникло СУЩЕЕ

ИДЕИ И МАТЕРИЯ

Идеи должны отобразиться в материи, чтобы возникло СУЩЕЕ
Материя

безвидна, неопределенна и беспредельна,
лишена вида, пассивное начало
Этот мир является средней, опосредующей частью
СТАНОВЛЕНИЕ
Становление – пространство между небытием и материей
Слайд 27

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Познание как припоминание (образ пещеры) Умственное зрение – должно

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Познание как припоминание (образ пещеры)
Умственное зрение – должно быть развито
Платоновская

диалектика – способ действия, развивающий эту способность
Ступени познания:
Имя
Определение
Изображение
Знание как таковое
Подлинное бытие
Слайд 28

ТРИ НАЧАЛА ДУШИ Желающая – Крестьяне и ремесленники, добродетель – Воздержанность

ТРИ НАЧАЛА ДУШИ

Желающая – Крестьяне и ремесленники, добродетель – Воздержанность
Волевая –

Воины, добродетель – Мужество
Разумная – Философы , добродетель – Мудрость
Слайд 29

АРИСТОТЕЛЬ 384 – 322 ДО Н.Э.

АРИСТОТЕЛЬ 384 – 322 ДО Н.Э.

Слайд 30

АРИСТОТЕЛЬ Философия делится на три части: Теоретическая – цель : знание

АРИСТОТЕЛЬ

Философия делится на три части:
Теоретическая – цель : знание ради

знания (математика, физика, психология)
Практическая – цель : знание ради деятельности (этика)
Пойетическая – цель : знание ради творчества (техника, эстетика)
Слайд 31

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ – дедуктивный метод – Аналитика, всесторонний анализ предмета

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ АРИСТОТЕЛЯ

– дедуктивный метод – Аналитика, всесторонний анализ предмета


Основой аналитики служит теория аподиктического силлогизма
Слайд 32

ПЕРВЫЙ ШАГ – КАТЕГОРИЗАЦИЯ МИРА Категории – это смысловые членения действительности,

ПЕРВЫЙ ШАГ – КАТЕГОРИЗАЦИЯ МИРА

Категории – это смысловые членения действительности, логические

рубрики. Благодаря категоризации происходит первичное осмысление действительности.
Слайд 33

КАТЕГОРИИ Сущность – что? Количество – сколько? Качество – какое? Отношение

КАТЕГОРИИ

Сущность – что?
Количество – сколько?
Качество – какое?
Отношение – по отношению к

чему?
Место – где?
Время – когда?
Положение – в каком положении?
Обладание – чем обладает?
Действие – что испытывает?
Страдание – что испытывает?
Слайд 34

ЗНАЧЕНИЯ КАТЕГОРИЙ: 1) характеристики бытия 2) способы осмысления 3) формы обращения с вещами

ЗНАЧЕНИЯ КАТЕГОРИЙ:

1) характеристики бытия
2) способы осмысления
3) формы обращения с вещами

Слайд 35

АРИСТОТЕЛЬ Следующий шаг – связывание и истолкование исходных смыслов (понятий) в

АРИСТОТЕЛЬ

Следующий шаг – связывание и истолкование исходных смыслов (понятий) в суждениях.
Последовательность

суждений, благодаря которой из уже известного выводится новое знание, называется умозаключением
Слайд 36

ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ Логика - учение об основных логических законах, понятии, суждении,

ЛОГИКА АРИСТОТЕЛЯ

Логика - учение об основных логических законах, понятии, суждении, умозаключении,

доказательстве и его методах. Наука о законах мышления
Впервые изложена систематично, в виде отдельной дисциплины
1. закон исключенного противоречия
2. закон исключения третьего
3. закон тождества
Слайд 37

ОНТОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ Исходные величины бытия – единичности (вещи, явления, конкретные существа)

ОНТОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Исходные величины бытия – единичности (вещи, явления, конкретные существа)
Индивид

– исходная сущность: и вещь, и существо, и лицо.
Человеческий опыт - - основа понимания БЫТИЯ
Слайд 38

ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ В основании сущего - 4 причины: Формальная – что?

ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ

В основании сущего - 4 причины:
Формальная – что?
Материальная – из

чего?
Действующая – кем создано?
Целевая – зачем? Для чего?
могут быть сведены к двум: формальной и материальной
Определенность бытия : форма и материя
Слайд 39

ОНТОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ Форма – ведущее начало, определяющее форма внутренне присуща вещи,

ОНТОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Форма – ведущее начало, определяющее
форма внутренне присуща вещи, неотделима от

ее бытия
(ИММАНЕНТНА)
трансцендентное – логическая противоположность имманентности
БОГ– форма форм, Перводвигатель
Все существующее имеет причину в чем-то другом
БОГ -причину имеет только в себе, абсолютная энергия, чистая актуальность
Материя – заключает в себе потенциальное бытие, возможность (дюнамис)
Соединение материи и формы – ЭНТЕЛЕХИЯ (душа – энтелехия тела)
Слайд 40

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ Ориентиром служит не совершенное, идеальное, а возможно лучшее существование

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ

Ориентиром служит не совершенное, идеальное, а возможно лучшее существование
Каковы возможности

человеческого существования
Основная идея – идея счастья, оно – цель человеческой жизни, БЛАГО
ЭВДЕМОНИЗМ
Наставление мудрецов, что НАИЛУЧШЕЕ – МЕРА – приобретает вид этической системы
В основе ее – идея БЛАГО-РАЗУМИЯ.
позволяет избегнуть крайностей
Добродетельность – в душевной У-РАВНО-ВЕШЕННОСТИ
Слайд 41

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ Род добродетелей, получаемых СИЛОЙ ПРИВЫЧКИ Род добродетелей, достигаемых посредством

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ

Род добродетелей, получаемых СИЛОЙ ПРИВЫЧКИ
Род добродетелей, достигаемых посредством размышления и

обучения – ДИАНОЭТИЧЕСКИЕ
Дианойя – размышление, созерцание
Высшая форма жизни – созерцательная
Душа – элементарное начало жизни:
Вегетативная – рождение, питание, рост
Чувственная – желания.
Рациональная – познание, установление, выбор
Слайд 42

ПОЛИТИКА АРИСТОТЕЛЯ Типы государства в зависимости от количества правящих и использования

ПОЛИТИКА АРИСТОТЕЛЯ

Типы государства в зависимости от количества правящих и использования закона
Монархия

– тирания
Аристократия – олигархия
Демократия – охлократия
Лучший строй - полития
Слайд 43

КИНИЗМ Философская школа древней Греции сократовского периода Основатель – АНТИФЕН, ученик

КИНИЗМ

Философская школа древней Греции сократовского периода
Основатель – АНТИФЕН, ученик Сократа
ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

– яркий представитель
Основа – практическая мораль Сократа, неприхотливость
Признаком является пренебрежение к культуре и обычаям, переходящее в цинизм
Слайд 44

СТОИЦИЗМ Ответ на распространение идей киников Основатель ЗЕНОН из КИТИОНА СТОЯ

СТОИЦИЗМ

Ответ на распространение идей киников
Основатель ЗЕНОН из КИТИОНА
СТОЯ – название

портика
Основная идея – освобождение от влияния внешнего мира
Путь – постоянное усовершенствование мудрости, восприятия и умножения лучших достижений культуры
Идеал – просвещенный человек – мудрец,
познав истину, освобождается от мирской суеты
Слайд 45

ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.)

ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА

(5 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
Философ-стоик
Воспитатель Нерона
Философия

– практическое
руководство к управлению
государством
Слайд 46

МАРК АВРЕЛИЙ (121 – 180 гг н.э.) «Рассуждения о самом себе»

МАРК АВРЕЛИЙ

(121 – 180 гг н.э.)
«Рассуждения о самом себе»

Слайд 47

ФИЛОСОФИЯ МАРКА АВРЕЛИЯ Наибольшее внимание этике Остальные знания пропедевтические Усматривает в

ФИЛОСОФИЯ МАРКА АВРЕЛИЯ

Наибольшее внимание этике
Остальные знания пропедевтические
Усматривает в человеке три начала


душа (пневма), тело (плоть), нус (разум, интеллект)
Ведущее начало – разум (в отличие от ранних стоиков, почитающих душу)
Нужно привести разум в согласие с природой целого
Счастье возможно в согласии с всеобщим разумом
ЦЕЛЬ - достижение АПАТИИ (бесстрастия)
Слайд 48

ЭПИКУРЕИЗМ Доверяет чувственным восприятиям, поскольку другого критерия истинности мы не имеем

ЭПИКУРЕИЗМ

Доверяет чувственным восприятиям, поскольку другого критерия истинности мы не имеем
Сторонник концепции

атомизма (физика)
Цель разумной жизни - достижение счастья – эвдемонизм
в избавлении от страха смерти
Цель, Благо – в достижении удовольствия и избавлении от страдания
Слайд 49

ОБЩЕЕ В ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ Человек – это существо, смертное по своей

ОБЩЕЕ В ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТИ

Человек – это существо, смертное по своей природе.

Бессмертны только боги и герои. Главное зло – это не смерть, а страх смерти. Философы обосновывали моральный императив презрения к смерти.
Идеальным состоянием человека, которого могли достичь только мудрецы, считалось состояние АТАРАКСИИ или АПАТИИ, лишенное страха, но и философского размышления
Безмятежность духа обретается на путях философского размышления
Философские школы, признававшие бессмертие души, еще не выработали идею личного бессмертия, склонялись к идее переселения душ
Слайд 50

СУДЬБА В Др. Греции и Риме судьба понималась как рок, фатум

СУДЬБА

В Др. Греции и Риме судьба понималась как рок, фатум
Над людьми

довлеет безличный закон предопределения, который можно отдалить, но нельзя избежать
Задача философии отсюда – в том, чтобы духовно подготовить человека к принятию своей судьбы
с достоинством переносить удары
Слайд 51

ВРЕМЯ И ИСТОРИЯ Античность воспринимала время и историю циклично, а не

ВРЕМЯ И ИСТОРИЯ

Античность воспринимала время и историю циклично, а не линейно

(как в христианстве)
Идея начала и конца истории ей неведома
Эсхатологии не выработала