Философия Древнего Востока

Содержание

Слайд 2

– слияние как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозно-мифологическим

– слияние как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозно-мифологическим

мировоззрением;
духовная природа человека еще переплетена с природным содержанием, осознает себя через природные формы (синтез природного, духовного, телесного начал);
может быть охарактеризована как протофилософия, практически отсутствует философская терминология и концептуальный характер, но это первый шаг становления философии и освобождения ее от мифологических архетипов;
традиционализм;
антропологический перфекционизм;
отсутствие антропоцентризма в познании, целостность познавательной установки (единство чувственного, рационального, иррационального), более широкое понимание разума (не столько человеческая пособность, сколько космическая сила);
интравертность мышления;
преобладание онтологической проблематики над гносеологической, преобладание экзистенциальной философии (философии для жизни).

Характерные черты древневосточной философии:

Слайд 3

Варна (санскрит)- «покров», «оболочка», «цвет», «краска» Брахманы – жрецы (цветовой символ

Варна (санскрит)- «покров», «оболочка», «цвет», «краска»
Брахманы – жрецы (цветовой символ -

белый)
Кшатрии – воины (цветовой символ - красный)
Вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы (цветовой символ - жёлтый)
Шудры – низшая варна, выполнявшая самые грязные работы (цветовой символ - чёрный)

ВАРНЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Слайд 4

Самхиты – сборники гимнов, песнопений-шрути, т.е. откровения богов (Ригведа, Самаведа, Яджурведа,

Самхиты – сборники гимнов, песнопений-шрути, т.е. откровения богов (Ригведа, Самаведа, Яджурведа,

Артхарваведа)
Брахманы – мифологические, ритуальные комментарии к самхитам
Араньяки – «Лесные книги» для отшельников, идущих от «пути деяния» к «пути знания»
Упанишады (санскрит. «сидеть у ног учителя»)– диспуты, диалоги, поучения, наставления для учеников (философская часть вед)

ВЕДЫ («знание», «ведение»)

Слайд 5

Брахман Атман Дхарма Сансара Карма Рита Мокша Пуруша Пракрити Основные идеи и понятия ведической философии

Брахман
Атман
Дхарма
Сансара
Карма
Рита
Мокша
Пуруша
Пракрити

Основные идеи и понятия ведической философии

Слайд 6

Астика ортодоксальные школы (признают авторитет «Вед»)- классические даршаны индуизма Школы, основанные

Астика

ортодоксальные школы (признают авторитет «Вед»)- классические даршаны индуизма
Школы, основанные на

«Ведах»:
веданта (идеализм), миманса
Школы, не зависящие от «Вед»:
вайшешика, ньяя,
санкхья, йога (дуализм)

неортодоксальные школы (не признают авторитет «Вед»)
Джайнизм
Буддизм
Чарвака-локаята (материалистическое учение)

Направления и школы древнеиндийской философии

Настика

Слайд 7

«Джина» - победитель Тиртханкары: 24 праведника (реально существовали Паршва и Махавира)

«Джина» - победитель
Тиртханкары: 24 праведника
(реально существовали Паршва и Махавира)
4 обета:
ахимса

–не наносить вреда живому;
сатья – быть правдивым;
астейя – не воровать;
апариграха – непривязанность, отрешенность
Аджива – неживое
Джива –живое
Две секты: шветамбары (одетые в белое) – умеренные;
дигамбары (одетые пространством) – крайние
Символ джайнизма, принятый соглашением в 1974

ДЖАЙНИЗМ

Слайд 8

Основатель - царевич Сиддхартха Гаутама из племени шакьев «Трипитака» («Три корзины»)

Основатель - царевич Сиддхартха Гаутама из племени шакьев
«Трипитака» («Три корзины») -

буддийкий канон
(«Палийский канон»)
Четыре благородные истины:
1) жизнь есть страдание (дукха);
2) причина страдания – жажда жизни, жажда наслаждения;
3) для прекращения страданий необходимо уничтожение жажды жизни, отказ от желаний;
4) восьмеричный (срединный) путь: верные взгляды, верное намерение, верная речь, верное действие, верные средства жизни, верное усилие, верное направление мысли, верное сосредоточение
Конечная цель – нирвана (исчезновение, конец, блаженство, вечный покой, спасение от перерождений)
Архат – достигший состояния нирваны
Два направления: Хинаяна (Малая колесница) и Махаяна (Большая колесница)

БУДДИЗМ

Слайд 9

Конфуцианство. Кун Фу-цзы (551-479г. до н.э.) Моизм. Мо Ди (Мо-цзы) (479-ок.400

Конфуцианство. Кун Фу-цзы (551-479г. до н.э.)
Моизм. Мо Ди (Мо-цзы) (479-ок.400 г.

до н.э.)
Легизм (Фа-цзя). Шан Ян (сер. IV в. до н.э)
Даосизм. Лао-Цзы (полулегендарная личность, старший современник Конфуция). Книга «Дао- дэ цзин».

Направления китайской философии