Драматургия. Базовые принципы формы (часть 1)

Содержание

Слайд 2

Базовые принципы формы Драма – это мир идей. Каждый сценарий толкают

Базовые принципы формы

Драма – это мир идей.
Каждый сценарий толкают вперед

десятки идей. В основу каждого фильма положены сотни идей. Но в каждом деле есть немного фундаментальных идей, которые лежат в основе всего. Это относится и к драме, частью которой является кинематограф.
Слайд 3

«Шекспир и телесериалы функционируют по одним и тем же базовым принципам,

«Шекспир и телесериалы функционируют по одним и тем же базовым принципам,

лежащим в основе каждой драматической конструкции»
Слайд 4

«Формула успеха» и форма драмы В «формуле успеха» у режиссера достаточно

«Формула успеха» и форма драмы

В «формуле успеха» у режиссера достаточно скромное место. Сейчас

много главных по этому делу: мастера маркетинга, дистрибьюции, менеджмента, маркенчайзинга и всякого такого…
У драмы должна быть форма. Не формула, а форма. Она помогает выразить вашу идею, и зарядить зрителей эмоциями. Предел нашего успеха в рассказывании истории – довести эмоции зрителей до максимума, который с древнегреческих времен называется «катарсис» – очищение души через страх и сострадание.
Слайд 5

«Мы вначале имеем интеллектуальный замысел. И наша задача опустить его в

«Мы вначале имеем интеллектуальный замысел. И наша задача опустить его в

область сердца, не задерживаясь по дороге в области мозга»
Ингмар Бергман
«Наше дело – обмен эмоциями со зрителями»
 Лев Толстой.
Слайд 6

Уверенное ремесло раскрепощает безумие таланта, дает ему зеленый свет. Не меньше

Уверенное ремесло раскрепощает безумие таланта, дает ему зеленый свет.
Не меньше таланта

важно умение. Проще сказать, ремесло. Оно помогает таланту избежать наиболее распространенных ошибок.
Слайд 7

Почему Лев Толстой терпеть не мог Шекспира Прозаик создает картину мира

Почему Лев Толстой терпеть не мог Шекспира

Прозаик создает картину мира словами,

как художник красками. Текст прозы богат разнообразными речевыми оборотами, стиль передает невыразимые тонкости. Прозаик описывает зыбкие настроения, формулирует глубокие и парадоксальные мысли. Такова проза Бунина, Набокова. Главное – в стиле, который создают отточенные фразы.
Текст драмы (в том числе сценария) отличается от прозы как день от ночи. Описания безлики и стереотипны. Диалог функционален. Главное – это увлекательная история, где характеры попадают в затруднительные положения. Поэзия таится в действиях актеров драмы, играют ли они в театре или в кино, в спектакле или в фильме
Слайд 8

Талант рассказчика истории Немногие люди обладают талантом рассказчика историй. Толстой и

Талант рассказчика истории

Немногие люди обладают талантом рассказчика историй. Толстой и Шекспир

оба обладали этим даром. Но для Толстого сочинить историю значило сделать только первый шаг. Романы Толстого – это созданные одним человеком кинофильмы, где точнейшим образом описан каждый кадр.
Слайд 9

Сердце истории Тысячи режиссеров умирают от счастья, когда могут идеи Шекспира

Сердце истории

Тысячи режиссеров умирают от счастья, когда могут идеи Шекспира развить

и превратить в свои. К энергетическому ядру Шекспира прилипает все талантливое. Каждый найдет свое развитие. Для этого и работает драматург: он пишет не для читателей, а для артистов. Итог работы – спектакль, кинофильм, сериал.
Слайд 10

В сильном драматическом сюжете всегда сталкиваются крайности: жизнь и смерть, благородство

В сильном драматическом сюжете всегда сталкиваются крайности: жизнь и смерть, благородство

и предательство, богатство и нищета, отчаяние и надежда. Чем ближе смрадное дыхание ада к ангельским кущам рая, чем плотнее они смыкаются в сюжете, тем глубже пронзает драма душу зрителя. В столкновениях контрастов таится поэтическая мощь драмы.
Слайд 11

Катарсис. От Аристотеля до наших дней. Есть правила, которые помогают избегать

Катарсис. От Аристотеля до наших дней.

Есть правила, которые помогают избегать наиболее

частых ошибок. Это правила профессионального, ремесленного опыта. Эти правила облегчают вам работу по привычным алгоритмам. Вот «это» у вас получилось несколько раз, и значит, получится еще раз.
Но принципы — это что-то другое. Они подсказывают вашей интуиции необычные решения. Принципы опираются на грамотность, но помогают вам играть с правилами.
Принципы соединяют воедино две основы драмы – ваше самовыражение и волнение зрителей. Чем глубже вы постигаете принципы, тем полнее ваш контакт со зрителями. Принципы – это то, что помогает вам двигать зрителей к катарсису.
Слайд 12

Зрители должны испытать катарсис — очищение путем страха и сострадания чужому

Зрители должны испытать катарсис — очищение путем страха и сострадания чужому

горю.
Для этого надо мелодраматическую выдумку превратить в трепетную жизнь. Решение этой задачи потребует долгих месяцев непрерывного труда, оно впитает тысячи маленьких идей и открытий.