Философия в новое и новейшее время

Содержание

Слайд 2

План урока: Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и

План урока:

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Политика и государства:

новый взгляд.
Просвещение: вера в разум и прогресс.
Становление общественных наук.
Справедливое общество и пути к нему.
Марксистское учение об обществе.
Социально-философская мысль XX в.
Слайд 3

Два периода философии Средневековья «Патристика» (IV-VIII в.) - от лат. Pater

Два периода философии
Средневековья

«Патристика»
(IV-VIII в.) - от лат. Pater –

отец.

«Схоластика» (VI- XVв.) – «школьная
философия»)

Система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства
Постепенно соединила теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся нам доводы разума обоснование веры.

Слайд 4

Средневековая философия Патристика Философское осмысление христианской догматики Проблема триединства Бога Проблема

Средневековая философия Патристика

Философское осмысление христианской догматики
Проблема триединства Бога
Проблема Боговоплощения
Проблема иконопочитания

Проблема теодицеи (управление миром божеством)
Зло как недостаток блага
Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения
Зло как злоупотребление свободой воли
Философия истории
Смена цикличной парадигмы линейной
История как мистическая драма
Слайд 5

Известные деятели Патристика Схоластика Климентий Александровский Григорий Нисский Августин Блаженный Иоанн

Известные деятели

Патристика

Схоластика

Климентий Александровский

Григорий Нисский

Августин Блаженный

Иоанн Златоуст

Альберт Великий

Френсис Бэкон

Фома Аквинский

Сигер Брабантский

Слайд 6

Патристика Августин. Против академиков. Августин. О порядке. Августин. Исповедь. Августин. О

Патристика

Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О граде Божием.
Боэций. Комментарии к

Порфирию.
Боэций. Утешение философией.
Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
Об именах Божиих
Таинственное богословие
О небесной иерархии
О церковной иерархии
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной веры

Основные сочинения

Аврелий Августин

Иоанн Дамаскин

Северин Боэций

Псевдо-Дионисий

Слайд 7

Схоластика Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика

Схоластика

Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология «Высшего

блага».
Пётр Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против язычников.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.

Основные сочинения

Ансельм Кентерберийский

Дунс Скот

Фома Аквинский

Пьер Абеляр

Слайд 8

Особенности Средневековой философии Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглавлялся Бог. Соответственно,

Особенности Средневековой философии

Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглавлялся Бог. Соответственно, высшим

знанием считалась теология, а философия была признана обслуживать ее интересы (становясь «служанкой» теологии).

Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат . Creatio – создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.

В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. Providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.

Основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение. Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274)

Слайд 9

Аврелий Августин Разработал теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек

Аврелий Августин

Разработал теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может

приобщаться к вере посредством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и другой путь к религии – через мышление, философствование (так называемый рациональный). Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но не в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».
Слайд 10

Философия Роджера Бэкона Стр. 28

Философия Роджера Бэкона

Стр. 28

Слайд 11

Философия Уильяма Оккама Стр. 28

Философия Уильяма Оккама

Стр. 28

Слайд 12

Взгляды Мартина Лютера Стр. 28

Взгляды Мартина Лютера

Стр. 28

Слайд 13

Фома Аквинский Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры разума внес

Фома Аквинский

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры разума внес Фома

Аквинский. Его учения составляет основу официальной доктрины католической церкви. Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил 5 доказательств существования Бога:
Слайд 14

Доказательства первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у

Доказательства

первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у каждой

вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;

второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;

третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закон мог быть только Бог;

четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;

пятое доказательство: мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

Слайд 15

Средневековые представления о человеке и общество и их кризис Античность Культ

Средневековые представления о человеке и общество и их кризис

Античность
Культ красоты

человека

Средневековье
Религиозная философия

Отрицание

Слайд 16

Кризис средневековой философии Удары по ней нанесли: Р.Бэкон (1214-1292) Разум не

Кризис средневековой философии

Удары по ней нанесли:

Р.Бэкон (1214-1292) Разум не есть вера

У.

Оккам (1285-1349) Реальность Бога нельзя доказать

М.Лютер
(1483-1546) Критика церкви

Последствия

Гуманизм

Успехи в развитии наук, поиски светских обоснований

Слайд 17

Н. Макиавелли Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышлении;

Н. Макиавелли

Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышлении; о

первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.
Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.
Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом».
Слайд 18

Английские философы Т.Гоббс Дж.Локк

Английские философы

Т.Гоббс

Дж.Локк

Слайд 19

Теория общественного договора война всех против всех Часть прав государству, чтобы

Теория общественного договора

война всех против всех

Часть прав государству,
чтобы остальные сох-
ранить за

собой

Общественный договор отрицал.
Идея разделения властей на зако-
нодательную и исполнительную

Т.Гобс

Дж.Локк

Слайд 20

Шарль Луи де Монтескьё

Шарль Луи де Монтескьё

Слайд 21

Политика и государство: новый взгляд Исходные рассуждения Гуманизм Гармоничность человека Возрастание

Политика и государство: новый взгляд

Исходные рассуждения

Гуманизм

Гармоничность человека

Возрастание роли государства

Философы

Н.Макиавелли

Т.Гоббс

Дж.Локк

Ш.Монтескье

Учение о механике,

теория «общественного договора, разделение властей»
Слайд 22

Век Просвещения – философы - просветители Исходные рассуждения Человек наиболее совершенен!

Век Просвещения – философы - просветители

Исходные рассуждения

Человек наиболее совершенен!

Достойной жизни –

да!

Загробной жизни нет!

Человек добр по природе

Достижения благополучия и богатства в реальной жизни с помощью:

Развития науки

Развития просвещения

Слайд 23

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер Французский философ Франсуа Мари Аруэ Вольтер утверждал, что

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Французский философ Франсуа Мари Аруэ Вольтер утверждал, что «Из

всех живых существ человек наиболее совершенен». Он критикует peлигиозные воззрения и требует религиозной свободы. Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и обман. Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должны стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе.
Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.
Слайд 24

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер Он мечтает о просвещенном правителе. Вольтер выражает одно

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Он мечтает о просвещенном правителе.
Вольтер выражает одно из основных

требований восходящей буржуазии - равенство людей.
Но он понимает это равенство лишь как политическое, равенство перед законом и правом.
Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества
Слайд 25

Жан Жак Руссо Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев.

Жан Жак Руссо

Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев. Он

критикует («временную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это не значит, что он отвергает науку и культуру как таковые. «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».
Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости - утверждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.
Слайд 26

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК Экономист А. Смит (1723—1790 гг.) исследовал влияние разделения

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Экономист А. Смит (1723—1790 гг.) исследовал влияние разделения труда на эффективность

производства, развил идею о труде как главном источнике общественного богатства, обосновал теорию стоимости, которую в дальнейшем использовал…
Слайд 27

Трудовое общество Общественные связи между людьми возникают на основе общественного разделения

Трудовое общество

Общественные связи между людьми возникают на основе общественного разделения труда.

Адам

Смит

Источник богатства - стремление человека
к материальному благополучию.

Условия процветания государства:
-частная собственность,
-невмешательство государства в экономику,
- свобода личной инициативы.

Основные классы общества:
-наемные рабочие(заработная плата),
-капиталисты(прибыль),
-крупные землевладельцы(рента),
Столкновения неизбежны!

Слайд 28

Взгляды Адама Смита Общественные связи между людьми на основе общественного разделения

Взгляды Адама Смита

Общественные связи между людьми на основе общественного разделения труда.
Обосновал

теорию стоимости, разработал общую теорию рынка.
Каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и наоборот, работая на других, работает на себя.
Следовательно, труд - главный источник общественного богатства.
Недостатки общественного разделения труда - усиление односторонности развития людей.
Исправить это можно путем введения всеобщего образования.
Существует три условия процветания государства:
господство частной собственности;
невмешательство государства в экономику;
отсутствие препятствий для развития личной инициативы.
Слайд 29

Социология Становление социологии как науки связано с именами О. Конта, Г.

Социология

Становление социологии как науки связано с именами О. Конта, Г. Спенсера.
Сам термин

«социология» ввел Конт (1798—1857 гг.).
Он стремился отделить научное исследование общества от «философских спекуляций», призывал изучать реальные факты общественной жизни. Конт ввел понятия «социальная статика» (состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения).
Слайд 30

На пути к научной социологии Система наук- математика-астрономия-физика- химия-биология-социология (ввел впервые)

На пути к научной социологии

Система наук-
математика-астрономия-физика-
химия-биология-социология
(ввел впервые)

Каждая наука опирается на предшествующую


и оперирует новыми понятиями.

Огюст Конт

Слайд 31

На пути к научной социологии. Герберт Спенсер Два типа общества- -«военное»-основано

На пути к научной социологии.

Герберт Спенсер

Два типа общества-
-«военное»-основано на принуждении
-«промышленное»-добровольное.

Общество не

должно поглощать личность!

Общество состоит из 3 систем:
-производящая,
-распределительная,
-регулятивная(социальный контроль
держится на страхе).

Слайд 32

Спенсер (1820—1903 гг.) первым применительно к обществу использовал понятия системы, института,

      Спенсер (1820—1903 гг.) первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры.

Он выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества. Находясь под влиянием учения Ч. Дарвина, Спенсер попытался использовать идею естественного отбора к обществу.
Слайд 33

Справедливое общество и пути к нему Томас Мор и Томмазо Кампанелла

Справедливое общество и пути к нему

Томас Мор и Томмазо Кампанелла развили

свои взгляды на идеальное общественное устройство.
Их взгляды получили название утопических (от названия книги Мора «Утопия», что означало и благословенную страну, и «место, которого нет»).
Анри Сен-Симон (1760—1825 гг.) и Шарль Фурье (1772—1837 гг.) обрисовали желаемую перспективу развития общества.
Идеи вторых основоположники марксизма назвали утопическим социализмом за то, что путь к новому обществу, по мнению французских философов, лежал через развитие производства, науки, просвещения народа.
Слайд 34

Социалистическим, как считали утописты, должно было стать общество, для которого характерны

Социалистическим, как считали утописты, должно было стать общество, для которого характерны

социальная гармония и общность интересов всех граждан, свободный творческий труд и равноправие.
Предполагалось также, что промышленное производство и сельское хозяйство будут развиваться на основе государственного планирования.
Все члены общества обязательно станут трудиться, а создаваемые ими блага будут распределяться по труду. В таком обществе будет исключена эксплуатация человека человеком.
Слайд 35

А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн критиковали современный им капиталистический строй

А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн критиковали современный им капиталистический строй как мир хаоса

и разобщенности, честолюбия и жадности, индивидуализма и эгоизма, раздоров и вражды.
Социалисты-утописты составляли проекты улучшения положения пролетариата
Слайд 36

МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ К.Маркс Ф.Энгельс

МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ

К.Маркс

Ф.Энгельс

Слайд 37

К. Маркс разработал общую теорию рынка. Ее центральной идеей была мысль

К. Маркс разработал общую теорию рынка. Ее центральной идеей была мысль о

том, что каждый, преследуя свою личную цель, помогает тем не менее выполнению общественно значимых целей.
Образ «невидимой руки рынка», олицетворяющий механизм самонастройки рыночной экономики, вошел в дальнейшем практически во все исследования и учебники, освещающие проблемы рыночного хозяйства.
Слайд 38

Воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса Отказались от господствовавшего в науке положения о

Воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса

Отказались от господствовавшего в науке положения о том,

что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей.
Признавая ее существенную роль, основоположники марксизма считали первоосновой общественной жизни и развития трудовую, производственную деятельность, направленную на удовлетворение материальных потребностей.
Проще говоря, прежде чем заниматься наукой, философией, политикой, религией, человеку необходимо есть, пить, иметь жилище и т. д.
Слайд 39

Согласно марксизму, общественное бытие определяет общественное сознание, т. е. духовную сторону

Согласно марксизму, общественное бытие определяет общественное сознание, т. е. духовную сторону жизни

общества.
Главной производительной силой любого общества являются люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками. Важную роль играют и созданные обществом средства производства (предметы и орудия труда).
Система общественных отношений определяется отношениями собственности на средства производства.
Слайд 40

Производственные отношения — это базис общества, определяющий его надстройку: государственный строй,

Производственные отношения — это базис общества, определяющий его надстройку: государственный строй, правовые

формы, политические, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения.
Маркс и Энгельс, а затем и В. И. Ленин (1870—1924 гг.), в отличие от социалистов-утопистов, считали, что только острое классовое противоборство, социальная революция могут открыть дорогу к новому строю.
Слайд 41

Социально-экономическая формация Надстройка Экономический базис Материально-техническая база Способ производства

Социально-экономическая формация

Надстройка

Экономический базис

Материально-техническая
база

Способ производства

Слайд 42

Социально-философская мысль XX в. Марксистское учение стало одним из популярных в

Социально-философская мысль XX в.

Марксистское учение стало одним из популярных в XX

в. Но оно существовало в разных вариантах:
1) радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России;
2) умеренном, реформистском - Э. Бернштейи.
Слайд 43

Направления Марксизма в ХХ веке Радикализм (В.И.Ленин) Реформизм (Э.Бернштейн)

Направления Марксизма в ХХ веке

Радикализм
(В.И.Ленин)

Реформизм
(Э.Бернштейн)

Слайд 44

Новые направления общественной мысли Технократизм Экзистенциализм Техника – решающий фактор развития

Новые направления общественной мысли

Технократизм

Экзистенциализм

Техника – решающий фактор развития

Человек свободен выйти из

жизненной ситуации
Слайд 45

Технократизм - его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного

Технократизм - его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного

развития выступают техника, производственные технологии.
Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация имеет способность к саморазвитию, постоянному прогрессу.
Особая роль в таком обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями — технократам.
Слайд 46

Экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он

Экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он

всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться.
Это может быть направленность на Бога (религиозные экзистенциалисты) или на собственную субъективность (условно говоря, атеистический экзистенциализм).
Слайд 47

Техническая цивилизация - прогресс Плюсы Минусы Прогресс Экология, бездуховность

Техническая цивилизация - прогресс

Плюсы

Минусы

Прогресс

Экология,
бездуховность

Слайд 48

Систематизируем наши знания – заполним таблицу

Систематизируем наши знания – заполним таблицу

Слайд 49

Развитие знаний об обществе

Развитие знаний об обществе

Слайд 50

Развитие знаний об обществе

Развитие знаний об обществе

Слайд 51

Развитие знаний об обществе

Развитие знаний об обществе