Содержание

Слайд 2

Алфавит ЯП Pascal Алфавит языка Паскаль включает в себя следующие символы:

Алфавит ЯП Pascal

Алфавит языка Паскаль включает в себя следующие символы:
прописные

и строчные буквы латинского алфавита от A до z,а также символ подчеркивания ( _ ), который тоже считается буквой. Прописные и строчные буквы взаимозаменяемы (рАвНоЗнАчНы);
арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9;
Слайд 3

специальные одиночные знаки: + - * / = . , :

специальные одиночные знаки: + - * / = < > .

, : ; ^ $ # @;
специальные парные знаки: [ ] ( ) { } ;
составные знаки : < = > = < > ( * * ) ( ).
В состав ЯП Паскаль входят также буквы русского алфавита, но они могут использоваться только при вводе и выводе данных строкового типа (т.е. при вводе и выводе текста заключённого в апострофы (''), или в комментариях к программе).
Слайд 4

Структура программы Программа на языке Паскаль состоит из "заголовка" и "тела"

Структура программы

Программа на языке Паскаль состоит из "заголовка" и "тела"

программы, называемого блоком. В "заголовке" программы даётся имя и перечисляются её параметры (если это необходимо). Далее следует раздел подключения модулей, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.
Слайд 5

После него идёт описательная часть программы (блок описаний) , состоящая из

После него идёт описательная часть программы (блок описаний) , состоящая из

пяти разделов, причем любой из них, кроме описания переменных, может отсутствовать. В блоке описаний разделы обычно следуют в таком порядке:
описание меток;
определение констант;
определение типов;
описание переменных;
описание процедур и функций.
Слайд 6

Далее следует блок begin ... end (раздел операторов), внутри которого находятся

Далее следует блок begin ... end (раздел операторов), внутри которого находятся

операторы, отделяемые один от другого символом "точка с запятой".
Слайд 7

Слайд 8

Идентификаторы и зарезервированные слова Имена переменных, констант, меток, типов, модулей, процедур

Идентификаторы и зарезервированные слова

Имена переменных, констант, меток, типов, модулей, процедур и

функций, используемых в программе, называются - идентификаторами. Имена задаёт разработчик программы. На имена (идентификаторы) накладываются некоторые ограничения, такие как невозможность использования ключевых (служебных) слов, например integer или var. Идентификатор должен начинаться с буквы и может содержать буквы латинского алфавита, цифры и знаки подчеркивания.
Слайд 9

Символ подчеркивания "_" также считается буквой. Желательно выбирать мнемонические имена, т.е.

Символ подчеркивания "_" также считается буквой. Желательно выбирать мнемонические имена, т.е.

несущие смысловую нагрузку, как, например, result, summa, cena. Использование осмысленных имен предпочтительнее, так как это делает программу более простой для понимания.
Например:
al, b_2, k123, _d - идентификаторы,
la, и2 , @ru - не идентификаторы.
Слайд 10

Константы Постоянной (константой) называется величина, значение которой не изменяется в процессе

Константы

Постоянной (константой) называется величина, значение которой не изменяется в процессе исполнения

алгоритма.
Раздел описания именованных констант начинается со служебного слова const, после которого следуют строки вида:
- имя константы = значение; или
- имя константы : тип = значение;
Слайд 11

Например: const Pi = 3.14; Number = 10; Name = 'Victor';

Например:

const
Pi = 3.14; Number = 10; Name = 'Victor'; Cifra =

['0'..'9'];
Mass: array [1..5] of integer = (1,3,5,7,9);
Spisok: record name: string; age: integer end = (name: 'Иван'; age: 17);
Слайд 12

Переменные Любая программа обрабатывает некоторые данные. Данные могут быть представлены только

Переменные

Любая программа обрабатывает некоторые данные. Данные могут быть представлены только

как константы или переменные, причём имеющие собственные идентификаторы (имена). Как уже говорилось, рекомендуется давать имена отражающие смысл константы или переменной.
Слайд 13

Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма. Раздел

Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения алгоритма.
Раздел описания

переменных начинается со служебного слова var, после которого следуют элементы описания. Переменные могут описываться как в начале программы, так и непосредственно внутри любого блока begin ... end. Внутриблочные описания переменных имеют тот же вид, что и в разделе описаний.
begin
var a1,a2,a3: integer;
end.
Слайд 14

Типы переменных В программах написанных на ЯП PascalABC используются данные следующих

Типы переменных

В программах написанных на ЯП PascalABC используются данные следующих типов:
integer

(целый)
byte (байтовый)
real (вещественный)
Слайд 15

complex (комплексный) string (строковый) char (символьный) boolean (логический) тип "массив“ Процедурный Файловый Классовый и некоторые другие.

complex (комплексный)
string (строковый)
char (символьный)
boolean (логический)
тип "массив“
Процедурный
Файловый
Классовый
и некоторые другие.

Слайд 16

Типы в PascalABC подразделяются на простые, строковые, структурированные, типы указателей, процедурные

Типы в PascalABC подразделяются на простые, строковые, структурированные, типы указателей, процедурные

и классовые.
К простым относятся числовые (целые и вещественные) типы, логический, символьный, перечислимый и диапазонный тип.
Перечислимый тип данных задается перечислением всех значений, которые может принимать переменная данного типа. При описании отдельные значения указываются через запятую, а весь список заключается в круглые скобки. Например:
Var Mesyac: (May,June,July,August );
Слайд 17

Структурированные типы (т.е. имеющие какую-то структуру), образовываются массивами, записями, множествами и

Структурированные типы (т.е. имеющие какую-то структуру), образовываются массивами, записями, множествами и

файлами.
Все простые типы, кроме вещественного, являются порядковыми.
Слайд 18

Типы данных Порядковые целые. К порядковым относятся также перечислимый и интервальный

Типы данных

Порядковые целые.
К порядковым относятся также перечислимый и

интервальный тип.
Перечислимый тип определяется упорядоченным набором идентификаторов.
Слайд 19

Интервальный тип представляет собой подмножество значений целого, символьного или перечислимого типа

Интервальный тип представляет собой подмножество значений целого, символьного или перечислимого типа

и описывается в виде a..b, где a - нижняя, b - верхняя граница интервального типа:
Слайд 20

Вещественный тип. Константы типа real можно записывать как в форме с

Вещественный тип.
Константы типа real можно записывать как в форме с плавающей

точкой, так и в экспоненциальной форме: 1.7; 0.013; 2.5e3 (2500); 1.4e-1 (0.14).
Логический тип.
Тип boolean (логический). Переменные и константы логического типа занимают 1 байт и могут иметь одно из двух значений, задаваемых константами True (истина - 1 ) и False (ложь - 0).
Слайд 21

Строковый тип. Тип string (строковый). Применяется при использовании текстовых данных в

Строковый тип.
Тип string (строковый). Применяется при использовании текстовых данных в

программе, состоит из набора последовательно расположенных символов char . Пример описания:
var s: string;
Слайд 22

Комментарии к программе В программе может присутствовать текст написанный разработчиком для

Комментарии к программе

В программе может присутствовать текст написанный разработчиком для пояснения

к программе. Этот текст называется "комментарием к программе". Даже опытные программисты считают необходимым присутствие комментариев в программах.
Слайд 23

Комментарии заключаются между скобками { ...}, (*...*) или пишутся после символов

Комментарии заключаются между скобками { ...}, (*...*) или пишутся после символов

// (слеш). Комментарии не воспринимаются компьютером и не обрабатываются программой.
{ это - комментарий }
(* это - тоже комментарий *)
// это - тоже комментарий
Слайд 24

Действия над данными В алгоритмах программ участвуют выражения. Простыми выражениями являются

Действия над данными

В алгоритмах программ участвуют выражения. Простыми выражениями являются переменные

и константы. Сложные выражения строятся из более простых с использованием операций, скобок, вызовов функций, процедур, индексов и приведений типов. Данные, к которым применяются операции, называются операндами. Операциями в ЯП называются действия над данными (операндами).
Слайд 25

В Pascal ABC имеются следующие операции: @, not, ∧, *, /,

В Pascal ABC имеются следующие операции: @, not, ∧, *, /,

div, mod, and, +, -, or, =, >, <, <>, <= , >=.
Слайд 26

Операторы ЯП Pascal Оператор присваивания. Оператор присваивания в Паскале выглядит так

Операторы ЯП Pascal

Оператор присваивания.
Оператор присваивания в Паскале выглядит так "

:= ". Он служит для определения или переопределения значения переменной.
Например: a:=1000; b:=5; a:=a+b;
Слайд 27

Условный оператор. Если в задаче, в зависимости от какого-либо условия, нужно

Условный оператор.
Если в задаче, в зависимости от какого-либо условия, нужно будет

двигаться по разным путям, то алгоритм такой решения такой задачи называется ветвящимся. таким оператором является условный оператор (if - если, else - иначе).
Условный оператор позволяет проверить некоторое условие, и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор - это средство ветвления вычислительного процесса. Условный оператор имеет полную и краткую формы.
Слайд 28

Полная форма условного оператора выглядит следующим образом: if условие then оператор1

Полная форма условного оператора выглядит следующим образом:
if условие then оператор1

// если выполняется условие, выполнить оператор1 else оператор2 // иначе выполнить оператор 2
В качестве условия указывается какое-либо логическое выражение. Если условие оказывается истинным, то выполняется оператор1, в противном случае выполняется оператор2.
Краткая форма условного оператора имеет вид:
if условие then оператор
Слайд 29

Если условие оказывается истинным, то выполняется оператор, в противном случае происходит

Если условие оказывается истинным, то выполняется оператор, в противном случае происходит

переход к следующему оператору программы.
Оператор выбора.
Иногда требуется осуществить выбор более чем из двух условий. В этом случае применяется оператор множественного выбора, позволяющий выбрать из списка одно из условий.
Слайд 30

Оператор выбора выполняет одно действие из нескольких в зависимости от значения

Оператор выбора выполняет одно действие из нескольких в зависимости от значения

некоторого выражения, называемого переключателем. Он имеет следующий вид:
case переключатель of
список выбора 1: оператор1;
список выбора N: операторы; else операторО
end;
Слайд 31

Переключатель представляет собой выражение порядкового типа (целого, символьного, перечислимого или интервального),

Переключатель представляет собой выражение порядкового типа (целого, символьного, перечислимого или интервального),

а списки выбора содержат константы совместимого типа. Как и в операторе if, ветвь else может отсутствовать.
Слайд 32

Оператор case (в случае) работает следующим образом. В списке выбора проверяется

Оператор case (в случае) работает следующим образом. В списке выбора проверяется

на совпадение текущее значение переключателя и меток списка, и если найдено совпадение, то выполняется оператор, соответствующий данной строке списка. Если же значение переключателя не найдено ни в одной строке, то выполняется оператор else. В случае, если ветвь else отсутствует, оператор case не выполняет никаких действий, а управление передается внешнему оператору, следующему за конструкцией CASE.
Слайд 33

Оператор безусловного перехода goto. Оператор безусловного перехода goto используется для изменения

Оператор безусловного перехода goto.
Оператор безусловного перехода goto используется для изменения

естествен­ной последовательности выполнения программы, и имеет следующую форму:
goto метка
Содержимое строки можно интерпретировать как:
перейти к <метке>
Он передаёт выполнение программы к оператору, помеченному меткой.
Слайд 34

Метки должны быть описаны в разделе меток с использованием служебного слова

Метки должны быть описаны в разделе меток с использованием служебного слова

label: label 1,2,3;
Например:
label 1,2;//метки
begin
i:=6;
2: if i<0 then goto 1;//условие перехода к метке 1
write(i); //выводим значение i
Dec(i); //увеличиваем i на 1
goto 2; //переходим к метке 2
1: //метка 1
end.
Слайд 35

Циклы. Итерация. Цикл предназначен для повторения одной и той же последовательности

Циклы. Итерация.

Цикл предназначен для повторения одной и той же последовательности

команд неоднократно (до тех пор, пока не выполнится какое-либо условие).
Каждое повторение цикла называется - итерация.
Слайд 36

Цикл с известным количеством повторений FOR. Оператор цикла for (для) имеет

Цикл с известным количеством повторений FOR.

Оператор цикла for (для) имеет

одну из двух форм:
for переменная:=начальное значение to конечное значение do оператор
или
for переменная:=начальное значение downto конечное значение do оператор
Слайд 37

Для обеих форм содержимое строк можно интерпретировать как: для := до

Для обеих форм содержимое строк можно интерпретировать как:
для <параметр цикла>:=<нач.знач>

до <конеч.знач> выполнять <оператор>
Содержимое текста от слова for до слова do включительно называется заголовком цикла, а оператор после do - телом цикла. Переменная после слова for называется параметром цикла.
Слайд 38

Для цикла с ключевым словом to значение параметра цикла последовательно увеличивается

Для цикла с ключевым словом to значение параметра цикла последовательно увеличивается

на единицу при каждом прохождении цикла (повторе). Для цикла с ключевым словом downto значение параметра цикла при каждом повторе последовательно уменьшается на единицу.
Слайд 39

Цикл с неизвестным количеством повторений WHILE В цикле с неизвестным количеством

Цикл с неизвестным количеством повторений WHILE

В цикле с неизвестным количеством повторений

вместо счётчика цикла используется условие выхода из цикла. Оператор цикла while имеет следующую форму:
while условие do оператор
Эту строку можно интерпретировать как: пока выполняется <условие> выполнять <оператор>
Слайд 40

Условие представляет собой выражение логического типа и может быть простым, с

Условие представляет собой выражение логического типа и может быть простым, с

использованием операций отношения (<, >, <=, >=, =, <>), или составным с ис­пользованием логических операций ('и', 'или'). Оператор после do называется телом цикла.
Слайд 41

Цикл с неизвестным количеством повторений REPEAT. Оператор цикла repeat имеет следующую

Цикл с неизвестным количеством повторений REPEAT.

Оператор цикла repeat имеет следующую

форму:
repeat операторы until условие
Эту строку можно понимать как:
повторять < операторы > до тех пор, пока не выполнится < условие >
В отличие от цикла while, условие вычисляется после очередной итерации цикла, и если оно истинно, то происходит выход из цикла. Таким образом, операторы, образующие тело цикла оператора repeat, выполняются по крайней мере один раз.
Слайд 42

Процедуры и функции в ЯП Паскаль. Рекурсия. Функциями называют такие группы

Процедуры и функции в ЯП Паскаль. Рекурсия.

Функциями называют такие группы команд,

которые при своём выполнении производят какие-либо вычисления и соответственно возвращают какое-то значение (вычисляет синус, корень, модуль числа, длину строки и т.д.). Процедурами называют какие-либо действия, которые выполняет программа (очищает экран, считывает данные с клавиатуры, выводит данные на экран, удаляет символы из строки и т.п.).
Слайд 43

Все процедуры и функции делятся на две группы: стандартные и пользовательские

Все процедуры и функции делятся на две группы:
стандартные и пользовательские

(создаваемые разработчиком программы). Стандартные, входят в состав языка и вызываются для выполнения по своему имени. Процедура или функция представляет собой последовательность операторов, которая имеет имя, список параметров и может быть вызвана из различных частей программы.
Слайд 44

И процедура, и функция должна иметь собственное имя и может содержать

И процедура, и функция должна иметь собственное имя и может содержать

произвольное число операторов и даже внутренних процедур и функций. Любая используемая в программе процедура или функция должна быть предварительно описана в разделе описаний.
Процедуры и функции, создаваемые разработчиком программы, должны соответствовать следующему виду:
Слайд 45

Описание процедуры: procedure имя(список формальных параметров); раздел описаний begin Операторы end;

Описание процедуры:

procedure имя(список формальных параметров); раздел описаний
begin
Операторы
end;

Слайд 46

Описание функции: function имя(список формальных параметров) : тип возвращаемого значения; раздел описаний begin операторы end;

Описание функции:

function имя(список формальных параметров) : тип возвращаемого значения; раздел описаний
begin
операторы


end;
Слайд 47

Массивы Массив - это упорядоченная последовательность данных одного типа, рассмат­риваемых как

Массивы

Массив - это упорядоченная последовательность данных одного типа, рассмат­риваемых как единое

целое. Доступ к элементам массива осуществляется по индексу (порядковому номеру). В качестве данных в массивах могут храниться переменные числового, строкового и других типов, кроме файлового. При описании массива, ему присваивается имя, пишется служебное слово array, указывается число входящих в массив элементов [ ... ] и тип этих элементов.
Слайд 48

Например: Диапазон массива задается левой и правой границами изменения индекса массива,

Например:

Диапазон массива задается левой и правой границами изменения индекса массива, так

что, массив а состоит из 15 элементов, массив mass1 - из 31, а массив massiv - из 256 элементов.
Слайд 49

Доступ к каждому элементу массива в программе осуществляется при помощи индекса.

Доступ к каждому элементу массива в программе осуществляется при помощи индекса.

В случае, когда левая граница диапазона равна 1, индекс элемента совпадает с его порядковым номером. В программе имя любого элемента массива состоит из имени массива и индекса элемента в квадратных скобках. Например:
а[5];
mass1[3];
massiv[256];
Слайд 50

Массивы бывают одномерные и многомерные. Одномерные массивы. Массив называется одномерным (линейным),

Массивы бывают одномерные и многомерные.

Одномерные массивы.
Массив называется одномерным (линейным),

если у каждого из его элементов имеется только один индекс.
Слайд 51

К примеру, если мы будем в течение месяца ежедневно записывать среднесуточную

К примеру, если мы будем в течение месяца ежедневно записывать среднесуточную

температуру, и заносить эти данные в таблицу,
то у нас получится одномерный массив, в котором будет храниться переменная t[j], с одним индексом (номером столбца).
t[1], t[2], t[3], ... , t[n].
Слайд 52

Пример описания двумерного массива (4 - строки, 6 - столбцов): Var

Пример описания двумерного массива (4 - строки, 6 - столбцов):
Var

A: array [1…4,1…6] of real;
Для указания границ массива можно применять константы:
Const a=4; b=6;
Var A: array [1…a, 1…b] of integer;
Обработку массивов производят с помощью циклов.
Слайд 53

Ввод и вывод данных. ВВОД исходных данных с клавиатуры, из файла

Ввод и вывод данных.

ВВОД исходных данных с клавиатуры, из файла

или с носителя информации;
ОБРАБОТКА данных с помощью операторов языка Pascal ABC;
ВЫВОД результатов обработки на экран, принтер, в файл или на носитель информации.
Слайд 54

Для того, чтобы ввести или вывести данные, необходимо выполнить определённые команды

Для того, чтобы ввести или вывести данные, необходимо выполнить определённые команды

(процедуры). Процедура, которая в режиме диалога с клавиатуры присваивает значение для переменной величины, называется процедурой ввода.
В языке Pascal эта команда выглядит следующим образом:
read(список переменных);
Слайд 55

Например: Var X : real; Y: integer; Z : char; Begin read(X, Y, Z) End.

Например:

Var
X : real; Y: integer; Z : char;
Begin
read(X, Y, Z)
End.

Слайд 56

Процедура, которая выводит содержимое переменных на экран, называется процедурой вывода на

Процедура, которая выводит содержимое переменных на экран, называется процедурой вывода на

экран.
В языке Pascal эта команда выглядит следующим образом:
write (список переменных);
Слайд 57

Например: Var X : real; Y: integer; Z : char; Begin

Например:

Var X : real; Y: integer; Z : char;
Begin
read(X, Y, Z)
write

(X, Y, Z)
Строка (write) интерпретируется: "Вывести на экран через запятую, значения переменных соответственно, как х, y, z ".
Слайд 58

Разработка программ Примерная схема разработки программ: Анализ условия задачи, чёткая формулировка

Разработка программ

Примерная схема разработки программ:
Анализ условия задачи, чёткая формулировка вопроса задачи.
Выделение

исходных данных, определение формы выходных данных.
Детальное изучение задачи.
Определение необходимых переменных и их типа.