Философия Конфуция

Содержание

Слайд 2

Философия Конфуция Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Философия Конфуция

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 3

Культурно-исторические предпосылки Китайская цивилизация Появление первых государств (III тыс. до н.э.)

Культурно-исторические предпосылки

Китайская цивилизация
Появление первых государств (III тыс. до н.э.) и письменности

(XVII в. до н.э.)
Прогресс в технологиях, население 30 млн.чел.
Эпоха «сражающихся царств» (Чжаньго) (V в. – 221 до н.э.): ослабление царской власти, феодальная раздробленность, милитаризм, упадок нравов, борьба за создание единого государства
Появление философских школ: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм (VI-IV вв. до н.э.)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 4

Пять великих китайских учителей философии: Лао-цзы, Кун-цзы (Конфуций), Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Мо-цзы Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Пять великих китайских учителей философии: Лао-цзы, Кун-цзы (Конфуций), Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Мо-цзы

Профессор РАНХИГС

Д.В. Михель
Слайд 5

Конфуций: чиновник, учитель, мудрец Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.) из Цюйфу

Конфуций: чиновник, учитель, мудрец

Кун Фу-цзы (551-479 до н.э.) из Цюйфу (современная

провинция Шаньдун)
Сын военного и наложницы, воспитывался матерью на родине ее предков
Самообразование, изучение ритуалов
Чиновник в княжестве Лу (вассал Чжоу). Неудача в попытке реформировать систему управления
Странствие по Китаю и возвращение домой
Создание системы всесословного образования
Книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»// «Аналекты») составлена учениками после его смерти
Философия в форме ответов на вопросы учеников и изречений

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 6

Древняя китайская историография о Конфуции. Сыма Цянь «Исторические записки» (Ши цзи),

Древняя китайская историография о Конфуции. Сыма Цянь «Исторические записки» (Ши цзи),

том 5

«Когда Конфуций читал исторические записи и дошел до того, как Чуский ван (царь) восстановил княжество Чэнь, он сказал: «Сколь мудр чуский Чжуан-ван! Он пренебрег интересами государства, обладающего тысячью колесниц, но придал серьезное значение одному слову»»

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 7

Конфуций о себе и об учении «Учитель сказал: «Учиться и своевременно

Конфуций о себе и об учении

«Учитель сказал: «Учиться и своевременно претворять

в жизнь — разве не в этом радость?» (Лунь Юй, I,1)
Учитель сказал: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет встал на ноги. В сорок освободился от сомнений. В пятьдесят познал волю Неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят стал следовать желаниям сердца и не преступал меры» (Лунь Юй, II, 4)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 8

Философский идеал правильной жизни Цзы Чжан спросил о правильном поведении. Учитель

Философский идеал правильной жизни

Цзы Чжан спросил о правильном поведении. Учитель ответил:

«В речах будь искренним и правдивым, в поступках— честным и уважительным, и даже если отправят тебя в страну варваров, веди себя именно так. А если в речах нет искренности и правдивости, в поступках нет честности и уважительности, то допустимо ли такое даже в родных краях, родной общине? Ты должен видеть мысленно эти принципы перед глазами, когда стоишь, и видеть их словно записанными на дышле, когда сидишь в повозке. Только тогда освоишь принципы правильного поведения» (Лунь Юй, XV, 6)
Слайд 9

Цель учения Конфуция – воспитать добродетельных и человечных людей: правителей, чиновников,

Цель учения Конфуция – воспитать добродетельных и человечных людей: правителей, чиновников,

крестьян. Пять добродетелей

Человеколюбие (Жэнь)
Мудрость / Благоразумие (Чжи)
Верность обычаям (Ли)
Добросовестность (Синь)
Правда / справедливость (И)
«Цзы Чжан спросил: «Что такое „пять хороших качеств"?»
Учитель ответил: «Это когда благородный муж добр, но не расточителен; когда он понуждает народ к труду, но не вызывает его гнева на вышестоящих; когда он желает обрести, но не ради корысти; когда он величав, но не высокомерен; грозен, но не свиреп» (Лунь Юй, XX, 2)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 10

Благородный муж (Цзюнь-цзы) как носитель всех добродетелей. Им не рождаются, а

Благородный муж (Цзюнь-цзы) как носитель всех добродетелей. Им не рождаются, а

становятся

Учитель сказал: «Благородный муж объединяет людей, не будучи пристрастным; маленький же человек пристрастен и не способен к объединению» (Лунь Юй, II, 14)
Учитель сказал: «Благородный муж медлителен в словах, но скор в делах» (Лунь Юй, IV, 24)
Учитель сказал: «Если в человеке природные стремления одерживают верх над культурой, он становится дикарем. Если культура одерживает верх над природными стремлениями, он становится книжником. Лишь при гармоничном соединении культуры и природных стремлений он становится благородным мужем» (Лунь Юй, VI, 18)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 11

Человеколюбие как высший идеал Чжун Гун спросил о человеколюбии. Учитель ответил:

Человеколюбие как высший идеал

Чжун Гун спросил о человеколюбии. Учитель ответил: «Вне

дома относись к людям, словно встретил важных гостей. Используя народ, веди себя почтительно, словно совершаешь большое жертвоприношение. Не делай другому человеку того, чего не пожелаешь себе. Не допускай вражды в государстве, не допускай вражды в семье» (Лунь Юй, XII, 2)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 12

Человеколюбие «Что же такое человеколюбие? Если ты сам хочешь твердо стоять

Человеколюбие

«Что же такое человеколюбие? Если ты сам хочешь твердо стоять на

ногах, то сделай, чтобы и другой крепко стоял на ногах. Если ты сам хочешь, чтобы твои дела шли хорошо, то сделай, чтобы и у другого они шли хорошо. Такой человек способен стать примером. О нем можно сказать — овладел искусством человеколюбия» (Лунь Юй, VI, 30)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 13

Мудрость Фань Чи спросил, в чем состоит мудрость. Учитель сказал: «Прилагать

Мудрость

Фань Чи спросил, в чем состоит мудрость. Учитель сказал: «Прилагать все

силы к тому, чтобы народ обрел чувство долга, чтить духов и божества, не приближаясь к ним, — в этом состоит мудрость» (Лунь Юй, VI, 22)
Учитель сказал: «Мудрый наслаждается водой, человеколюбивый наслаждается горами. Мудрый — в движении, человеколюбивый — в покое. Мудрый — счастливый, а человеколюбивый — долгожитель» (Лунь Юй, VI, 23)
Учитель сказал: «Не предполагать обмана и не подозревать в неискренности, но, столкнувшись с ними, сразу распознать — не в этом ли мудрость?» (Лунь Юй, XIV, 31)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 14

Сыновняя почтительность Цзы Ю спросил о сыновней почтительности. Учитель ответил: «Ныне

Сыновняя почтительность

Цзы Ю спросил о сыновней почтительности. Учитель ответил: «Ныне некоторые

называют сыновней почтительностью то, что они кормят своих родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. Если это делается без глубокого почтения к родителям, то в чем здесь разница?» (Лунь Юй, II, 7)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 15

Почтительность и государственное управление Цзи Канцзы спросил его: «Как добиться, дабы

Почтительность и государственное управление

Цзи Канцзы спросил его: «Как добиться, дабы народ

стал почтительным, преданным и старательным?» Учитель ответил: «Держитесь с ним величественно, и тогда он станет почтительным. Следуйте принципу сыновней почтительности в отношениях с вашими родителями, любите и заботьтесь о своих младших, тогда и народ станет преданным. Выдвигайте умелых и обучайте неумелых, и тогда народ станет старательным» (Лунь Юй, II, 20)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 16

Добродетельное управление государством Учитель сказал: «Осуществлять правление, опираясь на добродетель, —

Добродетельное управление государством

Учитель сказал: «Осуществлять правление, опираясь на добродетель, — это

подобно Полярной звезде. Она замерла на своем месте, а все другие звезды движутся окрест нее» (Лунь Юй, II, 1)
Цзы Лу спросил о сущности правления. Учитель ответил: «Прежде всего будь для народа примером, а уж затем предоставь ему трудиться усердно». [Цзы Лу] попросил пояснить, что значит быть примером, и Учитель сказал: «Никогда не лениться» Лунь Юй, XIII, 1)
Учитель сказал: «Направляй всю свою волю на достижение Дао-Пути, будь добродетелен, опирайся на человеколюбие, упражняйся в искусствах» (Лунь Юй, VII, 6)

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель

Слайд 17

Распространение учения Конфуция Превращение учения Конфуция в государственную идеологию при династии

Распространение учения Конфуция

Превращение учения Конфуция в государственную идеологию при династии Хань

(II в. до н.э.)
Распространение системы государственных экзаменов для чиновников и храмов в честь Конфуция
Сакрализация имени Конфуция, титул «верховный мудрец»
Кризис Конфуцианства после Революции 1911 г. и при КНР
Возрождение конфуцианства в XXI в.

Профессор РАНХИГС Д.В. Михель