Философия Нового времени 17 век

Содержание

Слайд 2

Новое время XVII век открывает следующий период в развитии философии, который

Новое время

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который

принято называть философией Нового времени. Ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.
Слайд 3

Новое время – период с XVII по XIX вв. Началом этого

Новое время – период с XVII по XIX вв. Началом этого

периода считается английская буржуазная революция, с которой происходит становление индустриального общества. Эпоха заводов, фабрик, урбанизации, могущественной техники породила и современную науку. С точки зрения мировоззрения, Новое время продолжило идеи эпохи Возрождения, но центральной проблемой философии был уже не человек, а человеческий разум, его возможности
Слайд 4

Направления Для философии Нового времени принципиальное значение играет спор между двумя

Направления

Для философии Нового времени принципиальное значение играет спор между двумя

направлениями в гносеологии :
Эмпиризм – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний;
Рационализм – направление в теории познания, которое выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Слайд 5

Фрэнсис Бэкон Фрэнсис Бэкон – английский философ, родоначальник эмпиризма и основатель

Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон – английский философ, родоначальник эмпиризма и основатель опытной

науки Нового времени
Основные работы:
«О достоинстве и приумножении наук» (глубокое преобразование массива накопленных знаний, рациональная его организация и упорядочивание)
«Новый Органон» (разработка методов получения нового знания)
«Новая Атлантида» (социальная утопия, оптимальное устройство общества, неизведанный остров, высокие технологии)
Слайд 6

Фрэнсис Бэкон Был сторонником доктрины «двойственной истины», суть которой заключается в

Фрэнсис Бэкон Был сторонником доктрины «двойственной истины», суть которой заключается в

том, что философия должна зависеть только от разума человека, хотя он может прибегать и к помощи веры, когда разум оказывается бессильным в достижении истины. Философу принадлежит заслуга разработки индуктивного метода познания.
Он включает в себя:
• наблюдение фактов;
• их систематизацию и классификацию;
• отсечение ненужных фактов;
• разложение явления на составные части и проверку фактов на опыте;
• обобщение.
Слайд 7

Фрэнсис Бэкон Ценил свой метод исследования за то, что он позволил

Фрэнсис Бэкон Ценил свой метод исследования за то, что он позволил

классифицировать факты, на которые опирается наука. Люди, считал он, не должны уподобляться паукам, которые ткут нить из самих себя; муравьям, которые просто собирают; они должны быть подобно пчелам, которые и собирают, и упорядочивают. Критикуя рационализм, Ф. Бэкон предостерегал человечество от пяти «идолов», т. Е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки. Это «идолы рода», т. Е. ориентации, свойственные человеческому роду. «Идолы пещеры» – личные суеверия, присущие отдельному исследователю. «Идолы рынка» – использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум. «Идолы театра» – те, что связаны с общепринятыми системами мышления, напр. религиозные
Слайд 8

Томас Гоббс Томас Гоббс – ученик и продолжатель философской традиции Ф.

Томас Гоббс

Томас Гоббс – ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона


решительно отвергал теологическую схоластическую философию ;
целью философии видел достижение практических результатов деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;
считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства ;
разработал теорию государства ;
первым выдвинул идею , согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный ( совместный ) договор .
Слайд 9

Основными философскими положениями Гоббса можно считать следующие: Онтологические. Мир – это

Основными философскими положениями Гоббса можно считать следующие:
Онтологические.
Мир – это

единая материальная субстанция, и никакой другой не существует. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые возникают и исчезают. Любое тело обладает протяженностью и формой, имеет длину, высоту и ширину. Мир состоит из материальных фигур, фигуры – на плоскости создаются из линий, а линии представляют собой сумму материальных точек.
2. Гносеологические.
Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» – конкретные представления, возникающие на основе чувственного опыта. Познание, начинаясь с ощущений, завершается в разуме.
3. В учении о человеке как гражданине Гоббс рассматривает отношение человека к обществу. Основное внимание он уделяет государству. Государство – «искусственное тело», возникшее на основе общественного договора с целью прекратить войну всех против всех.
Слайд 10

Джон Локк Джон Локк – представитель английского эмпиризма Мир материалистичен ;

Джон Локк

Джон Локк – представитель английского эмпиризма
Мир материалистичен ;
в

основе познания лежит только опыт (« нет ничего в мыслях человека , чего до этого не было в чувствах »);
Сознание – пустое помещение , которое в течение жизни наполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании ка к о « чистой доске », на которой записывается опыт , -Tabula rasa);
цель философии – помочь человеку добиться успеха в своей деятельности ;
идеал человека – спокойный , законопослушный , добропорядочный джентельмен , который повышает уровень своего образования и добивается хороших результатов в своей профессии ;
идеал государства – государство , построенное на основе разделения властей на законодательную , исполнительную (в том числе судебную ) и федеративную (внешнеполитическую ). Локк стал первым , кто выдвинул эту идею
Слайд 11

Рене Декарт Скептически относился к возможности построения новой науки на основе

Рене Декарт

Скептически относился к возможности построения новой науки на основе опыта.

Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может оказаться сном
обосновал ведущую роль разума в познании ;
стал автором теории дуализма , чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии ;
выдвинул теорию о научном методе познания и о « врожденных идея » .
Слайд 12

Рене Декарт Основные работы: «Мир или трактат о свете» (написан на

Рене Декарт Основные работы:
«Мир или трактат о свете» (написан на

основе идей Галилея, не опубликован при жизни)
«Рассуждение о методе» (1637)
«Размышления о первой философии» (1641) «Первоначала философии» (1644)
Самая знаменитая его работа
«Размышления о первой философии»
сразу была вызовом всей общепризнанной тогда философии как науки. Она обошла всю Европу и вызвала ряд возражений, на которые Декарт написал пространные ответы
Слайд 13

Бенедикт Спиноза не существует различия между высшей субстанцией – Богом –

Бенедикт Спиноза

не существует различия между высшей субстанцией – Богом – и

сотворенными им другими субстанциями ;
существует только одна единая субстанция , которая заключает в себе окружающий мир ( природу ) и Бога ;
природа и Бог едины ;
внешней причиной существования модусов является единая субстанция ( Природа-Бог );
они зависят от нее , подвержены изменениям , движутся во времени и пространстве