Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) Новый Органон (1620)

Содержание

Слайд 2

Содержание Эмпирическая методология Бэкона; Опыт как источник знаний и как основа

Содержание

Эмпирическая методология Бэкона; Опыт как источник знаний и как основа научного

метода; Эксперимент, практика, «плодоносные» и «светоносные» опыты.
Метод индукции как способ построения научной теории; Элиминативная индукция. Начало индуктивной логики.
Слайд 3

Эмпирическая методология Бэкона Эмпирический метод познания - индукция - истинное орудие

Эмпирическая методология Бэкона

Эмпирический метод познания - индукция - истинное орудие

исследования законов природных явлений, которые позволяют сделать разум адекватным природным вещам;
Новая наука должна быть рациональной переработкой фактов опыта. Посылки ее выводов - положения, основанные на понятиях, добытых посредством методического обобщения, или индукции. Предпосылку индукции образует аналитическое понимание эксперимента.
Слайд 4

Эмпирическая методология Бэкона “Всего вернее истолкование природы достигается посредством наблюдений в

Эмпирическая методология Бэкона

“Всего вернее истолкование природы достигается посредством наблюдений в

опытах” (Кн. 1, L).
“Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты (догматики), подобно паукам, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению” (Кн. 1, XCV).
Способ отыскания законов природы, когда сначала строят общие основания, а потом к ним приспосабливаются и посредством их проверяют частные выводы, есть, по Бэкону, «матерь заблуждений и бедствие всех наук».
Слайд 5

Опыт как источник знаний и как основа научного метода “Лучшее из

Опыт как источник знаний и как основа научного метода

“Лучшее из всех

доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте” (LXX);
Случайный опыт - приобретен самостоятельно, опыт-эксперимент - в ходе исследования;
Истинный метод опыта начинает с упорядоченного и систематического опыта и выводит из него аксиомы, а из построенных аксиом - новые опыты (Кн. 1, LXXXII).
Письменная фиксация опыта (Кн. 1, CI).
Слайд 6

Эксперимент, практика, «плодоносные» и «светоносные» опыты Практичное знание о мире можно

Эксперимент, практика, «плодоносные» и «светоносные» опыты

Практичное знание о мире можно получить

из опыта на основании единичных наблюдении и экспериментов;
Путь познания природы - движение от частных случаев к обобщениям (индукция);
Взаимоотношение между знанием и практикой: “извлечение причины и аксиомы из практики и опытов из причин и аксиом снова практику и опыты” (Кн. 1, CXVII);
“Плодоносные” опыты - раскрытие законов природы с помощью индуктивного метода;
“Светоносные” опыты не приносят пользы, содействуют открытию причин и аксиом, удовлетворяют стремление (Кн. 1, XCIX). Не зависят от результата, всегда достигают своей цели, решая проблему.
Слайд 7

Метод индукции как способ построения научной теории. Начало индуктивной логики После

Метод индукции как способ построения научной теории. Начало индуктивной логики

После освобождения

разума от "идолов" для восприятия природных форм следует посмотреть, какими путями, с помощью каких процедур и какого метода достижима эта цель.
Процедура исследования (указания об истолковании природы) охватывает части (Кн. 2, X):
1. Выведение аксиом из опыта;
2. Извлечение новых опытов из аксиом;
3. Применение истинной индукцию (ключ истолкования).
Слайд 8

Поиск форм - с помощью построения систематизирующих таблиц (Кн. 2, CII,

Поиск форм - с помощью построения систематизирующих таблиц (Кн. 2, CII,

XI - XIII):
1. “Таблица присутствия” (для каждой данной природы представить разуму все известные примеры, сходящиеся в этой природе)
2. "Таблица отклонения, или отсутствия в ближайшем" (примеры, которые лишены данной природы)
3. “Таблица степеней, или сравнений” (примеры, в которых исследуемая природа присутствует в большей и в меньшей степени).
Слайд 9

Слайд 10

Элиминативная индукция Индукция путем элиминации (исключения) постигает форму (суть явлений); В

Элиминативная индукция

Индукция путем элиминации (исключения) постигает форму (суть явлений);
В таблицах

присутствия, отсутствия и степеней исследователь должен исключить, или элиминировать, отдельные природы (свойства) присущие и не присущие теплому телу, свойства, присущие холодному телу, и свойства, остающиеся неизменными при увеличении тепла (Кн. 2, XVI);
Процесс исключения опирается на аргументацию;
"Первый сбор урожая" - гипотеза, сочетающейся с данными, изложенными в трех таблицах и оцененными путем отбора и исключения;
Из имеющейся гипотезы выводят факты, затем проводят эксперименты в разных условиях с целью проверить, подтвердятся ли факты, предполагаемые гипотезой.
Слайд 11

Пример исключения, или отбрасывания, природ от формы теплоты 1. Посредством солнечных

Пример исключения, или отбрасывания, природ от формы теплоты

1. Посредством солнечных лучей:

отбрось элементарную природу (земное).
2. Посредством обычного огня и особенно посредством подземных огней: отбрось природу небесных тел.
3. Посредством нагревания всякого рода тел (минералы, растительные тела, внешние части животных, вода, масло, воздух и остальные) приближением к теплу: отбрось особенность или тонкость строения тел.

14. Посредством возникновения тепла от трения тел: отбрось первоначальную природу (исключается понимание теплоты как особой субстанции ("теплорода"), диффундирующей через природу тел) (Кн. 2, XVIII).
Слайд 12

Заключение Философия Бэкона соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами аналитического

Заключение

Философия Бэкона соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами аналитического метода,

эмпиризм – с широкой программой реформы всего интеллектуального мира.
В “Новом органоне” излагается учение о методе познания, концепция индукции как способа рационального анализа и обобщения опытных данных, долженствующая радикально усовершенствовать все научные исследования и дать им ясную перспективу.
Бэкон выразил устремления новой науки. От него берет начало материалистическая традиция в философии Нового времени и то направление исследований, которое впоследствии получило название «философия науки».