Специфика русской культуры. Русская национальная культура. (Тема 16)

Содержание

Слайд 2

Русская национальная культура как "вторая природа" это: - материальные и духовные

Русская национальная культура как "вторая природа" это:

- материальные и

духовные ценности народа, созданные им в ходе своей истории; - способ и своеобразие жизнедеятельности и мироустройства русских людей; -  совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций;
- религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении.    
Слайд 3

Национальный характер = менталитет Совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у

Национальный характер = менталитет

Совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у представителей

нации в определённых природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях её развития.
Мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину.
Слайд 4

Субъект русской национальной культуры Кто такие русские?

Субъект русской национальной культуры

  
Кто такие русские?

Слайд 5

Факторы от которых зависит специфика культуры народа (В.С. Соловьев) географический ("природа

Факторы от которых зависит специфика культуры народа (В.С. Соловьев)

географический ("природа

страны");
этнографический ("характер племени");
культурологически-исторический (характер "народного воспитания" и "исторические обстоятельства его внутренней и внешней жизни");
религиозный (антитеза "язычество- христианство").
Слайд 6

Важнейшие при изучении культуры каждого народа вопросы 1. Каковы генетические корни

Важнейшие при изучении культуры каждого народа вопросы

1. Каковы генетические корни

русской национальной культуры; 2.  Каковы исторические условия и факторы, определившие становление и развитие русской национальной культуры; 3. Каковы главные, фундаментальные ценности русской культуры, определяющие ее сущностные характеристики;  4. Каков исторический вектор русской национальной культуры;  5. В чем состоит высший критерий зрелости и прогрессивности культурной деятельности русского народа;  6. Каков характер взаимосвязи и взаимодействия русской культуры с культурами других стран и народов.
Слайд 7

Корни русской национальной культуры Русская культура формировались на основе языческого мировоззрения

Корни русской национальной культуры

 Русская культура формировались на основе языческого мировоззрения славян,

финно-угров, балтов, викингов при участии христианской Византии, исламской Волжской Булгарии (и через нее Арабского халифата) и иудейского Хазарского каганата.
Слайд 8

Субкультуры древнерусской цивилизации - Южная субкультура (Киевская Русь); -Юго-западная субкультура (Галицко-волынские

Субкультуры древнерусской цивилизации

- Южная субкультура (Киевская Русь);
-Юго-западная субкультура (Галицко-волынские земли);
- Новгородская

субкультура;
Северо-восточная субкультура;
Московское царство – наследница, но не преемница Северо-восточной Руси
Слайд 9

Факторы, обусловившие специфику русской культуры Природно-географические факторы (по И.Ильину) а) особенности

Факторы, обусловившие специфику русской культуры

Природно-географические факторы (по И.Ильину)
а) особенности национального характера,

сформировавшиеся под воздействием «бремени суровой природы»:
способность интенсивно трудиться в течении непродолжительного отрезка времени;
«навалиться всем миром» для спасения урожая, для борьбы со стихией;
игра на удачу, надежда на авось;
пассивно-созерцательное, фаталистическое отношение к миру.
Слайд 10

б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием «бремени обширных территорий»: -

б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием «бремени обширных территорий»:

- Экстенсивный

способ развития экономики;
Русскому человеку не свойственны бережливость, рачительность;
Широта русской души;
Лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности;
Смиренность, жертвенность;
Русский никогда не чувствует себя организатором. Он привык быть организуемым.
Слайд 11

в) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием фактора многонациональности Национальная терпимость;

в) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием фактора многонациональности

Национальная терпимость;
Открытость, пластичность,

удивительная способность к сотрудничеству и взаимодействию с другими культурами;
Способность к "всеединству", "всечеловечности"
Русский человек успешно адаптируется в чужой социокультурной среде.
Слайд 12

б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием геополитического фактора Бинарность –

б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием геополитического фактора

Бинарность – обозначение

двойственности русской культуры, которая складывается из двух полярных позиций при отсутствии срединой;
Вариативность – постоянное присутствие ситуации выбора;
Слайд 13

г) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием православия Мироощущение избранности и

г) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием православия

Мироощущение избранности и отчужденности

с падением Константинополя в середине XV века. (Москва – третий Рим);
Доминирующее в русской культуре коллективное начало (соборность).
Долготерпение;
Особая трудовая этика;
Правовой нигилизм.
Слайд 14

д) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием борьбы за своё выживание

д) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием борьбы за своё выживание

1. Небывалая концентрация и централизация в едином государстве. Несгибаемая воля русских людей, проявляемая в строительстве и защите государства. 2. Русские готовы были терпеть любые лишения, несли невероятные тяготы,- "лишь бы не было войны".  3. Истощение сил и средств, что сказывалось на результатах мирного созидательного труда.
4. Дискретность (прерывистость) – сочетание культурных прорывов с длительными периодами культурного застоя
Слайд 15

Черты русской ментальности Бинарность (антиномичность); Женственность; Максимализм; Иррационализм; Тоталитаризм; Амбивалентность; Эсхатологизм; Мессианизм?

Черты русской ментальности

Бинарность (антиномичность);
Женственность;
Максимализм;
Иррационализм;
Тоталитаризм;
Амбивалентность;
Эсхатологизм;
Мессианизм?

Слайд 16

Главные, фундаментальные ценности русской культуры (Г.П. Федотов) Героизм- особая форма человеческого

Главные, фундаментальные ценности русской культуры (Г.П. Федотов)

Героизм- особая форма  человеческого поведения,

которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. 
Святость. Простой русский человек, по словам Ф.М. Достоевского, «приняв святость высшей ценностью, не возводит земные ценности на первое место, сознавая их тленность».
Подвижничество - общественный идеал  русского средневековья, который понимался как индивидуальный подвиг во имя Христа и народа. Черты подвижника: смирение  русского средневековья, который понимался как индивидуальный подвиг во имя Христа и народа. Черты подвижника: смирение,  скромность трудолюбие, умение незаметно и тихо, но твердо и неуклонно "нести свой крест" .
Слайд 17

Исторический вектор русской национальной культуры

Исторический вектор русской национальной культуры

Слайд 18

Высший критерий зрелости и прогрессивности культурной деятельности русского народа «Русский обладает

Высший критерий зрелости и прогрессивности культурной деятельности русского народа

«Русский обладает

теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов. Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе".
Вальтер Шубарт (1897–1941)
Слайд 19

Взаимодействие русской культуры с культурами других стран и народов

Взаимодействие русской культуры с культурами других стран и народов

Слайд 20

Общие черты древнерусской цивилизации и традиционного европейского общества Христианские ценности; Городской

Общие черты древнерусской цивилизации и традиционного европейского общества

Христианские ценности;
Городской «титульный» характер

культуры;
Преобладание земледельческого производства;
«Военно-демократический» характер генезиса государственной власти;
Отсутствие поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством.
Слайд 21

Общие черты Древней Руси с традиционным обществом азиатского типа Отсутствие в

Общие черты Древней Руси с традиционным обществом азиатского типа

Отсутствие в европейском

смысле частной собственности и экономических классов;
Господство принципа централизованной редистрибуции, при которой власть рождала собственность;
Автономность общин по отношению к государству;
Эволюционный характер общественного развития.
Слайд 22

Признаки российской цивилизации Самодержавная форма государственной власти; Коллективистская ментальность; Подчинение общества государству; Незначительный объём экономической свободы.

Признаки российской цивилизации

Самодержавная форма государственной власти;
Коллективистская ментальность;
Подчинение общества государству;
Незначительный объём экономической

свободы.
Слайд 23

Концепция культурных архетипов Концепция культурных архетипов основывается на представлениях о культуре

Концепция культурных архетипов

Концепция культурных архетипов основывается на представлениях о культуре как

ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей.
Центральным моментом учения К.Юнга является положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное, воплощенное в архетипах.
Слайд 24

Коллективное бессознательное: -хранилище скрытых следов человечества; отражение опыта предыдущих поколений; не

Коллективное бессознательное:
-хранилище скрытых следов человечества;
отражение опыта предыдущих поколений;
не зависит от

индивидуального опыта носит врожденный характер, передается вместе со структурой головного мозга по наследству;
воплощается в архетипах -общечеловеческих первообразах.
Слайд 25

Архетип – это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте

Архетип – это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте

в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей, «проросшие» через многовековые пласты истории и культурных трансформаций и сохранившие свое значение и смысл в нормативно-ценностном пространстве современной культуры.
Слайд 26

Архетипы могут рассматриваться содержательно как архаические образы и переживания, а функционально

Архетипы могут рассматриваться содержательно как архаические образы и переживания, а функционально

– как первичные формы адаптации человека к окружающему миру.
Общее в трактовке архетипов (К.Юнг)
Проявляются в результате бессознательной деятельности в форме первообразов-символов;
Недоступны непосредственному наблюдению, воспринимаются человеком только интуитивно, противостоят сознанию.
Слайд 27

Центральные архетипы Архетип персона – социальная роль производить впечатление, утаивать истинную

Центральные архетипы
Архетип персона – социальная роль производить впечатление, утаивать истинную сущность.
Архетип

тень – подавленная животная сторона личности.
Архетип герой, Бог, смерть, мать.
Зачем изучать архетипы?
Чтобы понять логику и смысл поведения людей.
Слайд 28

Ключевые ценности в русском культурном архетипе Совесть – это способность индивида

Ключевые ценности в русском культурном архетипе

Совесть – это способность индивида осуществлять

нравственный самоконтроль, самостоятельные моральные обязательства. Совесть у русского человека выступает ни как средство предотвращающее дурные поступки, а как источник страдания после их совершения.
Слайд 29

Ответственность – форма контроля человека за своей деятельностью. Ответственность у русского

Ответственность – форма контроля человека за своей деятельностью. Ответственность у русского

человека направлена не на результат, а на следование стандарту деятельности, внешнему предписанию. Стремление русского человека уйти от индивидуальной ответственности. Внутренняя безответственность порождает непредсказуемость русского человека, и поэтому он боится настоящего и живет больше прошлым или будущим.
Слайд 30

Справедливость у русского человека – искание Божьей Правды, как общественное равенство

Справедливость у русского человека – искание Божьей Правды, как общественное равенство

и безмятежное блаженство, основанное на любви, единении и согласии.
Богатые – источник неправды. Утверждение справедливости русский человек связывает с «государем», наделяя его долгом заботится о своих подданных. Равенство понималось как равенство в доходах, распределении и потреблении.
Слайд 31

Свобода – не является для русского человека самоценностью и самоцелью, а

Свобода – не является для русского человека самоценностью и самоцелью, а

рассматривается как средство достижения справедливости. Понятие «свобода» вытесняется понятием «воля» как свободы лишь для себя и безразличие к чужой свободе. Свобода как своеволие.
Слайд 32

Труд в культурном русском архетипе вытеснен на периферию ценностных ориентаций. Не

Труд в культурном русском архетипе вытеснен на периферию ценностных ориентаций. Не

было мотивации труда, которая есть у свободного человека собственника. Двойственное отношение к труду у русского человека: - «труд на дядю» и «труд на себя».