Содержание
- 2. «Человек — двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и
- 4. 1 Двойственный характер природы человека Проблема смысла человеческого существования приобретает сегодня, на пороге третьего тысячелетия, особую
- 5. За тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из
- 6. Проблема смысла человеческого существования занимает особое место в связи с ее чрезвычайной личностной значимостью. При ее
- 7. Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. Философия познания человека требовала, прежде всего,
- 8. Основной отличительной чертой эпохи Возрождения стала идея гуманизма. Идеалом этого мировоззрения выступал человек в его земном
- 9. Философия XIX — начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его
- 10. Какой же признак самый отличительный для человека? Этим признаком является, прежде всего, труд. Труд — не
- 11. Таким образом, природа человека – это единство материального и духовного, природного и социального. Человек способен осознать
- 12. 2 Философия о смысле жизни человека Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед
- 13. Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и
- 16. Цель и смысл индивидуальной жизни каждого человека должен быть увязан с социальными идеями и общественными идеалами,
- 18. Утрата смысла жизни – трагедия человеческой души, которая ведет к потере человеком собственного бытия. Человек, считающий
- 26. Человек, способный при любых обстоятельствах оставаться Человеком по отношению к другим людям, живущий в соответствии с
- 30. Скачать презентацию
«Человек — двойственное и
противоречивое существо,
существо в высшей степени
поляризованное,
«Человек — двойственное и
противоречивое существо,
существо в высшей степени
поляризованное,
и звероподобное,
высокое и низкое,
свободное и рабье,
способное к подъему
и падению,
к великой любви и
к великой жестокости
и беспредельному эгоизму»
Н. Бердяев
1 Двойственный характер природы человека
Проблема смысла человеческого существования приобретает сегодня, на пороге
1 Двойственный характер природы человека
Проблема смысла человеческого существования приобретает сегодня, на пороге
Смысложизненная проблематика стихийно протестует против социальных технологий, приобретающих все большее влияние и связанных с продуцированием той или иной модели индивида. Мыслящий индивид хочет осознавать себя как уникальное существо, стремящееся к пониманию и полаганию смысла жизни. Причем в его возможности входят не только проекты о желаемом будущем, не только мечтания и надежды, но и способности к изменению самого себя и мира.
За тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить
За тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить
Будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. И то и другое – исторически изменяющиеся характеристики человека. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель.
Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком – то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое противоречие человеческого бытия. Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно – природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования, экзистенции. Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия.
Проблема смысла человеческого существования занимает особое место в связи с ее
Проблема смысла человеческого существования занимает особое место в связи с ее
Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу.
Философия
Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу.
Философия
В античной философии человек рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе.
В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо, промежуточное между животными и ангелами.
Плоть человеческая — арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, но и приобщиться к высшей сущности — Богу и тем самым обрести утешение в горести и спасение в день Страшного Суда. Этому мировоззрению чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера и бессмертие души скрашивает зачастую суровое земное бытие.
Основной отличительной чертой эпохи Возрождения стала идея гуманизма. Идеалом этого мировоззрения
Основной отличительной чертой эпохи Возрождения стала идея гуманизма. Идеалом этого мировоззрения
Мир и человек — творение Бога. Прекрасен мир, созданный для наслаждения. Прекрасен и человек, созданный для наслаждения миром. Но предназначение человека заключается не в пассивном наслаждении, а в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром.
Философия Нового времени видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Большей заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.
Философия XIX — начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке,
Философия XIX — начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке,
Какой же признак самый отличительный для человека? Этим признаком является, прежде
Какой же признак самый отличительный для человека? Этим признаком является, прежде
Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Каждый, как пчела в улей, должен пополнять своим вкладом материальные и духовные богатства общества. И. Фихте считал, например, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношения с другими людьми, т.е. вне общества .
Таким образом, природа человека – это единство материального и духовного, природного
Таким образом, природа человека – это единство материального и духовного, природного
2 Философия о смысле жизни человека
Противоречия во взаимодействии природного и социального в
2 Философия о смысле жизни человека
Противоречия во взаимодействии природного и социального в
Размышляя о своей судьбе, каждый человек думает не только о содержании общественного развития, о состоянии духовности общества, но и о конкретном содержании и самосознании своей собственной жизни.
Размышления о смысле и цели жизни для многих людей оказываются исходным пунктом в выработке основной линии жизни. Отклонения от этой линии нередко оборачиваются нравственными переживаниями, а иногда и гибелью человека.
Вопросы о смысле жизни возникают в сознании человека не только тогда, когда он сталкивается с критическими житейскими ситуациями, вызывающими душевный надлом и крушение идеалов, но и в условиях повседневной жизни.
По мнению известного психолога В. Франкла, смысл жизни человека не является неизменным, он претерпевает постоянные изменения, порождаемые течением жизни.
Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним
Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним
Цель и смысл индивидуальной жизни каждого человека должен быть увязан с
Цель и смысл индивидуальной жизни каждого человека должен быть увязан с
Обычно смысл жизни человек скорее чувствует, чем знает. Когда человек пытается ответить на смысложизненные вопросы, он в первую очередь пытается сформулировать сознательную цель своего существования, которая организует его жизнь. Поэтому вопрос о смысле жизни человека тесно связан с проблемой мироощущения личности и поиском социально оправданных целей.
Ценностная природа смысла жизни проявляется в избирательном отношении человека к идеалам, целям и традициям, а также к информации и идеологии. Человек живет в мире идеалов, которые определяют его выбор. Отсутствие идеалов, именуемое социальной аномией, порождает чувство психологического и социального дискомфорта, ощущение пустоты и бессмыслицы существования.
Утрата смысла жизни – трагедия человеческой души, которая ведет к потере
Утрата смысла жизни – трагедия человеческой души, которая ведет к потере
Человек, способный при любых обстоятельствах оставаться Человеком по отношению к другим
Человек, способный при любых обстоятельствах оставаться Человеком по отношению к другим
Жизнь человека – это благо, которое человек должен использовать, чтобы раскрыть и реализовать свои способности, чтобы реализовать свой личностный потенциал. Только в этом случае, он способен сделать свою жизнь осмысленной. Направленность на личностную самореализацию и самоактуализацию помогают человеку наполнить свою жизнь подлинно человеческим существованием.
Поиск смысла жизни – это поиск социально оправданной жизни. Неспособность человека стать значимым для другого приводит к ощущению социальной изоляции и одиночества, к переживанию бессмысленности своего бытия.