В. С. Соловьев

Содержание

Слайд 2

СОЛОВЬЁВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

СОЛОВЬЁВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

Слайд 3

БИОГРАФИЯ Владимир Соловьёв родился в Москве 16 января 1853 года, в

БИОГРАФИЯ

Владимир Соловьёв родился в Москве 16 января 1853 года, в семье русского историка Сергея Михайловича

Соловьёва (1820—1879). Мать, Поликсена Владимировна — принадлежала к дворянской семье Романовых, имевшей польские и казацкие корни. Среди предков Романовых был известный русский и украинский философ Г. С. Сковорода, приходившийся Владимиру Соловьёву двоюродным прадедом. Младший брат будущего романиста Всеволод Соловьёва (1849—1903).
Слайд 4

БИОГРАФИЯ Соловьёв учился в Первой московской гимназии, преподавание в которой было

БИОГРАФИЯ

Соловьёв учился в Первой московской гимназии, преподавание в которой было разделено на

общее и специальное, а заканчивал обучение в Пятой московской гимназии. Гимназический курс окончил (1869) с золотой медалью.
Поступил (1869) на историко-филологический факультет Московского университета, сдав вступительные экзамены и написав вступительное сочинение на тему «Шестнадцатый век на Западе и в России»; вскоре перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.
Слайд 5

БИОГРАФИЯ В 1871—1872 годах произошёл идейный перелом в мировоззрении Соловьёва, связанный

БИОГРАФИЯ

В 1871—1872 годах произошёл идейный перелом в мировоззрении Соловьёва, связанный с

разочарованием в атеистических и позитивистских идеалах «людей шестидесятых годов». В 1872 году с ним приключился бурный роман в поезде на Харьков со случайной попутчицей Жюли, после которого он испытал мистическое видение Софии. Соловьёв оставил физико-математический факультет и готовился к сдаче кандидатских экзаменов по историко-филологическому факультету экстерном; подал прошение на имя ректора об увольнении из числа студентов и о прохождении кандидатских испытаний (1873); выдержал 17 кандидатских испытаний и был утверждён в степени кандидата.
Слайд 6

БИОГРАФИЯ Окончив Московский университет в 1873 году, по особому ходатайству был

БИОГРАФИЯ

Окончив Московский университет в 1873 году, по особому ходатайству был оставлен при кафедре

философии для приготовления к профессорскому званию. В начале сентября 1873 года Соловьёв переселился в Сергиев Посад и в течение года слушал лекции в Духовной академии.
21-летний Соловьёв написал магистерскую работу «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (теоретического) и «эмпирического» знания. Защита состоялась 24 ноября 1874 года в Санкт-Петербургском университете, после чего он получил звание штатного доцента философии и один семестр читал лекции в Московском университете.
В июне 1876 года вновь приступил к преподаванию в Московском университете. В феврале 1877 Соловьёв уволился из Московского университета (ректором которого был тогда его отец) из-за несогласия с позицией большинства Совета Московского университета, требовавшего отказаться от общения с профессором Н. А. Любимовым; демонстративно поддерживал с ним отношения.
В марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Учёного комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в Санкт-Петербургском университете. В Петербурге Соловьёв сдружился с Достоевским. Во время русско-турецкой войны испытал подъём патриотизма и едва не отправился в действующую армию. К этому времени окончательно формируются философские взгляды Соловьёва.
Слайд 7

ФИЛОСОФИЯ Основной идеей его религиозной философии была София — Душа Мира,

ФИЛОСОФИЯ

Основной идеей его религиозной философии была София — Душа Мира, понимаемая как мистическое

космическое существо, объединяющее Бога с земным миром.
Слайд 8

ФИЛОСОФИЯ София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел

ФИЛОСОФИЯ

София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. По мнению

Соловьёва, этот образ встречается в Библии. Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Слайд 9

ФИЛОСОФИЯ Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных

ФИЛОСОФИЯ

Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений

христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его.
Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.
Слайд 10

ФИЛОСОФИЯ Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности

ФИЛОСОФИЯ

Теургия — дословно боготворчество.
Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная

практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Слайд 11

ФИЛОСОФИЯ Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным

ФИЛОСОФИЯ

Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. «Теократическую миссию» Соловьёв возлагал

на Россию, при этом сохраняя симпатии католицизму. Теократия заключается в «истинной солидарности всех наций и классов», а также в «христианстве, осуществлённом в общественной жизни».