Институты хаоса в социальном порядке

Содержание

Слайд 2

План лекции Появление героя Размышление о герое Герой и государство Предчувствие

План лекции

Появление героя
Размышление о герое
Герой и государство
Предчувствие

Слайд 3

Семантическое поле Хаос Космос Беспорядок Детерминированность Разнообразие Порядок Неясность Случайность Однообразие Определенность Непредсказуемость Ясность Предсказуемость Неопределенность

Семантическое поле

Хаос

Космос

Беспорядок

Детерминированность

Разнообразие

Порядок

Неясность

Случайность

Однообразие

Определенность

Непредсказуемость

Ясность

Предсказуемость

Неопределенность

Слайд 4

Появление героя Г. Сатаров. Как возможны социальные изменения/ Общественные науки и современность. 2006, №3

Появление героя

Г. Сатаров. Как возможны социальные изменения/
Общественные науки и современность. 2006,

№3
Слайд 5

Судебная защита хаоса 12 июня 1996 г., Федеральный суд в Пенсильвании:

Судебная защита хаоса

12 июня 1996 г., Федеральный суд в Пенсильвании: «Точно

также, как сила Интернета – это хаос, сила нашей свободы определяется хаосом и какофонией неограниченной свободы слова, которая защищается первой поправкой к Конституции.
26 июня 1997 г. «конституционное право на хаос» поддержано Верховным судом США.
Июнь 2000 г.: очередная атака на хаос пресечена апелляционным судом в Филадельфии.

http://www.ciec.org/decision_PA/decision_text.html

Слайд 6

Фундаментальность порядка Мэри Дуглас: «… конечно, томление по твердости присуще всем

Фундаментальность порядка

Мэри Дуглас: «… конечно, томление по твердости присуще
всем нам. Это

заложено в нашей человеческой природе –
стремится к жестким линиям и ясным концепциям.»


Бергер и Лукман: «Внутренняя нестабильность человечес-кого существования вынуждает его к тому, чтобы человек сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения.»

Макс Вебер: «Внутренняя психологическая ориентация на подобные регулятивные явления (обычай и привычка) содержит в себе самой очень заметные явления торможе-ния, направленные против «инноваций», и каждый может наблюдать этот факт когда угодно в своем повседневном опыте…»

Слайд 7

Гимн хаосу Мэри Дуглас: «… подразумевается, что беспорядок неограничен, в нем

Гимн хаосу


Мэри Дуглас: «… подразумевается, что беспорядок неограничен, в нем

не реализован ни один образец, но его потенциал выработки образцов неопределенно велик. Поэтому, хотя мы и стремимся к порядку, мы не можем просто осудить беспорядок. Мы понимаем, что он разрушителен для существующих образцов, но мы также признаем его потенциал. Он символизирует одновременно и опасность, и силу.»
Слайд 8

Космогонии: Хаос и Космос Месопотамия Древний Египет Общее: происхождение Космоса (порядка

Космогонии: Хаос и Космос

Месопотамия Древний Египет

Общее: происхождение Космоса (порядка из Хаоса)
Различие: отношение

к Хаосу
Слайд 9

Миф о трикстере Нарушение всевозможных табу Разрыв с действующим социальным порядком,

Миф о трикстере

Нарушение всевозможных табу
Разрыв с действующим социальным порядком,

пародирование его
Нарушение социальных иерархий
Хаотический поиск себя (гимн случайности)
Превращение в культурного героя

Кереньи: «… дух беспорядка, противник границ… Беспорядок – неотъемлемая часть жизни, а Трикстер – воплощенный дух этого беспорядка.»

Слайд 10

Тойнби: «Уход-и-возврат» Апостол Павел Будда Конфуций Игнаций Лойола

Тойнби: «Уход-и-возврат»
Апостол Павел
Будда
Конфуций
Игнаций Лойола

Слайд 11

Деревенские дураки Племя эханзу (Танзания) по описанию Виржинии Эддам: «Если в

Деревенские дураки

Племя эханзу (Танзания) по описанию Виржинии Эддам:
«Если в ожидаемое время

дождь не случается, эханзу подозревают в этом колдовское вмешательство. Чтобы нейтрализовать колдовство, они берут дурачка и посылают его бродить в лесных зарослях. В процессе своих скитаний по лесу он бессознательно разрушает действие колдовских чар.»

Д.С.Лихачев: «Что такое древнерусский дурак? Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай … разоблачитель и разоблачающийся одновременно, нарушитель знаковой системы, человек, ошибочно ею пользующийся.»

Слайд 12

Шуты Возможность говорить правду принципалам Свидетельства того, что шуты занимали высокие

Шуты

Возможность говорить правду принципалам
Свидетельства того, что шуты занимали высокие административные

посты: (Coquinet le fou de Bourgogne, Шико у Генриха III в изложении Филиппа Эрланже)
Уникальность джокера в колоде карт

Даркевич: «Концепции мира упорядоченного и рационального шут противопоставлял свое видение мира – хаотичного и абсурдного.»

Слайд 13

Сатурналии и праздник Заккеев Общее: переворачивание и пародирование традиционного социального порядка

Сатурналии и праздник Заккеев

Общее: переворачивание и пародирование традиционного социального порядка

Слайд 14

Праздники дураков Шуты, объединенные в цеха Взаимодействие с властями и защита

Праздники дураков

Шуты, объединенные в цеха
Взаимодействие с властями и защита

Свобода критики (кроме короля)
Перевернутая социальная иерархия, избрание «короля дураков»
Пародирование социальных установлений
Слайд 15

Праздники и теория катарсиса Циркулярное послание парижского факультета богословия от 12

Праздники и теория катарсиса

Циркулярное послание парижского факультета богословия от 12 марта

1444 г.

«… глупость (шутовство), которая является нашей второй природой и кажется прирожденной человеку, могла бы хоть раз в году изжить себя. Бочки с вином лопнут, если время от времени не открывать отверстия и не пускать в них воздуха. Все мы, люди, - плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха божьего. Нужно дать ему воздух, чтобы оно не испортилось. Поэтому мы и разрешаем себе в определенные дни шутовство (глупость), чтобы потом с тем большим усердием вернуться к служению господу.»

Слайд 16

Скоморохи на Руси Фомицин: «Дурак (шут, скоморох), независимо от потешной роли

Скоморохи на Руси

Фомицин: «Дурак (шут, скоморох), независимо от потешной роли своей,

иной раз становился суровым и неумолимым обличителем лжи, коварства, лицемерия и всяких пороков, нередко только таким путем доходивших до ведения господина.»

Д.С.Лихачев: «Смысл древнерусских пародий заключается в том, чтобы разрушить значение и упорядоченность знаков, обессмыслить их, дать им неожиданное и неупорядоченное значение, создать неупорядоченный мир, мир без системы, мир нелепый, дурацкий, - и сделать это по всем статьям и с наибольшей полнотой.»

Слайд 17

Юродивые на Руси Иосифом Сюррен, иезуит из Бордо, XVII век: «Не

Юродивые на Руси

Иосифом Сюррен, иезуит из Бордо, XVII век:
«Не должна

моя песнь описывать
Великую бездну, куда я сошел –
Там нет ни дна, ни берега,
И мало понятно я мог бы сказать,
Вернувшись из того благого крушения.
Я хочу говорить пред лицом королей,
Хочу дикарем в этом мире казаться
И презирать его точный закон.
Хочу лишь безумию следовать
Христа, в оный день на кресте
Потерявшего вольно и честь вместе с жизнью,
Отдавшего все, чтобы осталась любовь.»

Г.Федотов: «Юрод» и «похаб» – эпитеты, безразлично употребляв-шиеся в Древней Руси, – по-видимому, выражают две стороны надругания над «нормальной» человеческой природой: рациональ-ной и моральной.»

Слайд 18

Юродство и шутовство царей Д.С.Лихачев: «Затеянная Грозным опричнина имела игровой, скомороший

Юродство и шутовство царей

Д.С.Лихачев: «Затеянная Грозным опричнина имела игровой, скомороший характер.

Опричнина организовывалась как своего рода монастырь с монашескими одеждами опричников как антиодеждами, с пьянством как антипостом, со смеховым богослужением, со смеховым чтением самим Грозным отцов церкви о воздержании и посте во время трапез-оргий, со смеховыми разговорами о законе и законности во время пыток и т.д.»

Всешутейший приказ Петра I

Слайд 19

Искусство (средние века) Норберт Элиас: «Искусство минизанга в XII в. расшатывало

Искусство (средние века)

Норберт Элиас: «Искусство минизанга в XII в. расшатывало традиционную

систему отношений между мужчинами и женщинами в рыцарском слое не только содержанием песен, но даже фактом своего существования.»
Слайд 20

Искусство (XX век) Лотман: «Искусство расширяет пространство непредсказуемого – пространство информации

Искусство (XX век)

Лотман: «Искусство расширяет пространство непредсказуемого – пространство информации и,

одновременно, создает условный мир, экспериментирующий с этим пространством и провозглашающий торжество над ним»
Слайд 21

Искусство – роль генератора хаоса Г.Федотов: «Пикассо и Стравинский в духовном

Искусство – роль генератора хаоса

Г.Федотов: «Пикассо и Стравинский в духовном мире

значат тоже, что в социальном Ленин и Муссолини. Но зачинатели и пионеры – это они, а не политические вожди, которые делают последние выводы в самой последней, то есть низшей сфере деятельности.»

Бенедетто Кроче: «Всякий, кто обладает чувством исторической последовательности, идеологические источники фашизма может найти в футуризме – в его готовности выйти на улицы, чтобы навязать свое мнение и заткнуть рот тому, кто с ним не согласен, в его отсутствии страха перед битвами и мятежами, в его жажде порвать со всяческими традициями и в том преклонении перед молодостью, которым отличен футуризм.»

Слайд 22

Примеры институтов хаоса Агональные игры Азартные игры Гадания Дуэли Выборы

Примеры институтов хаоса

Агональные игры
Азартные игры
Гадания
Дуэли
Выборы

Слайд 23

Размышление о герое

Размышление о герое

Слайд 24

Легендирование Общение с предками Общение с богами Магические ритуалы Судьба Развлечения Состязания __________

Легендирование

Общение с предками
Общение с богами
Магические ритуалы
Судьба
Развлечения
Состязания __________

Слайд 25

Практическое использование Провидение будущего Принятие решений Определение лидеров Отправление правосудия Разрешение конфликтов Выбор направлений развития _____________

Практическое использование

Провидение будущего
Принятие решений
Определение лидеров
Отправление правосудия
Разрешение конфликтов
Выбор направлений развития _____________

Слайд 26

Элементы генеалогии Хаоса Природа элементарных частиц Спонтанная активность нейронов Случайные механизмы

Элементы генеалогии Хаоса

Природа элементарных частиц
Спонтанная активность нейронов
Случайные механизмы биологической эволюции
Хаос

экономических микровзаимодействий
Политическая конкуренция

Что объединяет?

Слайд 27

Пример индейцев наскапи Д.Старк: «Каждый вечер во время сезона охоты индейцы

Пример индейцев наскапи

Д.Старк: «Каждый вечер во время сезона охоты индейцы наскапи,

жившие на полуострове Лабрадор, держа над огнем лопатку канадского оленя карибу, определяли, куда завтра отправиться за дичью. Рассматривая следы копоти на ней, шаман указывал группе охотников направление охоты.
Таким образом, индейцы наскапи вводили в свои действия элемент случайности, позволявший избежать давления краткосрочной рациональности, которая заставляет предполагать, что наилучший способ найти дичь завтра, - поискать там же, где ее нашли сегодня.»
Слайд 28

Тезис 1 Принципиальная непредсказуемость, неопределенность будущего может преодолеваться только с помощью случайных механизмов.

Тезис 1

Принципиальная непредсказуемость, неопределенность будущего может преодолеваться только с помощью случайных механизмов.


Слайд 29

Функции Хаоса Расшатывание решетки социального порядка для обеспечения возможности социальных изменений

Функции Хаоса

Расшатывание решетки социального порядка для обеспечения возможности социальных изменений
Адаптация к

непредсказуемому будущему
Генерация новых ресурсов
Поиск новых направлений развития __________________
Слайд 30

Тезис 2 Возможность изменений социального порядка содержится в самом социальном порядке.

Тезис 2

Возможность изменений социального порядка содержится в самом социальном порядке. Эта

возмож-ность может быть поименована термином случайность (хаос, беспорядок). Социальный порядок содержит в самом себе структуры (роли, функции, институты, поля), предназначенные для поддержания, воспроизводства случайности. В той мере, в какой социальный порядок способен защищать эти структуры, в той же мере он содержит в себе возможность социальных изменений, адаптации и развития