Философия в культуре Ренессанса и Реформации

Содержание

Слайд 2

Фрэнсис Бэкон — английский философ, историк,политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584

Фрэнсис Бэкон — английский философ, историк,политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был

избран в парламент. С 1617 года лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. 
Слайд 3

Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона. Существует не признанная

Бэкон создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бэкона.
Существует не признанная научным сообществом «бэконианская

версия», приписывающая Бэкону авторство текстов, известных под именем Шекспира.
Слайд 4

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор

открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью.
Слайд 5

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и

исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.
Слайд 6

Препятствия на пути познания Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих

Препятствия на пути познания

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на

пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. idola). Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра».
Слайд 7

«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни

«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни

от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».
«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».
«Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».
«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».
Слайд 8

Цитаты «Я считаю себя ловцом изображений. Для меня изображение важнее красоты

Цитаты

«Я считаю себя ловцом изображений. Для меня изображение важнее красоты живописи…Я

— это посредник выразительности на службе происшествия и случая» (Ф. Бэкон)
Слайд 9

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил

это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est).
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
Бэкон умер, простудившись во время одного из физических опытов. Уже тяжелобольной, в последнем письме к одному из своих друзей, лорду Эренделу, он с торжеством сообщает, что этот опыт удался. Ученый был уверен в том, что наука должна дать человеку власть над природой и тем улучшить его жизнь.
Слайд 10