Философия бытия

Содержание

Слайд 2

Метафизика - учение о рациональном, умозрительном постижении первых принципов и начал

Метафизика - учение о рациональном, умозрительном постижении первых принципов и начал

бытия и познания.

1. Место онтологии как философского учения о бытии в метафизике.

Слайд 3

Аристотель приводит четыре определения метафизики: 1) исследование первых начал и причин;

Аристотель приводит четыре определения метафизики:
1) исследование первых начал и причин;


2) познание «бытия, поскольку оно бытие»;
3) знание о субстанции;
4) знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

1. Место онтологии как философского учения о бытии в метафизике.

Слайд 4

В классической философии основным постулатом метафизики выступал принцип тождества бытия и

В классической философии основным постулатом метафизики выступал принцип тождества бытия и

мышления.

1. Место онтологии как философского учения о бытии в метафизике.

Слайд 5

Знак тождества между бытием и мышлением означал, что среди множества мыслей,

Знак тождества между бытием и мышлением означал, что среди множества мыслей,

представляющих человеческие способности, есть такие, которые выводят человека за пределы субъективности, что в конечном итоге обеспечивает не только достоверность разума, но и процесс его самообоснования.

1. Место онтологии как философского учения о бытии в метафизике.

Слайд 6

Идеалы построения метафизики – создание универсальной теории. 1. Место онтологии как

Идеалы построения метафизики – создание универсальной теории.

1. Место онтологии как

философского учения о бытии в метафизике.
Слайд 7

Два этапа в классической метафизике: метафизика субстанций; метафизика субъекта. 1. Место

Два этапа в классической метафизике:
метафизика субстанций;
метафизика субъекта.

1. Место онтологии как

философского учения о бытии в метафизике.
Слайд 8

В современной философии термин «метафизика» употребляется обычно в следующих смыслах: 1.

В современной философии термин «метафизика» употребляется обычно в следующих смыслах:
1. как синоним

философии в целом;
2. как учение о рациональном познании первых принципов и начал бытия;
3. как метод познания, противоположный диалектике.

1. Место онтологии как философского учения о бытии в метафизике.

Слайд 9

Понятие онтологии (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было

Понятие онтологии (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было

использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизики.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 10

В качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его

В качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его

ввел Х. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730 г.), определив онтологию как науку о бытии вообще.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 11

Бытие интерпретировалось как: • число (Пифагор и другие), • логос (Гераклит

Бытие интерпретировалось как:
• число (Пифагор и другие),
• логос (Гераклит и его последователи),
• единое (Парменид

и его школа),
• идея (Платон),
• форма (Аристотель),
• благо (Платон),
• Бог (Августин, Фома Аквинский и другие),
• монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и другие),
• материя (Ф. Энгельс) и т. д.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 12

В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и

В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и

законов организации реальности как таковой во всех формах ее бытия – природной, духовной, социальной, человеческой и др.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 13

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще

не возникло или уже прекратило свое существование.
Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто.
Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 14

Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К

Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное).
К

материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность.
Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 15

Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материи, а

Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материи, а

идеального – понятие сознания.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 16

Основные структурные уровни организации материального бытия. В неживой природе такой ряд

Основные структурные уровни организации материального бытия.
В неживой природе такой ряд

выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естество-испытателя»).

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 17

В живой природе: протоплазма (живые молекулы) – клетка – организм (особь)

В живой природе: протоплазма (живые молекулы) – клетка – организм (особь)

– вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).
В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 18

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее.

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее.


Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 19

В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения.

В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения.


Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, – прогрессивном, регрессивном и нейтральном.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 20

Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и

Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и

революционным путем.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 21

Пространственно-временная структура бытия. Универсум – это не беспорядочный хаос, а упорядоченное

Пространственно-временная структура бытия.
Универсум – это не беспорядочный хаос, а упорядоченное

множество, в котором каждое сущее занимает определенное место.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 22

Понятие пространство обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение

Понятие пространство обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение

по отношению друг к другу.
Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

2. Категориальный аппарат онтологии: бытие, материя, развитие.

Слайд 23

Античная диалектика означает «искусство вести беседу». Сократ понимал под диалектикой искусство

Античная диалектика означает «искусство вести беседу».
Сократ понимал под диалектикой искусство обнаружения

истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога.

3. Диалектика как философская теория развития.

Слайд 24

В античности диалектика трактовалась как метод правильного мышления. В средневековье диалектика

В античности диалектика трактовалась как метод правильного мышления.
В средневековье диалектика

- логика вообще или искусство различения истины и лжи.

3. Диалектика как философская теория развития.

Слайд 25

В новоевропейский период. Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся

В новоевропейский период.
Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на

идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности.

3. Диалектика как философская теория развития.

Слайд 26

В предельно общем значении диалектика – философское учение о развивающемся бытии

В предельно общем значении диалектика – философское учение о развивающемся бытии

и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.

3. Диалектика как философская теория развития.

Слайд 27

Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. 3. Диалектика как философская теория развития.

Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории.

3.

Диалектика как философская теория развития.
Слайд 28

Основных два принципа – развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений

Основных два принципа –
развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений

реальности) и
всеобщей связи (характеризует отношения, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).

3. Диалектика как философская теория развития.

Слайд 29

3 основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, или закон

3 основные законы диалектики:
закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия

(выясняет источник процесса развития),

3. Диалектика как философская теория развития.

Слайд 30

закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и

закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и

3.

Диалектика как философская теория развития.