Западная философия конца XIX – ХХ вв

Содержание

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ. Условия развития и характерные особенности западноевропейской философии к.XIX -

ПЛАН ЛЕКЦИИ.

Условия развития и характерные особенности западноевропейской философии к.XIX - XX

вв.
Позитивизм и неопозитивизм.
Возникновение иррационалистической философии. «Философия жизни».
Философия экзистенциализма.
Религиозная философия ХХ в.
Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине.
Психоанализ, его философское и медицинское значение.
Феноменология.
Слайд 3

ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития

ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития

философии.

стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;
противоречия научно-технического прогресса;
противоречия глобализации;
демократизация политической сферы;
кризис в духовной сфере.

Слайд 4

Особенности западноевропейской философии ХХ в. Разнообразие течений, проблем и методов их решения. Антропологическая проблематика.

Особенности западноевропейской философии ХХ в.

Разнообразие течений, проблем и методов их решения.
Антропологическая

проблематика.
Слайд 5

Формирование основных направлений в оценке роли науки и техники в жизни

Формирование основных направлений в оценке роли науки и техники в

жизни общества:

- Сциентизм (лат. scientia – наука) – направление, представители которого придают развитию науки и техники ведущее значение в развитии человеческой культуры.
- Антисциентизм – направление, представители которого сосредотачивают внимание на проблемах и опасностях, порождаемых научно-техническим прогрессом, высказывают опасение, что развитие техники приводит к утрате духовных, гуманитарных ценностей.

Слайд 6

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумное) – один из определяющих принципов в

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумное) –

один из определяющих

принципов в западной философии ХХ в., с позиций которого возможности человеческого разума подвергаются сомнению, а основным способом познания признаются его внерациональные формы: инстинкт, интуиция, озарение.
Слайд 7

Формирование в философии второй половины ХХ в. принципа глобального эволюционизма: -

Формирование в философии второй половины ХХ в. принципа глобального эволюционизма:

- рассматривает

мир и человечество как единое целое,
- утверждает необходимость общечеловеческого подхода
к решению проблем современного общества.
Слайд 8

Тенденция к формированию социально-экологического типа философствования – способа теоретического осмысления бытия,

Тенденция к формированию социально-экологического типа философствования –

способа теоретического осмысления бытия,

основанного на идее взаимосвязи и взаимообусловленности природного и социального, необходимости сохранения человечества и природной среды его обитания.
Слайд 9

Позитивизм философское направление, в центре внимания которого проблема науки как феномена

Позитивизм
философское направление,
в центре внимания которого
проблема науки как феномена культуры,

а также вопросы
методологии научного познания.
Слайд 10

1. Формирование позитивизма ( с середины ХIХ в.) Основоположник – французский

1. Формирование позитивизма ( с середины ХIХ в.)

Основоположник –
французский философ
Огюст

Конт (1798 – 1857).
Учение о 3-х стадиях развития познания:
- теологическая (знание основано на вере);
- метафизическая (мир объясняется с помощью абстрактных понятий);
- позитивная (научное объяснение всех явлений).
«Наука сама себе философия».
Слайд 11

2. Неопозитивизм (аналитическая философия) (с 20-х гг. ХХ в.) Бертран Рассел,

2. Неопозитивизм (аналитическая философия) (с 20-х гг. ХХ в.)

Бертран Рассел,
Людвиг

Витгенштейн,
Рудольф Карнап и др.
- логический позитивизм (все философские проблемы сводятся к логическим);
- лингвистический позитивизм (все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка).
Слайд 12

3. Постпозитивизм (60 – 70-е гг.) Карл Поппер, Томас Кун, Пол

3. Постпозитивизм (60 – 70-е гг.)

Карл Поппер,
Томас Кун, Пол

Фейерабенд,
Имре Лакатос.
Историческая школа в методологии научного познания.
Слайд 13

Т.Кун: теория научных парадигм. Парадигма – принятый научным сообществом образец подхода


Т.Кун: теория научных парадигм.
Парадигма – принятый научным сообществом образец подхода

к научной проблеме, совокупность суждений и методов научной деятельности, принимаемых определенной группой ученых.
П.Фейерабенд: «Не существует идеи, сколь бы абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание».
Слайд 14

Прагматизм (pragma – дело, действие) –американская форма развития позитивизма (возник в

Прагматизм (pragma – дело, действие) –американская форма развития позитивизма (возник в 70-х

гг. ХIХ в. в Америке)

Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи.
Принцип оценки всех явлений с точки зрения полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
Цель человеческого существования - индивидуальное благополучие.
Прагматизм –
субъективно-идеалистическое направление.

Слайд 15

«Философия жизни» и экзистенциализм – иррационалистические направления в философии конца ХIХ

«Философия жизни» и экзистенциализм –

иррационалистические направления в философии конца ХIХ –

нач. ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму
интуицию и инстинкт.
Слайд 16

«Философия жизни» Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Ключевое понятие- «воля к

«Философия жизни»

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).
Ключевое понятие- «воля к жизни»-первичная,

не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира.
Фридрих Ницше (1844 – 1900).
«Так говорил Заратустра»,
«По ту сторону добра и зла».
Ключевые понятия –
«воля к власти» и «сверхчеловек».
Слайд 17

Анри Бергсон (1859 – 1941) Жизнь – поток переживаний, смена мыслей,

Анри Бергсон (1859 – 1941)

Жизнь – поток переживаний, смена мыслей,

образов, ощущений, эмоций.
Этот поток – единственная реальность, мировой процесс, который, «проходя через все тела, переходя от поколения к поколению, … разделился между индивидами, ничего не теряя в своей силе, а скорее усиливаясь по мере движения вперед».
Слайд 18

Экзистенциализм – «философия существования» - субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг.

Экзистенциализм – «философия существования» - субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг.

ХХ в.
Германия: К.Ясперс, М.Хайдеггер;
Франция: Ж.-П.Сартр, А. Камю.
Россия: Н.Бердяев и Л.Шестов.
Центральная категория– экзистенция (существование).
Слайд 19

Основная идея – человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность

Основная идея – человек существует в чуждом ему мире.
Подлинная действительность

– это существование «своего Я», то есть переживание своего бытия в мире.
Центральные категории: тревога, страдание, вина, страх, боль, смерть.
Страх – главный принцип жизни человека. М.Хайдеггер:«Предметом страха является мир как таковой».
Слайд 20

«…есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве».

«…есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве».


«Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?»

Слайд 21

В решении этого вопроса в экзистенциализме выделяются 2 направления: религиозное (К.Ясперс,

В решении этого вопроса
в экзистенциализме выделяются
2 направления:
религиозное

(К.Ясперс, Н.Бердяев) - возможность обретения свободы через Бога
2) атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр) –возможность обретения свободы только через погружение в сферу собственного сознания.
Слайд 22

Религиозная философия ХХ в. 1) Неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен). Отличие от томизма:

Религиозная философия ХХ в.

1) Неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен).
Отличие от томизма:
- внимание

к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека;
- новое понимание отношения Бога и человека;
- в центре внимания - вопросы культуры.
Будущее европейской культуры неотомисты связывают с «интегральным гуманизмом», смысл которого - соединение ценностей христианства и современного человечества.
Слайд 23

2) Персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа и др.) формируется в 20-30-е

2) Персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа и др.) формируется в 20-30-е

гг. ХХ в.

.
В центре внимания – проблема свободы личности.
Главное качество личности – свобода выбора.
Персонализация - становление личности.
Личность проявляется
1) во взаимодействии с внешним миром,
2) в сосредоточении на своем внутреннем мире.
Основа взаимосвязи этих двух сторон бытия - творчество и человеческая коммуникация.

Слайд 24

3) Религиозный эволюционизм (тейярдизм). Тейяр де Шарден (1881 – 1955) –

3) Религиозный эволюционизм (тейярдизм).

Тейяр де Шарден
(1881 – 1955) – французский

ученый-естествоиспытатель, философ, священник.
Труд «Феномен человека» -
идея эволюции
Мира (Универсума).
Слайд 25

В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4 главы

В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4 главы

книги):
преджизнь – этап геогенеза;
жизнь – этап биогенеза;
мысль – этап ноогенеза, возникновения сферы разума - ноосферы;
сверхжизнь – достижение «точки Омега», высший этап эволюции, где происходит соединение в Боге всех элементов – от атома до разумного человечества.
Слайд 26

НООСФЕРА – оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении «точки

НООСФЕРА –

оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении
«точки

Омега».
На этапе ноосферы направление эволюции контролируется коллективным человеческим сознанием.
Слайд 27

Философия герменевтики. Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) –философское направление, в центре

Философия герменевтики.

Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) –философское направление, в центре внимания

которого проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка.
В самостоятельную область герменевтика выделилась в XIX в. в трудах немецких философов Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.
Наиболее яркий представитель - Х. Г.Гадамер. - в центре внимания проблема языка, которую он решает с позиций объективного идеализма;
- обоснование принципа понимания. Понимание - процесс поиска смысла.
Слайд 28

Философия психоанализа (фрейдизм) Психоанализ – философское и психологическое учение, а также

Философия психоанализа (фрейдизм)

Психоанализ – философское и психологическое учение, а также метод лечения

психических заболеваний, разработанные в трудах З Фрейда и его последователей.
В основе психоанализа представление о доминирующей роли бессознательного в психике человека.
Слайд 29

Зигмунд Фрейд (1896 – 1939) Основные работы: «Тотем и табу», «Психология бессознательного», «Толкование сновидений» и др.

Зигмунд Фрейд (1896 – 1939)
Основные работы:
«Тотем и табу»,
«Психология бессознательного»,


«Толкование сновидений» и др.
Слайд 30

В психике человека Фрейд выделил 3 уровня: «Оно» – бессознательное, сфера

В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:
«Оно» – бессознательное, сфера

инстинктов;
«Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;
«Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.
Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений:
сексуальные инстинкты (либидо) и
инстинкт самосохранения (влечение к жизни).
Сублимация – переключение энергии либидо на социально одобряемые цели.
Слайд 31

Карл Густав Юнг (1875 – 1961) швейцарский психолог и социолог. Центральное

Карл Густав Юнг (1875 – 1961)

швейцарский
психолог и социолог.
Центральное понятие -

«коллективное бессознательное.
Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы.
Слайд 32

Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.) немецкий философ, социолог, психолог, представитель

Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.) немецкий философ, социолог, психолог, представитель неофрейдизма.

Центральное

понятие его учения –
«социальное бессознательное» - совокупность черт характера, возникающих у большинства членов данной социальной группы в результате общего образа жизни и общих переживаний.
Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.