Средневековая философия

Содержание

Слайд 2

Особенности мировоззрения эпохи средневековья. Периодизация и основные проблемы средневековой философии. Расцвет схоластики: система Фомы Аквинского.

Особенности мировоззрения эпохи средневековья.
Периодизация и основные проблемы средневековой философии.
Расцвет схоластики: система

Фомы Аквинского.
Слайд 3

Особенности мировоззрения: – теоцентризм; – креационизм как основа онтологии (учение о

Особенности мировоззрения:
– теоцентризм;
– креационизм как основа онтологии (учение о сотворенности

мира Богом «из ничего»);
– универсализация бинарных оппозиций;
– целостность мировосприятия → энциклопедизм;
– реальность идеи и слова;
– символизм и аллегоричность;
– комментаторство и полисемия как основа восприятия религиозных текстов;
– отсутствие понятия индивидуальности;
– специфическое понимание пространства и времени;
– тотальность и профанация религиозного.
Слайд 4

Патристика (II – IV вв.): Представители: Тациан, Юстин Мученик, Теофил Антиохийский,

Патристика (II – IV вв.):
Представители: Тациан, Юстин Мученик, Теофил Антиохийский, Афинагор

Афинский;
Ориген, Тертуллиан, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Дионисий Ареопагит, Аврелий Августин, Климент Александрийский.
Основные проблемы:
– построение систематической защиты христианства;
– доктринальное обоснование христианства;
– создание церковной догматики;
– решение основных проблем вероучения.
Слайд 5

Схоластика (VI – XIV вв.): Представители: Иоанн Скотт Эриугена, Пьер Абеляр,

Схоластика (VI – XIV вв.):
Представители: Иоанн Скотт Эриугена, Пьер Абеляр, Ансельм

Кентерберийский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Уильям Оккам.
Основные проблемы:
– соотношение рационального и религиозного в познании;
– сущность и существование универсалий (общих понятий).
Слайд 6

Спор об универсалиях: – реализм – универсалии существуют до вещей и

Спор об универсалиях:
– реализм – универсалии существуют до вещей и независимо

от них (Эриугена, Фома Аквинский);
– номинализм – универсалии существуют после вещей и только вместе с ними (Уильям Оккам, Дунс Скотт, Росцеллин);
– концептуализм (умеренный номинализм) – универсалии существуют после вещей, с ними но относительно независимо (Пьер Абеляр) .
Слайд 7

Фома Аквинский Метафизика: – разграничение сущности и существования как бытийственного акта

Фома Аквинский
Метафизика:
– разграничение сущности и существования как бытийственного акта – все

существующее наделено существованием, которое не является его сущностью, сущность и существование тождественны только в Боге;
– выделение двух понятий сущего – логически сущее (понятие о существовании) и реально сущее (собственно существование);
– введение понятия трансценденталий (основных категорий бытия) – единство бытия, истина, благо.
Слайд 8

Теория познания: – разум как сущностная характеристика человека – использование разума

Теория познания:
– разум как сущностная характеристика человека – использование разума как

удовлетворение требований человеческой природы;
– разум и философия как преамбула веры – вера, основанная на разумном познании совершенна и философия является необходимым условием теологии;
– приоритет рационального в познании – только разум примиряет всё в своей универсальности.