Мораль: вина, совесть, честь, достоинство

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Мораль включает в себя: Правила поведения (побуждения или запреты) Ценности (добро

Мораль включает в себя:

Правила поведения (побуждения или запреты)
Ценности (добро и зло)
Внутренние

механизмы саморегуляции поведения человека (совесть, стыд, честь)
(страница 172 учебника)
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Этика ( от греч. – нрав, характер, обычай)

Этика ( от греч. – нрав, характер, обычай)

Слайд 9

По Аристотелю, этика – это наука, изучающая добродетели человека, проявляющиеся в его поведении (мужество, благоразумие, честность).

По Аристотелю, этика – это наука, изучающая добродетели человека, проявляющиеся в

его поведении (мужество, благоразумие, честность).
Слайд 10

Мораль – это неписанные нормы поведения, установившиеся в конкретном обществе

Мораль – это неписанные нормы поведения, установившиеся в конкретном обществе

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Максима - принцип

Максима - принцип

Слайд 14

Кант предполагал, что у людей есть врожденные представления о добре и зле.

Кант предполагал, что у людей есть врожденные представления о добре и

зле.
Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

«Золотое правило» - универсально, охватывает весь диапазон нравственных поступков человека и

«Золотое правило» - универсально, охватывает весь диапазон нравственных поступков человека и

служит основой для различения добра и зла
Слайд 18

ВИНА совесть честь

ВИНА

совесть

честь

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Проявляются в обычаях и традициях

Проявляются в обычаях и традициях

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Самые древние социальные регуляторы; Возникли задолго до возникновения письменности; Взаимно влияют друг на друга.

Самые древние социальные регуляторы;
Возникли задолго до возникновения письменности;
Взаимно влияют друг на

друга.
Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

ЗАДАНИЯ: Письменно ответьте, пожалуйста, на вопрос 1 и 4 (стр. 177 учебника)

ЗАДАНИЯ:

Письменно ответьте, пожалуйста, на вопрос 1 и 4 (стр. 177 учебника)

Слайд 31

Задания на определение характера суждения (№1, 2,11,12,13,14) Факт — (от лат

Задания на определение характера суждения (№1, 2,11,12,13,14)

Факт — (от лат слова

factum сделанное, свершившееся). Си­но­ним по­ня­тий истина, событие, результат. Могут вклю­ча­ть в себя резуль­таты наблюдения, кон­крет­ные со­бы­тия и положения. Зна­ние в форме утверждения, до­сто­вер­ность ко­то­рых неоспорима. События, уже произошедшие.
Теоретическое утвер­жде­ние — утверждение, вы­ве­ден­ное из общей теории, не про­ти­во­ре­ча­щее всем осталь­ным по­ло­же­ни­ям теории. Ос­но­вы­ва­ют­ся на при­ме­не­нии спе­ци­аль­ной терминологии, де­кла­ри­ро­ва­нии общих на­уч­ных положений. Может пред­став­лять собой опре­де­ле­ние понятия, опи­са­ние иде­а­ли­зи­ро­ван­но­го объекта.
Оценочные суж­де­ния со­дер­жать оцен­ку автора. У человека, по­зна­ю­ще­го со­ци­аль­ные факты, скла­ды­ва­ет­ся опре­де­лен­ное к ним отношение, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, со­мне­нии и т. д. Как правило, в тек­сте оце­ноч­ное суж­де­ние со­дер­жит сле­ду­ю­щие ре­че­вые обороты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».
Слайд 32

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.
(А)

В пред­две­рии Но­во­го года все ве­ду­щие пар­тии стра­ны про­во­дят свои форумы. (Б) По­ми­мо пе­ре­вы­бо­ров ли­де­ров мно­гие пар­тии об­нов­ля­ют свои идео­ло­ги­че­ские установки. (В) Общ­ность идео­ло­ги­че­ской плат­фор­мы вы­сту­па­ет одним из важ­ней­ших при­зна­ков партии. (Г) Время про­ве­де­ния пар­тий­ных съез­дов нель­зя при­знать удачным. (Д) Пред­но­во­год­ние хлопоты, сни­же­ние ин­те­ре­са к де­я­тель­но­сти пар­тий могут по­ме­шать при­ня­тию ка­че­ствен­ных документов.
Определите, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют
1) фактический характер
2) характер оце­ноч­ных суждений
3) характер тео­ре­ти­че­ских утверждений
Слайд 33

2. А Че­ло­ве­че­ские зна­ния от­ли­ча­ет мно­го­об­ра­зие видов и форм. Б Одной

2. А Че­ло­ве­че­ские зна­ния от­ли­ча­ет мно­го­об­ра­зие видов и форм. Б Одной

из форм зна­ний вы­сту­па­ют зна­ния мифологические. В Ми­фо­ло­ги­че­ское зна­ние пред­став­ля­ет собой син­кре­ти­че­ское един­ство ра­ци­о­наль­но­го и эмо­ци­о­наль­но­го от­ра­же­ния действительности. Г При­ме­ром ми­фо­ло­ги­че­ско­го зна­ния могут слу­жить древ­ние ска­за­ния о про­ис­хож­де­нии мира и человека. Д Вне вся­ко­го сомнения, вни­ма­тель­ное изу­че­ние мифа дает зна­чи­тель­ную ин­фор­ма­цию об об­ра­зе жизни людей, раз­лич­ных сфе­рах жизни древ­не­го общества.
Определите, какие по­ло­же­ния тек­ста носят
1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер
2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний
3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утверждений
Слайд 34

3. Комплекс понятий «прекрасное», «безобразное», «образ», «вдохновение» характерен для 1) науки

3. Комплекс понятий «прекрасное», «безобразное», «образ», «вдохновение» характерен для
1) науки
2) искусства
3)

образования
4) морали
Слайд 35

4. К мировым религиям относится 1) христианство 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство

4. К мировым религиям относится
1) христианство
2) синтоизм
3) индуизм
4) конфуцианство

Слайд 36

5. К национальным религиям относится 1) буддизм 2) христианство 3) конфуцианство 4) ислам

5. К национальным религиям относится
1) буддизм
2) христианство
3) конфуцианство
4) ислам

Слайд 37

6. Что отличает религию как феномен культуры? 1) описание и объяснение

6. Что отличает религию как феномен культуры?
1) описание и объяснение природных

и социальных явлений
2) утверждение идеи сотворённости мира
3) достоверное долгосрочное прогнозирование развития
4) эстетическое освоение окружающего мира
Слайд 38

7. Какая из черт от­ли­ча­ет религию как фе­но­мен культуры? 1) до­сто­вер­ное

7. Какая из черт от­ли­ча­ет религию как фе­но­мен культуры?
1) до­сто­вер­ное долгосрочное

про­гно­зи­ро­ва­ние развития
2) опи­са­ние и объ­яс­не­ние природных и со­ци­аль­ных явлений
3) эс­те­ти­че­ское освоение окру­жа­ю­ще­го мира
4) утвер­жде­ние теоцентрической кар­ти­ны мироздания
Слайд 39

8. Утверждение: «Поступай по от­но­ше­нию к дру­го­му так, как ты хочешь,

8. Утверждение: «Поступай по от­но­ше­нию к дру­го­му так, как ты хочешь,

чтобы по­сту­па­ли по от­но­ше­нию к тебе», - пред­став­ля­ет собой формулировку
1) права на лич­ную неприкосновенность
2) прин­ци­па правового государства
3) «золотого пра­ви­ла нравственности»
4) права на сво­бо­ду совести
Слайд 40

9. Религия, в от­ли­чие от дру­гих институтов ду­хов­ной сферы, 1) ос­но­вы­ва­ет­ся

9. Религия, в от­ли­чие от дру­гих институтов ду­хов­ной сферы,
1) ос­но­вы­ва­ет­ся на

вере в сверхъестественное
2) фор­ми­ру­ет мировоззрение людей
3) участ­ву­ет в со­ци­а­ли­за­ции личности
4) создаёт, со­хра­ня­ет и рас­про­стра­ня­ет духовные ценности
Слайд 41

10. Какая из пе­ре­чис­лен­ных ре­ли­гий воз­ник­ла позже других? 1) христианство 2) ислам 3) буддизм 4) конфуцианство

10. Какая из пе­ре­чис­лен­ных ре­ли­гий воз­ник­ла позже других?
1) христианство
2) ислам
3) буддизм
4)

конфуцианство
Слайд 42

11. (А) По­ня­тие про­грес­са вы­ра­жа­ет идею совершенствования, пе­ре­хо­да к более вы­со­ким

11. (А) По­ня­тие про­грес­са вы­ра­жа­ет идею совершенствования, пе­ре­хо­да к более вы­со­ким

сту­пе­ням развития, пре­одо­ле­ния устарелого, отжившего, по­бе­ды нового, передового. (Б) Со­ци­аль­ный прогресс, то есть про­гресс в раз­ви­тии общества, имеет, на наш взгляд, ана­ло­гич­ное значение. (В) Идея со­ци­аль­но­го прогресса, то есть по­сту­па­тель­но­го дви­же­ния общества, является, вне вся­ко­го сомнения, ре­во­лю­ци­он­ной идеей. (Г) Она озна­ча­ет раз­ви­тие об­ще­ства по вос­хо­дя­щей линии, дру­ги­ми словами, обя­за­тель­ную смену уста­рев­ших и от­жив­ших свой век ин­сти­ту­тов новыми, мо­ло­ды­ми и растущими. (Д) Идея об­ще­ствен­но­го про­грес­са за­ро­ди­лась в фи­ло­со­фии на ос­но­ве объ­ек­тив­ных на­блю­де­ний социально-культурных пре­об­ра­зо­ва­ний че­ло­ве­че­ско­го общества.
Определите, какие по­ло­же­ния тек­ста носят
1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер
2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суждений
3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утверждений
Слайд 43

12. (А)Высшее образование — верхний уровень профессионального образования, включающий в себя

12. (А)Высшее образование — верхний уровень профессионального образования, включающий в себя

совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю (Б) РИА Новости и Высшая школа экономики составили рейтинг высших учебных заведений России. (В) В опросе участвовало 507 вузов страны. (Г) По мнению одних специалистов, рейтинг отражает реальную картину качества высшего образования в России. (Д) Другие не спешат однозначно комментировать результаты проделанной работы, подчёркивая, что рейтинги не всегда отражают реальную картину высшего профессионального образования современной России.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
Слайд 44

13. (А) Самой ранней из мировых религий является буддизм. (Б) Она

13. (А) Самой ранней из мировых религий является буддизм. (Б) Она

возникла в древней Индии в V веке до н. э. (В) Буддизм - религия, которая не основывается на идее теоцентризма и признания существования Бога- творца. (Г) Это религия всеобщности связи между предметами, явлениями мира, религия причины и следствия. (Д) Скорее всего, буддизм можно рассмотреть не столько как религию, сколько как религиозно-философскую систему.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений.
Слайд 45

14. (А) Груп­па ученых во главе с А. Печетти ор­га­ни­зо­ва­ла так

14. (А) Груп­па ученых во главе с А. Печетти ор­га­ни­зо­ва­ла так

на­зы­ва­е­мый Римский клуб — меж­ду­на­род­ную неправительственную организацию, цель ко­то­рой — изу­че­ние проблем со­вре­мен­но­го мира. (Б) Не­кон­тро­ли­ру­е­мый рост населения, эко­ло­ги­че­ские проблемы, со­вре­мен­ные достижения науки и тех­но­ло­гии поставили про­бле­му оценки ка­че­ства социального прогресса. (В) Обостре­ние глобальных про­блем свидетельствует, на наш взгляд, о кри­зи­се современно цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что по­пыт­ки разрешить гло­баль­ное проблемы укреп­ля­ют единство стран и народов. (Д) В ра­бо­те Римского клуба при­ни­ма­ют участие спе­ци­а­ли­сты из раз­ных стран.
Определите, какие по­ло­же­ния текста носят
1) фак­ти­че­ский характер
2) ха­рак­тер оценочных суждения
3) ха­рак­тер теоретических утверждений
Слайд 46

Слайд 47

КЛЮЧ

КЛЮЧ