Среда программирования ABC Pascal

Содержание

Слайд 2

Алфавит ABC Pascal: латинские буквы от A до Z арабские цифры

Алфавит ABC Pascal:
латинские буквы от A до Z
арабские цифры 0, 1,

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
знаки препинания . , : ; ..
знаки арифметических операций + – * /
знаки логических операций > < = >= <= <>
специальные символы ( ) { } [ ] ' := (* *)
Слайд 3

Основные элементы Pascal: Идентификатор – последовательность латинских букв, арабских цифр, знаков

Основные элементы Pascal:

Идентификатор – последовательность латинских букв, арабских цифр, знаков подчёркивания.

Начинается с латинской буквы. Длина до 127 символов. Используется в качестве имён переменных, меток, программ и подпрограмм. Нельзя в качестве идентификаторов использовать зарезервированные слова.
Слайд 4

Зарезервированные слова – слова, используемые в операторах, названиях операций, функций и

Зарезервированные слова – слова, используемые в операторах, названиях операций, функций и

т. п. Всего их около 80. Например, begin, sin, while.
Константы – постоянные величины. Встречаются числовые (например, 2345, -67, 34.77) и текстовые константы (например, 'const', 'константа'). В числовых константах вместо запятой используется точка. В текстовых константах возможно использование кириллицы. Текстовые константы заключаются в апострофы.
Слайд 5

Переменные – это идентификаторы (имена), используемые для обозначения исходных данных и

Переменные – это идентификаторы (имена), используемые для обозначения исходных данных и

результатов вычислений. Переменные в ходе выполнения программы могут менять значения (например, A, A1, X21,Z).
Слайд 6

Выражение – последовательность переменных и числовых констант, объединённых знаками арифметических (арифметическое

Выражение – последовательность переменных и числовых констант, объединённых знаками арифметических (арифметическое

выражение, например, Pi*r+1/2.5, Х/5 + 2.5 0) или арифметических и логических операций (логические выражения, например, Х + 2.5 = 0, x+1>=12). Выражения всегда записываются в строчку, указывая все арифметические операции, включая знак умножения (например, математическое выражение записывается – (X+Y)/2.5-3*Sqrt(X*X-Y*Y)). Математическое уравнение y= –3x3 + 0,475x – 45,5 записывается – y:=–3*x*x*x+0.475*x–45.5;)
Слайд 7

Комментарии – это пояснения, вставляемые в текст программы. Комментарий - любой

Комментарии – это пояснения, вставляемые в текст программы. Комментарий - любой

текст, заключённый в { } или (* *). Комментарии не выполняются программой.
Оператор – это инструкция, которую должен выполнить Pascal. Программа состоит из последовательности операторов.
Слайд 8

Операторы. Исполняемые операторы должны заканчиваться – ; Существует несколько типов операторов:

Операторы. Исполняемые операторы должны заканчиваться – ; Существует несколько типов операторов:
Оператор

присваивания – это последовательность из переменной, знака присваивания ( := ) и арифметического выражения. Например, x:=x+1;
Слайд 9

Структурный оператор – это оператор, состоящий из нескольких зарезервированных слов и

Структурный оператор – это оператор, состоящий из нескольких зарезервированных слов и

логических проверок. К ним относятся операторы циклов и условные операторы.
Нестандартные операторы – это подпрограммы, оформленные стандартным образом и записанные в библиотеки (модули). Вызываются при указании имени и параметров.
Слайд 10

Составной оператор – это группа операторов, заключённая между begin … end;

Составной оператор – это группа операторов, заключённая между begin … end;
Begin

Оператор 1; Оператор 2; … Оператор n;
End;
Пустой оператор – оператор Begin End;, не выполняющий никакого действия.
Слайд 11

Встроенные стандартные математические функции в Pascal

Встроенные стандартные математические функции в Pascal

Слайд 12

Структура программы

Структура программы

Слайд 13

Переменные. Описание переменных. Все переменные должны быть описаны с указанием типа:

Переменные. Описание переменных.

Все переменные должны быть описаны с указанием типа:
Var a,

b : integer ; f, d, c : read ;
Тип переменных указывается после списка переменных через двоеточие (: ).
Числовые переменные можно описать по-разному, в зависимости от вида (целые, вещественные) и значности чисел:
Слайд 14

Нестандартный оператор очистки экрана: Clrscr; Оператор требует подключения (Uses crt;) модуля

Нестандартный оператор очистки экрана:
Clrscr;
Оператор требует подключения (Uses crt;) модуля crt,

например:
Uses crt;
Begin
Clrscr; … End.
Нестандартный оператор перемещения текстового курсора в заданный символ x строки y: gotoxy(x,y);
Нестандартные оператор изменения фона экрана (цвет фона):
Textbackground(...);
Чтобы очистился весь экран, после оператора textbackground должен следовать оператор clrscr. В противном случае фон меняется только под текущей строкой.
Нестандартные оператор изменения цвета переднего плана (цвет букв):
Textcolor(...);
Например,
Uses crt;
Begin
Textbackground (yellow); clrscr; … Textcolor(blue); … End.
Слайд 15

Операторы ВВОДА данных в переменные с клавиатуры: Read ( ); Readln

Операторы ВВОДА данных в переменные с клавиатуры:

Read (<список переменных>);
Readln

(<список переменных>);
Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.
При переходе к выполнению этих операторов программа ожидает ввода данных и нажатия клавиши Enter.
Данные, вводимые в разные переменные, разделяются пробелом. Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после ввода информации (выполнения оператора) переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.
Пример записи оператора - Readln(k,t,e);
Оператор Readln; без списка переменных используется для задержки информации на экране до нажатия на клавишу Enter и ставится в конце программы.
Слайд 16

Операторы ВЫВОДА текстовой информации на экран : Write( ); Writeln( );

Операторы ВЫВОДА текстовой информации на экран :

Write(<список переменных, констант и арифметических

выражений>);
Writeln(<список переменных, констант и арифметических выражений>);
Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.
Например, Write(2+У, Х);Writeln (‘A=’, а);Write(а, с);
Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после вывода информации переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.
Переменные типа Real рекомендуется выводить в форматированном виде.
Форматированный вывод - вывод информации с указанием размерности, т.е. после переменной через двоеточие указывается количество символов под все число, а затем, для вещественных переменных, снова через двоеточие число десятичных знаков.
Например: Write(а:5:2,с:6:3); - под а отводится 5 символов, включая точку, знак числа и два десятичных знака величины числа. Знак «+» перед числом при выводе будет опущен. Если в а находится число 2,5678, то выведется на экран: _2.56
Слайд 17

Оператор ожидания нажатия на клавишу Readkey; Используется для задержки изображения на

Оператор ожидания нажатия на клавишу
Readkey;
Используется для задержки изображения на экране

до нажатия на клавишу (Enter). Можно ставить в конце программы, перед end.
Слайд 18

Целочисленные арифметические операции Например, Y := 25 div 3; (переменной Y

Целочисленные арифметические операции

Например,
Y := 25 div 3; (переменной Y присваивается

8),
Y := - 25 div 4; (переменной Y присваивается -6),
Y := 13 mod 3; (переменной Y присваивается 1),
Y := 13 mod 4; (переменной У присваивается 1).
Слайд 19

Функции, преобразования числовых переменных Примеры: Y := trunc(13.999); (переменной Y присваивается

Функции, преобразования числовых переменных

Примеры:
Y := trunc(13.999); (переменной Y присваивается 13),
Y :=

trunc(13.111); (переменной Y присваивается 13),
Y := round(3.145); (переменной Y присваивается 3),
Y := round(23.5); (переменной Y присваивается 24),
Y := round(- 12.5); (переменной Y присваивается -13).
Y := int(2.7); (переменной Y присваивается 2),
Y := int(- 32.3) (переменной Y присваивается -32).
Слайд 20

Получение случайных чисел. Random – получение (генерация) случайных чисел в диапазоне

Получение случайных чисел.
Random – получение (генерация) случайных чисел в диапазоне от

0 до 1. Например, Y := random; (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 1, возможно 0.45678).
Random(X) - Получение случайных целых чисел в диапазоне от 0 до (Х-1). Аргумент Х - целое. Например, Y := Random(39); (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 38).
Randomize - Формирование базы случайных чисел, на основе временного таймера ПК. Обеспечивает генерацию неповторяющихся последовательностей случайных чисел. Используется, чтобы получать разные случайные числа при каждом запуске программы. Должен стоять в программе до первого использования функции Random.
Слайд 21

Слайд 22

Примеры программ:

Примеры программ:

Слайд 23

Слайд 24