Балахнинский кружевной промысел

Содержание

Слайд 2

Особое место в культурном наследии Нижегородской области занимает балахнинское кружево. Откуда


Особое место в культурном наследии Нижегородской области занимает балахнинское

кружево. Откуда это искусство пришло в старинный центр соледобычи? Как появился свой «балахонский кружевной манер»? Кто создавал тончайшие кружева с затейливыми узорами в минувшие века? Ответы на эти вопросы раскрывает книга М.В. Карташовой, Л.Ф. Васильевой, С.В. Пуховой «Балахнинский кружевной промысел».
Пристальное внимание в книге уделено коллекции кружев и сколков, хранящихся в фондах Балахнинского музея.
В издании использованы неопубликованные архивные источники и фондовая коллекция Балахнинского музейного историко-художественного комплекса.
Слайд 3

На страницах книги «Балахнинский кружевной промысел» - ажурные косынки, шали, болеро,


На страницах книги «Балахнинский кружевной промысел» - ажурные косынки,

шали, болеро, подзоры и накидки на подушки. Здесь и музейные экспонаты родом из позапрошлого и начала прошлого века, и изделия современных мастериц.
Балахна — небольшой старинный город на берегу Волги в 32 километрах от Нижнего Новгорода, где проживает примерно 50 тысяч человек.
Балахнинские кружевницы в конце ХIХ века участвовали во Всероссийских и губернских кустарно-промышленных выставках.
Свадебное платье английской королевы Виктории в 1840 г. украсили балахнинскими кружевами. Это исторический факт.

подушка для плетения
кружева

Слайд 4

Балахнинское кружево имеет свои определенные наборы рисунков - особый «балахонский манер».

Балахнинское кружево имеет свои определенные наборы рисунков - особый «балахонский

манер». Своеобразие его заключается в лёгкости тюлевых решёток, на которых располагаются густые букеты цветов и гроздья винограда. Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шёлковые «виноградные» косынки. По мнению современников, эти косынки соперничали в тот период с бельгийскими кружевами из Брабанта.
Хороши также известные мотивы «балахонская роза» и «огурец». «Балахонская роза» стала своеобразной визитной карточкой местного растительного орнамента кружев. Существует предание, что блонды (шелковые кружева) с алыми розочками, обведёнными белой шёлковой сканью, на золотисто-бежевом фоне были заказаны балахнинским мастерицам самой Екатериной II.
Слайд 5

Балахнинское кружево — многопарное. То есть для плетения используется сразу много

Балахнинское кружево — многопарное. То есть для плетения используется сразу

много пар деревянных столбиков, на которые наматываются нитки — они называются коклюшками.
В балахнинской технике кружевница выводит рисунок одновременно по всей ширине.
Слайд 6

Главная отличительная особенность балахнинского кружева от других многопарных техник — клюневая

Главная отличительная особенность балахнинского кружева от других многопарных техник —

клюневая решетка. Это орнамент, который используется как фоновый, и больше, кроме как в Балахне, нигде не встречается.

клюневая
решетка,

Слайд 7

В книге «Балахнинский кружевной промысел» в шестой главе дана технология плетения

В книге «Балахнинский кружевной промысел» в шестой главе дана технология

плетения «балахнинского кружева». Рассказывается как выплетаются фоновые решетки и показаны
девять этапов создания кружева.
Слайд 8

Одна кружевница разрабатывает дизайн, а вторая — плетет. Одним кружевницам лучше


Одна кружевница разрабатывает дизайн, а вторая — плетет. Одним

кружевницам лучше удается первое, другим — второе. Макет рисунка называется сколком — он кладется на специальную подушку и поверх него накалываются булавки. На них крепятся нитки в процессе плетения. Сколки кружевницы рисуют сами или заимствуют друг у друга.
сколок кружевной

намотка ниток на коклюшки

Слайд 9

Бежевый шарф в сцепной технике плетения. Платок и шарф из чёрного шёлка в многопарной технике плетения

Бежевый шарф в сцепной технике плетения.
Платок и шарф из чёрного

шёлка в многопарной технике плетения