Содержание
- 2. Составить точное представление о древней религии тысячелетнего Китая достаточно трудно. Хотя древние мифические представления китайцев были
- 3. Древняя религия китайцев представляется стройной системой во главе которой стоит почитание Неба (ян). Прослеживаются из некоторых
- 4. С ним связано и появление многих природных явлений. Его вдох – это ветер, выдох – гром
- 5. Ян – стихия Неба, олицетворявшая собой все светлое и возвышенное, а также символизировала мужское начало. Инь
- 6. Конфуцию предписывают создание книги Ши-цзын и еще несколько более мелких литературных творений, которые известны и почитаемы
- 7. Ши-цзин («Книга песен») — один из древнейших памятников китайской литературы. В классическом виде содержит 305 народных
- 8. Сыном Неба, по представлениям древних китайцев, являлся и первый император Шань-ди. Главенствующая роль Шань-ди над другими
- 9. Так или иначе, для китайской мифологии характерна замена божеств и мифологических существ на полумифических исторических лиц.
- 10. Чан э. Богиня Луны.
- 11. Дух земли. Шэньнун.
- 12. Дракон Ли – божество моря.
- 13. Небо, как божество не имеет какого-либо изобразительного воплощения, т.е. не предстает нам в каком-либо антропо-или зооморфном
- 14. Напротив засухи или наводнения, эпидемии, войны, неурожаи воспринимались как гнев Неба. В последнем случае требовались дополнительные
- 15. Государственное устройство, общественные взаимоотношения понимались как часть природы. Небо, власть (правящий император) и народ должны были
- 16. Сбой в нормальном течении жизни свидетельствовал о нарушение этой гармонии и необходимости ее восстановить. Расположение сердец
- 17. Почитались и духи предков, а также духи великих мудрецов, правителей, поэтов и т.д. Развитый культ предков
- 18. Души предков представлялись в виде не материализованной субстанции, т.е. не имели какого-либо воплощения были духами, витавшими
- 19. Худшим из зол, признаком проклятья, считалось отсутствие у человека потомства, прежде всего сыновей, как продолжателей рода.
- 20. На этой основе ранних религий возникли религиозно-философские системы ставшие идеологией средневековья.
- 21. Складывание феодального общества с характерной для него сословной структурой происходит в Китае еще в 7-5 вв.
- 22. Началась не затихавшая столетия междоусобица, в ходе которой происходило ослабление одних родов и княжеств и возвышение
- 23. Формируется несколько основных сословий. Это наследственные аристократы, князья больших и малых уделов, носившие титулы гун, хоу,
- 24. Значительной была и прослойка наследственных аристократов, не имевших собственных земельных владений - да-фу. Основным их козырями
- 25. По своей сути это рыцарское сословие, представители которого нанималось на службу к удельным князьям. Сформировалась и
- 26. После того, как в непрекращающихся феодальных усобицах подвергся значительному физическому истреблению слой да-фу, неименитые служилые ши
- 27. Постепенно остатки да-фу и ши кристаллизуются в более однородное сословие ши, под которым в средневековом Китае
- 28. При этом представители сословия ши строго соблюдали не писанный, но уже сформировавшийся в их среде кодекс
- 29. Со временем на повестку дня встает вопрос об объединении страны. За роль центра такого объединения начинают
- 30. Хотя династия основанная Цинь Шихуанди просуществовала недолго, это был исторический успех. Именно в эту эпоху складываются
- 31. В биографии Лао-цзы, основателя даосизма, достаточно много белых пятен. Известно, что он родился в 604 г.
- 32. Возможно о нем вообще бы забыли, если бы он не оставил после себя сочинения Дао-де или
- 33. В своих рассуждениях Лао-цзы ссылается на обычаи древности, т.е. на древние представления ранних религий. Он представляет
- 39. БО ЦЗЮЙ-И Читая Лао Цзы «Кто говорит – ничего не знает, знающий – тот молчит» Эти
- 40. Дао не подчиняется ничьей воле и никаким законам, потому, что он сам есть закон и с
- 41. Многознание, излишнюю ученость Лао-цзы считал даже вредной, потому что она отвлекает силы разума на познание внешнего,
- 42. Главным тезисом Лао-цзы было невмешательство человека в совершенное течение жизни. Нужно было наблюдать за природой, за
- 43. Зародившееся примерно в 15 столетии н.э. религиозное течение даосизм, хотя и заимствовало свое название от учения
- 44. Религиозный мистицизм Лао-цзы опередил дух своего времени, но в руках его последователей его учение было преобразовано
- 45. Восемь бессмертных – восемь могущественных духов даоского пантеона: Люй Дунбинь – покровитель литературы и парикмахеров. Считается
- 47. Даосизм имеет духовенство, монахов и своего главу церкви великого Ламу, который, однако, авторитетен только в религиозных
- 48. Даосами разработаны и некоторые системы медитации, совершенствования и раскрытия внутреннего потенциала человека, оздоровительные методики. Они очищают
- 49. Священными для них являются пять веществ-стихий: вода, огонь, земля, дерево, металл, светила (Луна, Солнце). Почитаются ими
- 50. Даосизм явился как бы симбиозом между развитой религиозной философией и традиционными верованиями народа, шаманизмом. Он так
- 51. Складывание такой религиозно-философской системы как конфуцианство тоже связано с жизнью и деятельностью конкретной исторической личности. О
- 52. Биография Конфуция достаточно хорошо известна. Род Кон был весьма значительным и как принято считать даже княжеским.
- 53. Молодость Конфуция пришлась на неспокойное время постоянных междоусобиц и войн, интриг и дворцовых переворотов. Посвятить себя
- 54. Конфуций был уже 35-летним опытным служащим, когда в царстве Лу, где он проживал, произошла большая смута.
- 55. Но вскоре расположение правителя к Конфуцию сменилось равнодушием и враждебностью и ему пришлось вновь покинуть царство
- 56. За эти годы он объездил различные провинции Китая, вращаясь как в высших кругах, так и среди
- 57. Уже в конце жизни в возрасте 70 лет, благодаря протекции одного из своих учеников, Конфуцию удалось
- 58. Именно древность он считал идеалом, неким «золотым веком», когда торжествовали справедливость и порядок. Поэтому в своих
- 59. Конфуцианство логичнее назвать не религией, а философией, тем более, что сам Конфуций не чуждался традиционных религиозных
- 60. Что касается значения его личности, то для китайцев он одна из самых почитаемых персон. Прежде всего,
- 61. Социальные обязательства каждого человека, по Конфуцию представлены пятью главными обязанностями. Первая из них – это почтение
- 62. В свою очередь определенные обязанности были наложены и на тех, кому вверялись бразды управления. Старшие в
- 63. Небо играет очень важную роль в конфуцианском учение. Оно определяет судьбу конкретного человека и судьбы страны
- 64. Он должен был быть примером мудрости, благочестия, гуманности. И хотя тезис о возможности смещения не соответствующего
- 65. Конфуций считал, что если устроить государство и семью справедливо и правильно и каждому занять должное место
- 66. Совершенное устройство общества, где каждый безупречным выполнением своих обязанностей обеспечивает благоденствие всех, стало нравственным идеалом китайского
- 67. Нашли свое отражение идеи Конфуция и в семейном воспитании, официальной педагогике.
- 68. Конфуций пользовался авторитетом и уважением еще при жизни. После смерти его образ стал предметом поклонения. Во
- 69. Во время династии Сун (10-13 вв.) был узаконен обряд поминовения Конфуция на его могиле, причем в
- 70. Конфуцианство называют еще официальной религией. Не случайно большинство учеников Конфуция были людьми практической деятельности, управленцы, ученые.
- 76. Собрав древние мифологические представления китайского народа и обобщив их в книгах Ши Цзин Конфуций наладил, осуществил,
- 77. Значительное распространение в Китае получил и буддизм, проникший сюда на рубеже тысячелетий. Учитывая уживчивость, не категоричность,
- 78. Сложилось единство «трех религий» даосизма, конфуцианства и буддизма, в котором каждое учение как бы дополняло два
- 79. Под влиянием этих «трех религий» сложилась своеобразная уникальная духовная культура, процветавшая не только в самом Китае,
- 80. Проникновение буддизма и складывание даосских и конфуцианских культов дало определенный толчок развитию китайской архитектуры. Типичными для
- 81. По той же технологии строились и гражданские сооружения. Постройки часто окружали сады.
- 82. Архитектурные сооружения эпохи средневековья представлены различными видами храмов. Грандиозными сооружениями были буддийские храмы, вырубленные в скалах.
- 83. Камень шел обычно на массивный, поднятый над землей фундамент, на котором как на площадке сооружали храм.
- 84. Города в Китае строились согласно планам. Неспокойное время требовало обносить их мощными стенами, рвами и валами.
- 85. Традиционная устремленность китайцев к природе способствовала складыванию техники фен-шуй (что значит ветер и вода). Это было
- 86. Архитектурные ансамбли обязательно дополнялись парками, беседками, различными видами зеленых насаждений. Даже маленькие частные усадьбы обязательно имели
- 87. Созерцание природы по представлениям китайцев облагораживало душу человека. Эта традиция создания искусственных природных зон была воспринята
- 88. Самым известным архитектурным сооружением китайских архитекторов является Великая китайская стена, протянувшаяся на десятки километров.
- 89. В эпоху Мин (14-17 вв.) в Пекине был возведен новый дворцовый комплекс площадью более 17 кв.
- 90. Тесно связанной с архитектурой была скульптура. С приходом и распространением буддизма популярной в храмовом строительстве становится
- 91. Чрезвычайно развиты мелкие формы пластики, миниатюрные изображения людей, мифических существ, служат оберегами, украшениями, декорируют бытовые вещицы.
- 92. Скульптура нашла свое применение и в погребальном обряде, когда в погребение умерших обязательно помещали фигурки различных
- 93. Крупнейшим подобным погребальным комплексом, где обнаружено несколько тысяч таких фигур, ни одна из которых не повторяет
- 94. Созерцанием природы стремлением любоваться ее красотой и совершенством, выражать через явления природы настроение и чувства человека
- 95. Кроме поэзии были распространены различные прозаические жанры, например описания географических путешествий, как по самому Китаю, так
- 96. Развит был и жанр исторических описаний. Особое внимание уделялось описанию деяний императоров и императорских династий, а
- 97. Создавались и драматические произведения, особенно много их было написано в эпоху Мин (14-17 вв.). Одним из
- 98. При постановке пьес на сцене использовали традиционную музыку, красочные костюмы, пантомиму, акробатику и др. виды искусств.
- 99. Бережно относились китайцы и к своему фольклору. В эпоху Мин, характеризующуюся ростом национального самосознания, получил распространение
- 100. Еще в 3-4 в. н.э. была создана специальная Музыкальная палата, назначением которой было собирать народные песни.
- 101. Отношение китайцев к музыке было поистине трепетным, что связывают с особенностями китайского языка, когда произнесенное с
- 102. Правительство покровительствовало музыкантам. Еще в 8 в. была открыта государственная консерватория «Грушевый сад». Были популярны струнные
- 103. Музицировали в домашних помещениях, но особенно любили устраивать концерты на открытом воздухе, в окружение природы. Довольно
- 104. Необыкновенна и своеобразна китайская живопись. Для европейца она покажется слишком простой и однообразной. Но в Китае
- 105. Главным героем, моделью китайских живописцев, как и китайских поэтов, была природа. Внимательное отношение к природе созерцание
- 106. Естественно, что они стремились запечатлеть отдельные виды, картины, сюжеты и на полотне, чтобы любоваться картинами природы
- 107. К 9-10 вв. сложились три основных жанра: портретная живопись, пейзажная живопись и жанр птицы-цветы.
- 108. Популярными сюжетами в живописи людей были сцены из мифологии или священных книг различных религий, особенно сцены
- 109. Придворные живописцы следуя вкусам своих венценосных заказчиков предпочитали изображать сцены охоты и игр, праздников и пиршеств,
- 110. Для сюжетной живописи средневекового Китая в целом характерно постепенное вытеснение мифологических сюжетов и героев сценами реального
- 111. В эпоху Мин получили распространения так называемые «погребальные портреты» целью которых было увековечить память об умершем
- 112. В народной среде тоже популярны праздничные сюжеты, в основном празднование нового года. Здесь бытовали новогодние картинки-
- 113. Пейзажисты Китая изображали самые различные времена года, связывая их с настроениями человека. Наиболее излюбленные сюжеты горы
- 114. Особенно привлекали художников различные переходные моменты в жизни природы: смена сезонов, закат или рассвет, исчезающий утром
- 115. Китайский пейзаж не перегружен предметами, в нем значительная часть полотна остается свободной, что создает иллюзию бесконечности
- 121. Особенно любимым и популярным как в среде светской публики, так и среди простого народа был жанр,
- 122. Эти картины, как и пейзажи, был, обычно невелики по объему и так же как в пейзажах
- 123. Наиболее часто встречались «четыре благородных растения»: орхидеи, бамбук, хризантемы и дикая слива – мейхуа.
- 124. Любование цветением дикой сливы было своеобразным ритуалом у китайцев. Ее неброские цветы считались символом утонченности, благородства,
- 125. Довольно часто произведения живописцев вдохновляли поэтов. Поэтому живописные полотна, особенно в жанре цветы птицы, дополнялись поэтическими
- 126. Вообще написание и оформление текстов с помощью каллиграфии считалось самостоятельным искусством. Живопись любого жанра могла быть
- 127. Китайские живописцы оставили после себя не только прекрасные картины, но и трактаты по теории изобразительного искусства.
- 128. В Китае эпохи Мин, характеризовавшейся свержением иноземного господства и возвращения к корням, происходит настоящий расцвет народных
- 132. Популярными были промыслы изготовление тканых ковров –картин (гобеленов) и вышивка по шелку «живопись иглой».
- 133. Процветает изготовление фарфора. Сама технология изготовления, которого была придумана в Китае в первые века нашей эры.
- 134. Глазурь использовалась как фон на котором создавались жанровые, пейзажные и орнаментальные композиции.
- 135. Также использовались кобальтовая сетка и перегородчатая эмаль.
- 136. Всемирную известность приобрели китайские ткани, особенно шелковые, но и хлопчатобумажные ткани славились прочностью и разнообразием окраски,
- 137. Серьезных успехов достигли китайцы в развитие науки и техники. Из технических достижений китайцев наиболее известна «четверка
- 138. Кроме того, китайцы внесли ощутимый вклад в развитие медицины, а особенно таких методик, как лечение и
- 139. Активные странствования по миру оказали благую службу китайской географической науки, донесший до нас уникальные сведения, об
- 140. Китайцы умели и любили вести астрономические наблюдения и создали один из совершенных солнечно-лунных календарей. Вклад Китая
- 142. Скачать презентацию