Марксизм. Исторический материализм. Диалектический материализм

Содержание

Слайд 2

Марксизм Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895)

Марксизм

Карл Маркс
(1818 – 1883)

Фридрих Энгельс
(1820 – 1895) 

Диалектический материализм
(учение о

природе и познании)

У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно.
К.Маркс

Диалектика Гегеля

Материя (природа) первична, а человеческое сознание вторично (это свойство высокоорганизованной материи);
Развитие материи идет по трем законам диалектики, и это законы природы (а только потом – сознания);
Познание есть отражение действительности.

Слайд 3

Марксизм Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895)

Марксизм

Карл Маркс
(1818 – 1883)

Фридрих Энгельс
(1820 – 1895) 

Исторический материализм
(учение об обществе)

Это

распространение на общество законов материалистической диалектики.

Общественно-экономическая
формация

Конфликт

Бытие
определяет
сознание

Слайд 4

Марксизм Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895)

Марксизм

Карл Маркс
(1818 – 1883)

Фридрих Энгельс
(1820 – 1895) 

Исторический материализм
(учение об обществе)

Это

распространение на общество законов материалистической диалектики.

Развитие общества

Конфликт

Производительные силы

Производственные отношения

Новая формация

Слайд 5

Марксизм Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895)

Марксизм

Карл Маркс
(1818 – 1883)

Фридрих Энгельс
(1820 – 1895) 

Исторический материализм
(учение об обществе)

Это

распространение на общество законов материалистической диалектики.

Развитие общества

Слайд 6

Марксизм Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895)

Марксизм

Карл Маркс
(1818 – 1883)

Фридрих Энгельс
(1820 – 1895) 

Исторический материализм
(учение об обществе)

«Философы

лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»
К.Маркс «Тезисы о Фейербахе»
Слайд 7

Марксизм Карл Маркс (1818 – 1883) Концепция отчужденного труда 1) Отчуждение

Марксизм

Карл Маркс
(1818 – 1883)

Концепция отчужденного труда

1) Отчуждение от продукта труда

(он властвует над рабочим) и от внешнего мира, природы вообще.
2) Отчуждение от собственной деятельности (она воспринимается как не принадлежащая рабочему) и, в итоге, самоотчуждение.

3) Отчуждение от родовой жизни.
Родовая жизнь человека – это производственная жизнь, а для рабочего она становится лишь средством поддержания индивидуального физического существования.
«Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни».
4) Отчуждение человека от человека.

Слайд 8

Неомарксизм в широком смысле: направления, которые так или иначе использовали идеи

Неомарксизм

в широком смысле:
направления, которые так или иначе использовали идеи К.Маркса

в

узком смысле:
идеи представителей
Франкфуртской школы

30-е-60-е годы XX века

Макс Хоркхаймер
(1895 - 1973) 

Теодор Адорно
(1903 – 1969)

Герберт Маркузе
(1898 - 1979) 

Эрих Фромм
(1900 – 1980)

Слайд 9

Неомарксизм Франкфуртская школа Макс Хоркхаймер (1895 - 1973) Теодор Адорно (1903

Неомарксизм

Франкфуртская школа

Макс Хоркхаймер
(1895 - 1973) 

Теодор Адорно
(1903 – 1969)

Герберт Маркузе
(1898 - 1979) 

Эрих

Фромм
(1900 – 1980)

Главная задача – анализ современного капиталистического общества.
Хотели вернуться к Марксу как к философу, опирались на его
концепцию отчуждения.
Свою социальную теорию назвали «критической теорией».

Слайд 10

Неомарксизм Макс Хоркхаймер (1895 - 1973) Теодор Адорно (1903 – 1969)

Неомарксизм

Макс Хоркхаймер
(1895 - 1973) 

Теодор Адорно
(1903 – 1969)

Книга «Диалектика Просвещения» (1947)

Идеология

Просвещения – это «тоталитарная система».

Происходит «овеществление» человеческой личности, распространяется товарный фетишизм и т.д.
Одни мифы заменяются другими.

Теодор Адорно
(1903 – 1969)

Книга "Негативная диалектика« (1966)

Философская классика считала важнейшими категории «единство», «целостность», «тотальность», «тождество».
Нужно ставить акцент на уникальности, неповторяемости, инаковости.

Слайд 11

Неомарксизм Герберт Маркузе (1898 - 1979) Эрих Фромм (1900 – 1980)

Неомарксизм

Герберт Маркузе
(1898 - 1979) 

Эрих Фромм
(1900 – 1980)

Книги «Эрос и цивилизация»

(1955)
«Одномерный человек» (1964)

1) Цивилизация подавляет естественные наклонности человека (например, сексуальность).
2) Общество навязывает человеку ложные потребности (делает его «одномерным») и так им управляет.

3) Изменить это могут только те, кто «вне системы».
4) Необходим «Великий Отказ» - отказ от репрессивной цивилизации и всех ее ценностей.

Фрейдо-
марксизм

Гуманистический психоанализ

«Бегство от свободы» (1941)
«Анатомия человеческой
деструктивности» (1973)
«Иметь или быть?» (1976)

Слайд 12

Западная философия II пол.XIX – XXвв. - рационализм; (Новое время, Просвещение,

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

- рационализм;
(Новое время, Просвещение, немецкая классическая

философия);
- понимание истории как прогресса;
мысль, что философия занимает особое место в культуре.
- попытки понять сущность человека.

Раньше:

Разочарование

Иррационализм

А.Шопенгауэр
Ф.Ницше
С.Кьеркегор
и др.

Слайд 13

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Иррационализм Артур Шопенгауэр (1788—1860) Иммануил

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Иррационализм

Артур Шопенгауэр
(1788—1860)

Иммануил Кант


(1724—1804)

Будда

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770— 1831)

Книга
«Мир как воля и представление»
(1818)

Слайд 14

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Иррационализм Артур Шопенгауэр (1788—1860) Георг

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Иррационализм

Артур Шопенгауэр
(1788—1860)

Георг Вильгельм

Фридрих Гегель
(1770— 1831)
Основа мира – разум
(Абсолютная идея).
Основа мира – воля (Мировая воля), иррациональная жизненная сила;
в органической природе это
«воля к жизни»;
в человеке это личность.
Мировая воля слепа,
свободна, бесцельна, бессмысленна, конфликтна
Цель Абсолютной идеи –
познать саму себя
История не имеет цели и смысла,
она идет «никуда».
История есть прогресс
Слайд 15

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Иррационализм Артур Шопенгауэр (1788—1860) Георг

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Иррационализм

Артур Шопенгауэр
(1788—1860)

Георг Вильгельм

Фридрих Гегель
(1770— 1831)

Рационализм
Оптимизм

Иррационализм
Пессимизм

Слайд 16

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Иррационализм Артур Шопенгауэр (1788—1860) Жизнь

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Иррационализм

Артур Шопенгауэр
(1788—1860)

Жизнь человека

– страдание

Каков выход?
Нужно подавить в себе волю к жизни
1) Через искусство:
эстетическое созерцание
(или быть гением)
2) Аскетизм:
справедливость;
сострадание;
отказ от желаний

Самоубийство

Слайд 17

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Фридрих Ницше (1844—1900) «Философия жизни»

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Фридрих Ницше
(1844—1900)

«Философия жизни»

Что

не убивает меня, то делает меня сильнее.
Ф.Ницше «Сумерки идолов»
1. Учение о воле к власти

В культуре присутствуют
два начала:

«Дионисийское»

Слайд 18

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Фридрих Ницше (1844—1900) «Философия жизни»

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Фридрих Ницше
(1844—1900)

«Философия жизни»

Что

не убивает меня, то делает меня сильнее.
Ф.Ницше «Сумерки идолов»
1. Учение о воле к власти

В культуре присутствуют
два начала:

«Аполлоновское»

Слайд 19

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Фридрих Ницше (1844—1900) «Философия жизни»

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Фридрих Ницше
(1844—1900)

«Философия жизни»

Что

не убивает меня, то делает меня сильнее.
Ф.Ницше «Сумерки идолов»
1. Учение о воле к власти

Основа мира и главный принцип всего живого –
воля к власти.

«Что хорошо? — Всё, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть.  Что дурно? — Всё, что происходит из слабости».
Ф.Ницше «Антихрист. Проклятие христианству»

Слайд 20

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Фридрих Ницше (1844—1900) «Философия жизни»

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Фридрих Ницше
(1844—1900)

«Философия жизни»

Мораль

— это важничанье человека перед природой.
Ф.Ницше «Злая мудрость»
2. Идея переоценки ценностей

Мораль

«Генеалогия морали»

Мораль господ:
хороший=знатный;
плохой=презренный

Мораль рабов:
хороший=добрый (и глупый);
плохой=злой

восстание

Христианство

Слайд 21

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Фридрих Ницше (1844—1900) «Философия жизни»

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Фридрих Ницше
(1844—1900)

«Философия жизни»

Человек

— это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. 
Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»
3. Учение о Сверхчеловеке

Бог умер!

верблюд

Трансформации духа

лев

ребенок

Слайд 22

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Фридрих Ницше (1844—1900) «Философия жизни»

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Фридрих Ницше
(1844—1900)

«Философия жизни»

Человек

— это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. 
Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»
3. Учение о Сверхчеловеке

Бог умер!

Сверхчеловек создает себя сам,
сам создает себе ценности и мораль,
сам ставит цели.

Сверхчеловек – не реальность, а задача.

Слайд 23

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Экзистенциализм Сёрен Кьёркегор (1813 –

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Экзистенциализм

Сёрен Кьёркегор
(1813 – 1855)

Георг

Вильгельм Фридрих Гегель
(1770— 1831)

«Система», мышление, понятие,
возведенные в абсолют

Экзистенция – уникальное человеческое существование, переживаемое непосредственно

Постигаются разумом

Непостижима разумом

Слайд 24

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Экзистенциализм Сёрен Кьёркегор (1813 –

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Экзистенциализм

Сёрен Кьёркегор
(1813 – 1855)

Стадии

человеческого
существования

1

2

3

Слайд 25

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Экзистенциализм Религиозный Атеистический Карл Ясперс

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Экзистенциализм

Религиозный

Атеистический

Карл Ясперс
 (1883 – 1969)

Габриэль Марсель
(1889

– 1973)

Жан-Поль Сартр
(1905-1980)

Альбер Камю
(1913-1960)

Мартин Хайдеггер
(1889-1976)

Слайд 26

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Экзистенциализм Экзистенция (существование) есть бытие,

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Экзистенциализм

Экзистенция (существование)
есть бытие, направленное

к ничто и сознающее свою конечность.

Сущность

Жан-Поль Сартр
(1905-1980)

У человека существование предшествует сущности.

Рождение

Смерть

Обычное понимание

Экзистенциализм

Слайд 27

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Экзистенциализм Жан-Поль Сартр (1905-1980) Человек

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Экзистенциализм

Жан-Поль Сартр
(1905-1980)

Человек заброшен в

мир.

Человек обречен на свободу.

Человек есть проект самого себя.

Свобода

Ответственность

Слайд 28

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Экзистенциализм Альбер Камю (1913-1960) «Миф

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Экзистенциализм

Альбер Камю
(1913-1960)

«Миф о Сизифе.


Эссе об абсурде» (1942)

Мир

Человек


~

Абсурд

Абсурд рождается в… столкновении между призванием человека и неразумным молчанием мира.
А.Камю «Бунтующий человек»

«Бунтующий человек» (1951)

Выход - бунт

Слайд 29

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Экзистенциализм Карл Ясперс (1883 –

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Экзистенциализм

Карл Ясперс
 (1883 – 1969)

Пограничная ситуация

бытие

перед лицом смерти,
на границе между бытием
и небытием

Очищение от обыденного,
навязанного, чужого.
Постижение экзистенции,
подлинного существования

Слайд 30

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Философская антропология в широком смысле

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Философская антропология

в широком смысле

в узком

смысле

Философское учение
о человеке - любое

Философское течение, основанное в 20-ые годы XX века М.Шелером и Х.Плеснером

Макс Шелер
(1874—1928)

Арнольд Гелен
(1904—1976)

Хельмут Плеснер
(1892 – 1985)

Слайд 31

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Философская антропология Макс Шелер (1874—1928)

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Философская антропология

Макс Шелер
(1874—1928)

"Положение человека


в космосе" (1928)

Европейская культура находится в кризисе.
Причина – кризис в понимании человека.

Нужно создать целостное учение о человеке.

Первый вопрос:
в чем специфика человека?
В чем его отличие от животных?

Человек может сказать «нет»
своим побуждениям

Слайд 32

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Философская антропология Макс Шелер (1874—1928)

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Философская антропология

Макс Шелер
(1874—1928)

"Положение человека


в космосе" (1928)

Человек может сказать «нет»
своим побуждениям
(т.е. отличие человек от животных –
не в разуме)

Человек включает в себя:

1. Чувственный порыв

3. Ассоциативная память

2. Инстинкт

4. Практический интеллект

5. Дух

есть и у животных

только у человека

Слайд 33

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Философская антропология Макс Шелер (1874—1928)

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Философская антропология

Макс Шелер
(1874—1928)

"Положение человека


в космосе" (1928)

Человек может сказать «нет»
своим побуждениям
(т.е. отличие человек от животных –
не в разуме)

Человек включает в себя:

1. Чувственный порыв

5. Дух

Не имеет
собственной энергии

Управляет

Направляет

Слайд 34

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Философская антропология Арнольд Гелен (1904—1976)

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Философская антропология

Арнольд Гелен
(1904—1976)

В чем

специфика человека?

Человек – «недостаточное» существо

«Недостаточность» органов

«Недостаточность» инстинктов

Неспециализи-рованность

У человека нет «своего места»,
он не может находиться в гармонии с природой.

Слайд 35

Западная философия II пол.XIX – XXвв. Философская антропология Арнольд Гелен (1904—1976)

Западная философия II пол.XIX – XXвв.

Философская антропология

Арнольд Гелен
(1904—1976)

У человека

нет «своего места»,
он не может находиться в гармонии с природой, его существование всегда «рискованно».

Человек может существовать, только изменяя мир, делая его пригодным для жизни.

Человек создает культуру