Шрифты. История развития

Содержание

Слайд 2

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ Письменность является продуктом развития языка и целиком определяется требованиями,

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ

Письменность является продуктом развития языка и целиком определяется требованиями, предъявляемыми

к ней языком, а также наряду с другими факторами развития общества стала влиять на развитие языка.  Язык и письменность с течением времени развиваются и совершенствуются, совершенствуется и алфавит, как совокупность знаков.
Слайд 3

Алфавитом, или азбукой, называется совокупность знаков, принятых для обозначения звуков речи

Алфавитом, или азбукой, называется совокупность знаков, принятых для обозначения звуков речи в

письменной системе какого-либо языка и расположенных в определенном порядке.
Слайд 4

Слово "алфавит" происходит от двух первых греческих букв: "альфа" и "бета".

Слово "алфавит" происходит от двух первых греческих букв: "альфа" и "бета".

В прошлом в России вместо названия "алфавит" употребляли слово "азбука", которое происходило от первых двух букв русского алфавита: "аз" и "буки". Знаки алфавита называются буквами.
Алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний, называется шрифтом.
Слайд 5

Каждая буква современных нам алфавитов представляет собой результат длительного, иногда весьма

Каждая буква современных нам алфавитов представляет собой результат длительного, иногда весьма

сложного развития, и ее форма имеет глубокие исторические корни. В большинстве случаев прообразом современного начертания буквы является изображение конкретного материального одушевленного или не одушевленного предмета. Изменения в развитии алфавита происходили сравнительно медленно, по мере появления новых требований со стороны развивающегося языка.
Слайд 6

Ещё на заре своего развития человек стремился фиксировать проявления окружающей его

Ещё на заре своего развития человек стремился фиксировать проявления окружающей его

действительности и своё отношение к ней. Вначале для этого служили различные предметы, связанные с тем или иным событием и напоминавшие о нём.
Слайд 7

Позже стали употреблять различные условные знаки в виде раковин, камешков, узелков,

Позже стали употреблять различные условные знаки в виде раковин, камешков, узелков,

зарубок, палочек и т.д. С течением времени система сочетаний этих знаков уточнялась и усложнялась, превратившись в так называемое предметное письмо  (узелковое, из раковин и т.п.).
Слайд 8

Узелковое письмо Инков - кипу

Узелковое письмо Инков - кипу

Слайд 9

У ряда народов на ранней ступени их развития получило распространение образно-картинное,

У ряда народов на ранней ступени их развития получило распространение образно-картинное,

или пиктографическое письмо. В этой системе письма определенные события изображались в виде рисунка, примитивного и весьма условного.
Слайд 10

Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись)

Пиктогра́мма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета

или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Слайд 11

Постепенно для ускорения процесса письма выработались упрощенные изображения того или иного

Постепенно для ускорения процесса письма выработались упрощенные изображения того или иного

предмета. Такие знаки-символы по своей форме часто уже не имели ничего общего с видом предметов, которые ими обозначались.
Появились знаки, соответствующие отвлеченным понятиям. Такой вид письма называется образно-символическим или идеографическим.
Слайд 12

Наиболее ранним идеографическим письмом является клинопись, созданная в четвертом тысячелетии до нашей эры шумерами.

Наиболее ранним идеографическим письмом является клинопись, созданная в четвертом тысячелетии до нашей эры

шумерами.
Слайд 13

Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во

Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом

определил писчий материал —глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Слайд 14

Позже клинопись стала применяться в Ассиро-Вавилонии, Армении и у других народов.

Позже клинопись стала применяться в Ассиро-Вавилонии, Армении и у других народов.
В

VI веке до нашей эры клинопись усвоили персы. Наряду с обозначением целых слов они стали обозначать определенными фигурами отдельные звуки речи, однако к алфавиту не перешли.
Слайд 15

К образно-символическому письму относятся также китайские иероглифы (от греческого слова hieroglyphoi

К образно-символическому письму относятся также китайские иероглифы (от греческого слова hieroglyphoi - священная резьба), появление

которых отмечается в третьем тысячелетии до нашей эры. Основой китайских иероглифов являлись упрощенные изображения различных предметов. Особенно хорошо это видно в древнем китайском письме.
Слайд 16

Для обозначения отвлеченных понятий и глаголов в древнейшем китайском письме широко

Для обозначения отвлеченных понятий и глаголов в древнейшем китайском  письме широко

использовались сочетания иероглифов, изображающих материальные предметы. Так, например, глагол «рвать» обозначался знаком «дерево» и расположенным над ним знаком «рука» (19, 21), слово «светлый» изображалось сочетанием знаков «солнце» и «месяц» (22. 25), глагол «петь» - знаками «рот» и «птица» (26—29), «слушать» - знаками «дверь» и «ухо» (30, 31).
Слайд 17

Иероглифическая письменность сохранилась до настоящего времени и существует в трех странах

Иероглифическая письменность сохранилась до настоящего времени и существует в трех странах мира

— Китае, Японии и Корее.
Слайд 18

В Древнем Египте также было создано иероглифическое письмо. Иероглифические надписи уже

В Древнем Египте также было создано иероглифическое письмо. Иероглифические надписи уже встречаются

на памятниках и в пирамидах, сооруженных египтянами около трех тысяч лет до нашей эры. Древнеегипетские иероглифы представляют, как правило, знаки, начертание которых точно воспроизводит форму обозначаемого предмета.
Слайд 19

Слайд 20

Древние египтяне почти решили проблему перехода от образно-символического письма к звуковому

Древние египтяне почти решили проблему перехода от образно-символического письма к звуковому -

фонетическому. Со временем иероглифы стали применяться для обозначения слогов, а потом и звуков. Для этого использовались иероглифы, начальные звуки которых совпадали с требуемым звуком. Всего у египтян насчитывалось до двадцати пяти таких букв, однако полный переход на фонетическое письмо ими осуществлен не был.
Слайд 21

Греки познакомились ввели обозначения гласных звуков. Например, греческой букве "альфа" соответствует

Греки познакомились ввели обозначения гласных звуков. Например, греческой букве "альфа" соответствует буква

"алеф", букве "бета" - "бет", "дельта" - "далет" и т.д.
Слайд 22

Греческие колонии в Италии перенесли туда свою письменность, на основе которой

Греческие колонии в Италии перенесли туда свою письменность, на основе которой

были созданы различные варианты латинского алфавита. Древнейшим памятником латинской письменности является так называемый сосуд Дуэна, относящийся к V веку до нашей эры. Надпись на сосуде выполнена левым направлением.
Слайд 23

Слайд 24

После объединения Римом Италии впервом веке до нашей эры был введён

После объединения Римом Италии впервом веке до нашей эры был введён единый латинский

алфавит, сохранившийся практически без изменений до нашего времени. В новом алфавите были устранены дополнительные значки, имевшиеся в ранних латинских алфавитах, усложнявшие письмо и затрудняющие чтение. Латинский алфавит стал распространяться в Западной Европе и вскоре стал там основным алфавитом.
Слайд 25

Слайд 26

Огромное значение для развития шрифтов в первой половине XV века имело

Огромное значение для развития шрифтов в первой половине XV века имело появление книгопечатания

с применением подвижных литер. Книгопечатание существовало и ранее, однако печатание производилось с досок, на которых вырезались тексты. Впервые этот способ был применен в VI в Китае. В Китае же в IX веке существовало книгопечатание подвижными литерами из обожженной глины. Изобретателем этого способа считается кузнец Пи-шень.
Слайд 27

Повсеместное использование подвижных литер для книгопечатания началось только после разработки этого

Повсеместное использование подвижных литер для книгопечатания началось только после разработки этого

способа Иоганном Гутенбергом. Он применил для массового производства литер резные пуансоны и матрицы, выдавливаемые с помощью пуансонов в мягком металле. В матрицах из легкоплавких сплавов отливались литеры.
Слайд 28

Слайд 29

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ НА РУСИ О месте и времени возникновения славянской азбуки

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ НА РУСИ

О месте и времени возникновения славянской азбуки мнения ученых

различны. Св. Кирилл, именем которого названа славянская азбука, возможно, создавал ее на основе "русскых письмен" (о них упоминается в его "Житии"), постепенно изменяя и дополняя. Между тем, в древней славянской письменности, наряду с кириллицей, мы видим и другую азбуку - глаголицу. Есть мнение, что св. Кирилл изобрел именно "глаголицу", а "кириллица" возникла спустя полвека, в школе болгарского царя Симеона, в конце Х века. Слово "глаголица" обозначает азбуку вообще.
Слайд 30

Глаголица основана на греческой скорописи более раннего периода VI-VII веков, а

Глаголица основана на греческой скорописи более раннего периода VI-VII веков, а кириллица - точное

повторение греческого литургического устава IX века. О более древнем происхождении глаголицы говорит и то, что форма знаков глаголицы, видимо, подвергалась изменениям. Благодаря стремлению писцов к "украшательству", буквы постепенно приобрели причудливо-замысловатую форму, которая отличает глаголицу от других алфавитов, делает её непохожей, за исключением некоторых букв, на свою прародительницу, греческую азбуку. Глаголица существовала на протяжении большого отрезка времени и, как это всегда бывает, впоследствии была заменена более простой и удобной кириллицей.
Слайд 31

Слайд 32

Можно допустить также, что св. Кирилл при создании новой славянской азбуки

Можно допустить также, что св. Кирилл при создании новой славянской азбуки

использовал характерные славянские знаки из древней глаголицы, есть основания утверждать, что письменность на Руси существовала и раньше, об этом свидетельствуют торговые и дипломатические отношения, культурные связи с Византией, подтвержденные письменными источниками. Возможно, что весьма заметные следы греческого влияния в рисунке глаголицы облегчили его задачу.
Слайд 33

О ПЕРВЫХ ШРИФТАХ Первые шрифты были рукописными. В переводе с немецкого

О ПЕРВЫХ ШРИФТАХ

Первые шрифты были рукописными. В переводе с немецкого die Schrift означает

почерк, письмо. Основой для большинства европейских шрифтов послужил греческий капитальный (capitalis — главный) шрифт, появившийся в VIII в. до н. э. Знаки этого шрифта были только прописные, не существовало также междусловных пробелов, высота букв в одной строке могла быть различной.
Слайд 34

греческий капитальный шрифт

 греческий капитальный шрифт

Слайд 35

греческий капитальный шрифт

 греческий капитальный шрифт

Слайд 36

Греческий капитальный шрифт совершенствовался, развивался и получил окончательную завершенность в римском

Греческий капитальный шрифт совершенствовался, развивался и получил окончательную завершенность в римском маюскуле —

шрифте, состоящем из больших, т. е. прописных, букв. Такой шрифт применяли для торжественных надписей, выполняемых на камне.
Слайд 37

Такой шрифт применяли для торжественных надписей, выполняемых на камне.

Такой шрифт применяли для торжественных надписей, выполняемых на камне.

Слайд 38

Позднее возник шрифт рустика — деревенский. Он писался пером в наклонном

Позднее возник шрифт рустика — деревенский. Он писался пером в наклонном положении, благодаря

этому вертикальные штрихи получались тонкими, а горизонтальные жирными.
Слайд 39

Наряду с рустикой существовал шрифт квадрата, который имеет сходство с капитальным

Наряду с рустикой существовал шрифт квадрата, который имеет сходство с капитальным шрифтом,

а форма некоторых букв хорошо вписывается в квадрат.
Слайд 40

шрифт квадрата

шрифт квадрата

Слайд 41

Приблизительно к началу нашей эры рукописный шрифт принял еще одну форму

Приблизительно к началу нашей эры рукописный шрифт принял еще одну форму

—унициал. Раньше в колонке текста по ширине строки писалось приблизительно 12 букв (отсюда и происхождение слова "унициал", т.е. двенадцатая часть). Унициал отличается округлостью форм знаков. Эта особенность объясняется, в частности, тем, что для письма использовали тростниковую палочку — калам или кисть, что определило характер букв.
Слайд 42

Необходим был шрифт для повседневной практики, и они стали писаться в

Необходим был шрифт для повседневной практики, и они стали писаться в

виде римского курсива, т.е. "бегущего", "косо лежащего". Со временем из соединения унициального шрифта с курсивом возник полу-унициальный шрифт. Он имел начертания не на двух строчных линиях, как в унициале, а на четырех, из-за того, что у букв появились верхние и нижние выносные элементы. Эти выносные элементы знаменуют постепенный переход к строчным буквам.
Шрифты полу-унициального письма иначе называются минускульными (шрифт маленьких, т.е. строчных, букв).
Слайд 43

Каролингский минускул

Каролингский минускул

Слайд 44

В XII—XIII вв. в Германии, Англии, Фландрии минускул стал постепенно вытесняться остроконечным, угловатым шрифтом, называемым готическим.

В XII—XIII вв. в Германии, Англии, Фландрии минускул стал постепенно вытесняться

остроконечным, угловатым шрифтом, называемым готическим.
Слайд 45

Особенностями раннего готического письма Германии являются темная общая картина письма, сжатость

Особенностями раннего готического письма Германии являются темная общая картина письма, сжатость

букв и надломленность их концов. Узкое письмо позволяет уместить в параграфе больше текста и разделить страницу на две колонки, что приводило к вертикальности в строении страницы.
Такое ломаное готическое письмо, назвали текстурой (textura — дословно ткань).
Слайд 46

Текстура — шрифт с надломленными дугами. Круглоготический шрифт или ротонда —

Текстура — шрифт с надломленными дугами.
Круглоготический шрифт или ротонда — просторнее и с округленными надломами).
Швабский

шрифт (просторный с дугами слева и справа).
Фрактура — наполовину округлая, наполовину надломанная).
Слайд 47

Круглоготический шрифт или ротонда

Круглоготический шрифт или ротонда

Слайд 48

Швабский шрифт

Швабский шрифт

Слайд 49

Фрактура

Фрактура

Слайд 50

АКЦИДЕНТНЫЕ ШРИФТЫ Трафаретный шрифт. Применяется в акциденции для имитации надписей, выполненных

АКЦИДЕНТНЫЕ ШРИФТЫ

Трафаретный шрифт. Применяется в акциденции для имитации надписей, выполненных по

трафаретному шаблону. 

Акцидентные шрифты различны по своим графически-экспрессивным и читабельным параметрам. Оформление заголовков, титулов, обложек и рубрик призывает шрифты быть более сдержанными, дабы не акцентировать на себе все зрительское внимание и гармонировать с основным текстом издания. 

Слайд 51

В эту группу также войдут шрифты крупных кеглей, предназначенные для набора

В эту группу также войдут шрифты крупных кеглей, предназначенные для набора

плакатов и заголовков, и шрифты с чрезмерно выраженными акцидентными признаками: сверхузкий и сверхширокий, сверхсветлый и сверхжирный, сверхконтрастный, антиква-гротеск, ленточная антиква, матричные и моноширинные.
Слайд 52

Акцидентные шрифты обладают повышенным эстетическим воздействием на зрителя. Своеобразные художественные формы

Акцидентные шрифты обладают повышенным эстетическим воздействием на зрителя. Своеобразные художественные формы

вызывают из памяти людей определенные ассоциативные образы, основанные на предшествовавшем опыте, наделяя, тем самым, сообщение дополнительным смысловым контекстом. 
Слайд 53

АКЦИДЕНТНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ: Шрифты в стиле «Модерн», Шрифты в стиле «Арт

АКЦИДЕНТНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ: Шрифты в стиле «Модерн», Шрифты в стиле «Арт

Деко», Шрифты в стиле «Оп-арт». Шрифты в латинском стиле, Антиква-гротеск, Итальянские шрифты, Трафаретные шрифты, Контурные, трехмерные, фактурные и выворотные, Машинописные и моноширинные, Компьютерные и экранные, Экспериментальные шрифты.
Слайд 54

TIMES ROMAN И BASKERVILLE Новый дизайн шрифта, относящийся к 18-ому столетию,

TIMES ROMAN И BASKERVILLE

Новый дизайн шрифта, относящийся к 18-ому столетию, принято

называть переходным из-за его промежуточного положения между старым и современным стилями. К группе переходных шрифтов можно отнести такие шрифты как Times Roman и Baskerville, их отличительными чертами являются более высокая контрастность — вертикальные элементы заметно толще горизонтальных и вертикальная напряженность (символы типа "O" и "0" имеют симметричное построение, хотя строчные буквы, такие, как "e", могут все еще иметь диагональную напряженность), они также выглядят более прямыми, линейными. Засечки этих шрифтов не очень длинные, их форма близка к треугольной, иногда они связаны с основными элементами выносными линиями. Эти шрифты интересны тем, что у них почти нет индивидуальных особенностей (особенно у Times Roman), глаз быстро привыкает к ним, такой незаметный шрифт подходит для набора больших текстовых массивов. Times Roman — наиболее широко известный шрифт из группы переходных.
Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

АНТИКВА Шрифт Гарамон. Относится к группе ренессанс антиквы. Разработан великим мастером

АНТИКВА

Шрифт Гарамон. Относится к группе ренессанс антиквы. Разработан великим мастером словолитного

дела Клодом Гарамоном в 1532 году.
Слайд 58

1. Антиква старого стиля: Венецианская антиква старого стиля, Французская антиква старого

1. Антиква старого стиля: Венецианская антиква старого стиля, Французская антиква старого

стиля, Голландская антиква старого стиля, Английская антиква старого стиля; 2. Переходная антиква; 3. Антиква нового стиля; 4. Брусковые шрифты: Египетские шрифты, Геометрические брусковые шрифты, Гуманистические брусковые шрифты, Шрифты типа Кларендон.
Слайд 59

АНТИКВА Анти́ква (лат. antīqua «древняя») — класс типографских наборных шрифтов с

АНТИКВА

Анти́ква (лат. antīqua «древняя») — класс типографских наборных шрифтов с засечками, появившийся в эпоху Возрождения в Западной Европе. Основой

для разработчиков первых гуманистических, или ренессансных антикв служил рукописный книжный почерк — гуманистический минускул.
Слайд 60

Шрифт Гарамон. Относится к группе ренессанс антиквы. Разработан великим мастером словолитного

Шрифт Гарамон. Относится к группе ренессанс антиквы. Разработан великим мастером словолитного

дела Клодом Гарамоном в 1532 году.
Слайд 61

НОВАЯ АНТИКВА Новые шрифтовые идеи развивались в конце 18 — начале

НОВАЯ АНТИКВА

Новые шрифтовые идеи развивались в конце 18 — начале 19

века. Образцы шрифта того периода времени называют новой антиквой. Этот период отличается специфической консервативностью. Развитию антиквенных тенденций способствовала популярность гравюры на меди. Наиболее известные шрифты типа новой антиквы: Джамбатиста Бодони (1740-1813), Фирмен Дидо (1764-1836) и Юстас Вальбаум (1768-1839).
Слайд 62

Новая антиква Переходная антиква

Новая антиква

Переходная антиква

Слайд 63

ГРОТЕСКИ В ХХ веке, экспериментируя с формами готического письма, художники шрифта

ГРОТЕСКИ

В ХХ веке, экспериментируя с формами готического письма, художники шрифта создали

гротесковые шрифты. Шрифты без засечек, прекрасно различимые издалека, формы которых были строги и геометричны. По сей день гротесковые шрифты совершенствуются и занимают главенствующее положение в шрифтовой моде.
Слайд 64

Слайд 65

КАЛЛИГРАФИЯ Вместе с курсивом антиквы из минускула гуманистов образовался вид рукописного

КАЛЛИГРАФИЯ

Вместе с курсивом антиквы из минускула гуманистов образовался вид рукописного письма,

стилистически безупречное исполнение, которого называется каллиграфией(от греческого слова kallos — красивый и grapho — писать). Иногда в каллиграфии, помимо обычного и тонкого пера используют кисти и линейки. Настоящей колыбелью каллиграфии, безусловно являются Китай и Япония, но там она живет по своим сложным, строгим законам с древнейших времен, которые в этой статье пока не могут быть затронуты. Вне Японии и Китая в разные эпохи каллиграфические шрифты имели особые виды.